11 июня в здании администрации Засвияжского района должны были пройти публичные слушания по проекту создания и застройки искусственного земельного участка на реке Свияга. Их перенесли на более поздний срок, так как зал смог вместить не более трети собравшихся. Но даже без слушаний сторонники и противники проекта почти сошлись стенка на стенку.

IMG_5724

До начала мероприятия все участники процесса активничают на площади перед зданием администрации: кто-то раздает газету “Зеленого патруля”, под присмотром полиции стоят демонстранты с плакатами “Руки прочь от Свияги”, выступают перед журналистами депутаты и представители общественных организаций.

Очередь на регистрацию участников растягивается на три этажа администрации. Здесь жарко и душно. В общей очереди, кроме простых горожан, можно встретить, например, директора компании “DARS” Сергея Сабанова, депутатов ЗСО Алексея Куринного, Василия Гвоздева и Айрата Гибатдинова, представителей общественных организаций. За 20 минут до конца регистрации кто-то кричит, что мест в зале нет, хотя поток людей нисколько не уменьшается.

IMG_5717

– Вы за застройку или против? – спрашиваю эффектную пожилую женщину с ярко-красными губами и в длиннополой шляпе.
– А ты кто вообще такой? Ничего я тебе сейчас не скажу! – зло отвечает она, теребя в руках паспорт.

Кажется, что каждый ищет в толпе своих сторонников. Обстановка напряженная. Люди толкаются, ругаются, спорят.

– А вы за или против застройки? – спрашивает мужчина у красивой девушки с оранжевым микрофоном в руках.
– А мы СМИ, – отвечает девушка.
– Значит, за, – разочарованно выдыхает мужчина.

Среди собравшихся явно прослеживаются три группы людей: искренние противники застройки, искренние сторонники застройки и довольно значительная группа работников компании “DARS”.

В самом зале мест вообще нет. Заняты не только сидячие места, но даже стоять совершенно негде. Среди собравшихся явно прослеживаются три группы людей: искренние противники застройки, искренние сторонники застройки и довольно значительная группа работников компании “DARS”, которых в честь праздника пораньше отпустили с работы.

В переполненном зале совершенно нечем дышать. Кондиционеры не спасают, приходится открыть все окна. Сторонники и противники проекта начинают переругиваться. Одни обвиняют других в том, что они проплаченные. Что характерно, практически все сторонники застройки сидят на стульях.

IMG_5696

– Надо переносить, конечно, – громогласно заявляет депутат Куринный.
– Ничего не надо! Зря мы что ли с работы уходили! – отвечают сторонники застройки.
– Не переживайте, вам еще раз выходной перенесут, – парирует Куринный.
– И вы соберете еще раз свою бригаду! – не теряются сидящие.

Приехала скорая помощь – неудивительно, что кому-то стало плохо в такой обстановке.

Сидящую молодежь просят уступить место стоящим пенсионерам. Призывы не действуют – люди уже ничего не слышат. Кто-то говорит, что приехала скорая помощь – не удивительно, что кому-то стало плохо в такой обстановке.

– Все хотят высказаться! – неистово кричит с места молодая девушка. – Я не считаю, что ваше мнение единственно верное! Я – житель Дальнего Засвияжья, я хочу, чтобы было где отдыхать, хочу парковую зону. У нас в Засвияжье нет ни одной такой зоны.
– Постройте у себя! – хором кричат противники.
– Вот мы и строим у себя! Нравится вам жить в своем болоте, вот и живите! – также единогласно отвечают сторонники.

IMG_5723

На часах 16.10, никого из президиума нет, хотя слушания должны были начаться еще десять минут назад. Это тоже добавляет накала распрям.

– Все радуются, что наконец-то застроят, – чуть успокоившись, девушка пытается аргументированно доказать необходимость застройки. – А кто-то пишет в мэрию, что в болоте им комфортно. Что за дурь? Сейчас открыли летнюю плазу, семьи идут туда с детьми. Я вот слышала, что там дренаж хороший сделают, построят дома, люди не понимают конечный результат. Там же будет парковая зона! Ни одной набережной сейчас нет в Ульяновске! Это плохо? Меня очень напрягает, что там не благоустроено, что там темные переулки, что там разбита дорога. Там сделают дорогу, разгрузят Пушкаревское кольцо. Я считаю, что это разумно.

