11 июня в районном суде в Ишеевке рассматривался очередной иск администрации муниципального района к одной из жительниц многострадального общежития на улице Новокомбинатовской. Суть иска та же, что и в предыдущие разы, – требование выписать женщину из комнаты. Суда фактически не было – администрация отозвала свой иск. Мы же отправились в разваливающееся общежитие разбираться в сути конфликта.

IMG_1214

На Ишеевскую текстильную фабрику приезжали работать из разных регионов страны. В середине 90-ых в одном из корпусов работникам выделили общежитие со всеми удобствами, однако предприятие начало банкротиться. Замок на «Иштексе» повесили в 2005 году, а люди в общежитии несуществующего предприятия жить остались. Администрация отключила центральное отопление и водоснабжение, но жильцы не стали разъезжаться – губернатор пообещал, что в течение нескольких лет всех обеспечат нормальным жильем, выделяя по одной-две квартиры в год, если не в районе, то в городе. Обещанного жилья обитатели общежития, где температура в комнате зимой порой бывает +7 градусов, до сих пор не получили.

– В очередь на получения жилья для малоимущих мы встали ещё в 2005 году, – рассказывает Таисия Кагриманян, проработавшая на фабрике 45 лет, – но документы, которые мы подавали, пропали.

Общежитие находится в управлении у муниципалитета, но до сих пор чиновники не включают многострадальный дом ни в одну из социальных программ. Причина в том, что по документам общежития как жилого помещения не существует – по всем документам конкурсных управляющих в рамках банкротных процессов дом числился нежилым. В таком статусе он пребывает и поныне, хотя договоры социального найма администрация с жильцами заключила. Да и плата за коммунальные услуги исправно собирается, хотя, по словам жильцов, толку от этого немного – после того, как фабрика была признана банкротом, от дома было отключено отопление, налаживать его жителям пришлось самим. Администрация помогла лишь тем, что установила раковину на общей кухне и провела небольшой ремонт кровли.

IMG_1204

Крыша постоянно протекает. В коридорах и комнатах запах сырости. На стенах и потолках кругом грибок. Туалет один на всех жильцов, а в общежитии поныне живут 16 семей. Зимой, по словам жильцов, спать приходится в валенках и куртках. Максимальная температура зимой в комнатах – 18 градусов, и это при трех постоянно работающих обогревателях.

Раньше на первом и втором этаже были электрические плиты и душевые. За десять лет отсюда растащили все, что можно. Два этажа усеяны стеклом, остатками стен и кирпичей, пустыми бутылками – порой сюда наведываются непрошеные гости.

В бывшем фабричном общежитии восемь детей, которые постоянно болеют. Часть жильцов зимует у родственников или в съемных домах и квартирах.

Именно непостоянное проживание по месту регистрации и стало поводом для исков муниципалов. И если сегодня иск по делу Фаины Латыповой администрация отозвала, то, например, семью многодетной матери Светланы Вишняковой из общежития выселили. Как говорят жильцы дома на Новокомбинатовской, чиновники просто пользуются юридической неграмотностью бывших работников «Иштекса».

Приобрести жилье на собственные средства люди не могут – маленьких зарплат и пенсий не хватает. Другого жилья и места регистрации у бывших иштековцев нет. Общих средств не хватает и на проведение независимой экспертизы, которая необходима для признания здания аварийным.

Впрочем, аварийность здания очевидна и безо всякой экспертизы – трещина на стене начинается на первого этажа и разбегается до жилого третьего. В коридоре через щель видно улицу. Этот факт оказался отчасти отраженным в документах – в 2012 году БТИ признало несколько несущих конструкций аварийными, но дальше этого, по словам жильцов, дело не пошло.

– Я-то здесь хоть непостоянно живу, но дети здесь. Вот власть спрашивает – почему народ бунтует? Знаете, что эти несущие рухнут, и, не дай бог, что с детьми случиться, я лично ружье возьму и покажу этим чиновникам, – говорит жительница общежития Наталья Козырева. На фабрике она работала с 70-ых годов. Её дочь живет здесь с трех лет, уже четверть века. Здесь остались только те, кому некуда было уезжать.

IMG_1237

Иски администрации жильцы объясняют просто – “мы их достали”. Но ситуация не выглядит столь уж простой – в мае 2015 года межведомственная комиссия Ишеевской администрации признала возможность проведения в здании капитального ремонта, но это решение было обжаловано прокуратурой. Судебное заседание по этому поводу пройдет 19 июня.

За день до этого состоится очередное заседание рабочей группы. Если ничего не измениться, то жильцы дома-призрака готовы устроить ишеевский Майдан – разбить палатки напротив здания местной администрации рядом с памятником Юрию Горячеву. Наметили организовать палаточный лагерь осенью – холода и неудобств эти люди точно не боятся.

Артем Горбунов