Ульяновская область стала одним из десяти регионов, в которых идет реализация федерального пилотного проекта по реформированию органов надзора и контроля. Какие изменения произойдут и станут ли меньше кошмарить проверками малый бизнес?

IMG_5333

В результате реформирования контрольно-надзорных органов планируется отменить действие закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц», заменив его на так называемую риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Ограничения по количеству проверок в тех или иных сегментах бизнеса в этом случае будут устанавливать сами чиновники, в соответствии с ими же и разработанными «риск-профилями». Степень риска будет присвоена каждому бизнесу в различных отраслях и предопределит периодичность проверок.

Идеология контрольно-надзорной деятельности в нашей стране репрессивная и крайне недружественная, – заявил Сергей Морозов на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего бизнеса. – Это и №294-ФЗ и административный кодекс. Именно устранение этой идеологии, и изменение такой психологии работников контрольно-надзорных ведомств будет посвящен наш проект.

Планируется дать регионам возможность самим устанавливать минимальные и максимальные размеры штрафов с учетом экономических особенностей территории.

С начала 2015 года в рамках пилотного проекта отдельные контрольно-надзорные полномочия федеральных ведомств планировалось частично передавать администрациям субъектов РФ. Однако, как нам сообщили в пресс-службе министерства стратегических инициатив и инноваций, в настоящее время передача полномочий еще только предстоит. В целом речь идет о контроле в сферах трудовых отношений, общественного транспорта, земельного надзора, ветеринарного надзора, экологического и природоохранного контроля, фитосанитарного надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей и в сфере рекламы, надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия и контроля за сохранностью автомобильных дорог. Таким образом, в изменениях будут задействованы все надзорные ведомства.

Передача полномочий с федерального уровня на региональный – первая из составляющих риск-ориентированной модели. Вторая – изменение подхода к наказанию провинившегося бизнеса. Планируется дать регионам возможность самим устанавливать минимальные и максимальные размеры штрафов с учетом экономических особенностей территории. Также многие штрафные санкции хотят сделать не фиксированными, а оборотными, зависящими от конкретной ситуации на каждом предприятии. Кроме того, будет введен рейтинг правонарушений и градация наказания по степени социальной опасности. Планируется изменить и региональное законодательство. Так, в частности, будет введено «предупреждение», как отдельный вид наказания, за нарушения, которые будут выявлены в ходе проверок.

В самое ближайшее время административное законодательство Ульяновской области претерпит изменения, – подчеркнул губернатор. – При проведении первичных проверок будет законодательно исключена возможность наложение штрафов.

Планируется применять принцип – «одно основание для проверки – один вывод».

Законодательно закрепят положение, согласно которому, если в ходе плановой проверки не будет выявлено нарушений, то этот бизнес будет освобожден от проверок в течение трех лет. В случае внеплановых или специализированных проверок, будет рекомендовано выносить решение о санкциях только на основании проверочного материала. Таким образом, планируется применять принцип – «одно основание для проверки – один вывод».

На момент публикации ни в одном ведомстве не смогли прокомментировать, коснуться ли законодательные изменения тех проверок (так называемых «рейдов»), которые инициированы муниципалитетами, и к которым привлекаются различные надзорные ведомства. Отметим, что подобные мероприятия в наибольшей степени касаются субъектов малого бизнеса.

Контрольно-надзорные органы считают своим долгом обязательно организовывать проверки, – прокомментировал нововведения известный ульяновский предприниматель Исаак Гринберг. – Не потому что в этом есть необходимость, а потому, что это входит в их функциональные обязанности. Правда, сейчас контрольные проверки нужно согласовывать с прокуратурой. Совсем недавно был случай, когда они организовали письмо-жалобу и в субботу, нерабочий день, организовали проверку. Вопрос пустяковый, но нужный документ оказался недоступен – был в сейфе у руководителя. Были проблемы. Так что я одобряю то, что предлагает руководство области в части того, что надо не крупные неприятности сразу доставлять от нечего делать. Сначала нужно сделать замечание, а потом можно и более серьезные требования применять. Для начала можно ограничиться и предупреждением.

Еще одним нововведением будет создание при каждом надзорном органе согласительной комиссий, которая, во-первых, будет определять целесообразность выхода на ту или иную проверку, во-вторых, прежде чем будет вынесено решение, будет разбирать выявленное нарушение. Цель нововведения – не только выяснить причину нарушения, но и определить срок для устранения. С июня 2015 года согласительные комиссии с участием губернатора начнут действовать при федеральных органов надзора и контроля. В комиссию также войдут и представители бизнеса. Согласительная комиссия, с участием федеральных органов надзорной деятельности (прокуратура и другие надзорные органы), будет коллегиально обсуждать, кто, когда и куда пойдет на проверку, целесообразность этих проверок. В том случае, если региональные практики окажутся успешными, их действие распространят на всю Россию.

Сергей Селеев