Наконец, в зале появляется глава администрации Ульяновска Сергей Панчин. Это можно понять только по тому, что из динамиков раздается его голос, – за толпой людей ничего совершенно не видно.

Оргкомитет принимает решение перенести слушания в более просторное место, о чем будет заранее объявлено публикацией.

– Уважаемые друзья, мы вынуждены перед вами извиниться, – говорит голос из колонок. – Почему? Потому что традиционно публичные слушания, проходившие в Засвияжском районе, проходили именно в этом зале и всех желающих вмещали. Сегодня интерес к развитию Засвияжского района настолько огромен, спасибо, что вы пришли. Но, учитывая, что здесь деревянные перекрытия, а народа очень много – это небезопасно. Оргкомитет принимает решение перенести слушания в более просторное место, о чем будет заранее объявлено публикацией. Мы вернемся с вами к обсуждению данного вопроса. Всем спасибо большого. Всего доброго.

Демократический произвол! – кричит кто-то из толпы.

Раздаются аплодисменты, причем совершенно непонятно, с чьей стороны. Многие начинают возмущенно кричать и улюлюкать. Часть народа пытается пробиться к выходу, многие остаются спорить.

– Демократический произвол! – кричит кто-то из толпы. – Какое правительство, так мы и живем! Никакого уважения! Строительство необходимо!
– Какое строительство? Да вы помешались! – отвечает другая часть толпы.
– Еще раз идти после работы? Вот добились своего! – расстроенно заявляет женщина и бредет к выходу.

– Я против застройки! – кричит молодой мужчина в розовой футболке. – Ни к чему хорошему она не приведет! Даешь референдум для жителей района!
– А вы житель района? Где вообще живете, в каком районе? – пытается вывести его на чистую воду другой мужчина в черной футболке-поло, который, как оказалось, сам живет на Отрадной.
– Да, я житель! 28 дом, – продолжает разговор на повышенных тонах первый.
– Паспорт покажите! Знаем мы вас таких противников!- кричит, судя по всему, жена того, который в поло.
Мужчина долго копается в своей сумочке, резким движением достает оттуда паспорт, раскрывает его на странице с пропиской и сует под нос оппонентам.
– Вот! 28-ой!- торжествующе кричит он.
– А чего это вы против застройки? – значительно мягче спрашивает мужчина с Отрадной, переводя тему разговора.

IMG_5726

В зал входят сотрудники полиции, которые пытаются утихомирить особенно заметных крикунов.
– Так, расходимся, расходимся! – командует сержант, но его слова тонут в гуле голосов.

Будет второй такой же “Марриотт”!

– Может вы там и убираться будете? – почти в истеричном состоянии кричит девушка.
– Мы будем убираться! – с таким же остервенением отвечает женщина средних лет. – Я каждый месяц там убираюсь! Это нарушения муниципалитета! Будет второй такой же “Марриотт”! Они же предлагают одно – посадить на изношенные сети еще восемь домов!

Сотрудникам полиции все-таки удается выполнить свою работу – народ постепенно покидает зал. Все перемещаются на площадь перед зданием администрации.

– Все, кто сидел, – это ребята или с рабочих мест пригнанные, или проплаченные, – возмущенно рассказывает женщина – житель микрорайона. – Я была ошарашена, когда увидела свою знакомую, которая живет на Репина. Она заняла место, и другая женщина села с ней рядом. А, поскольку я ее давно не видела, спрашиваю: “Девушка, вам место заняла Ирина К.?” А она мне: “Чего? Я не знаю, как ее фамилия!” Тогда я спрашиваю: “Ир, а ты чего тут делаешь?” Она: “Я не равнодушная”. Самое грустное, что мне дама из Дальнего Засвияжья сказала: “Тебе пять лет осталось жить. Ты чего сюда пришла?” Ладно, парень меня успокоил.

Споры продолжаются, но уже с меньшим накалом – видимо, на свежем воздухе людям стало лучше. Через полчаса все расходятся – репетиция слушаний удалась.

Сергей Селеев