– Борис Михайлович, завершен очередной учебный год. Тысячи молодых россиян будут стремиться продолжать свое образование в тех или иных вузах. Это, естественно, повод для размышлений о качестве вузовского (и довузовского, конечно,) образования; о проблемах образовательного процесса в стране; о его сегодняшнем и завтрашнем состоянии. – Проблем у молодого человека, стремящегося получить высшее образование, всегда хватало и хватает. Вспомните юношу Михайло Ломоносова, который за тысячу верст с рыбным обозом устремился к учению в Москву. И разве он один претерпевал тяготы, следуя постулату «Ученье – свет, а неученье – тьма»? – Пунктирно перечислите? – Первейшая проблема: очень многие вчерашние школьники имеют крайне недостаточный для успешного поступления в вуз уровень знаний. Примерно половину абитуриентов можно отнести – даже если им и удастся одолеть вузовский порог – к так называемой категории «необучаемых студентов». Это тот контингент, который, как я сказал, даже и не стремится к образованию, а хочет просто получить диплом. И это – драма не только самих молодых людей, но и высших учебных заведений… – Итак, уровень познаний не позволяет абитуриенту стать студентом. А какие еще трудноодолимые пороги ждут вчерашних школьников? Возможно, все более и более возрастающая плата за обучение в вузе? Можете остановиться на этом подробнее? – Общая картина такова. Ныне, как известно, существуют так называемые «бюджетные места» и «коммерческие», то бишь платные. Причем, стоимость «платного» места в государственных ВУЗах не меньше, чем та сумма, которая выделяется на бюджетное место. Так что цена очного обучения (в зависимости от специальности) в вузах варьируется от 60 до 120 тысяч рублей в год. – То есть: полмиллиона за вузовский курс? – Ну, примерно. И тенденции к существенному снижению платы за обучение в вузе пока не предвидится. Хотя Вы, наверное, слышали о том, что вузы сами резко подняли цены на обучение в 2015 году? Это все неправда, а слух пошел по простой причине, которая в СМИ почему-то не объясняется. На самом деле, до 2015 года на специальностях, не имеющих бюджетного набора, вузы могли сами устанавливать стоимость обучения. Эта стоимость, естественно, определялась многими факторами – и престижностью специальности, и уровнем средней зарплаты по региону, и наличием конкурирующих университетов, и еще много чем. Короче, это была рыночная цена, корректируемая вузом ежегодно, исходя, опять же, из условий и требований рынка. – И что предпринять, дабы все же заполучать в российские вузы достойных студентов? – Есть много способов: отбор сильнейших на олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и различных соревнованиях; неформальное проведение целевого набора; курирование профильных классов в школах – причем по лучшим схемам; это связано с предварительным отбором в такие классы наиболее талантливых ребят по всем соседним школам и с работой в этом классе преподавателей из вуза. Если говорить о платном обучении – это пропаганда и внедрение образовательных кредитов и поиск предприятий, способных и желающих оплатить обучение необходимого ему специалиста. – Как уже упомянутый Вами Михайло Ломоносов? – И не только он. Помнится, и молодой Максим Горький мечтал стать студентом Казанского университета. И даже был согласен, чтобы его за право учиться в вузе по субботам били бы палками на центральной площади Казани… – А утвердился ли он в современной России? Наличествует ли в государстве и обществе понимание образования как одной из самых главных ценностей? Хочет ли молодая Россия учиться, тянется ли она к образованности? Чувствуете такую тягу? – Помните начало девяностых годов, когда место продавца в ларьке ценилось молодыми куда выше студенческого билета? Сейчас, к счастью, ситуация меняется. Молодые люди начинают осознавать ценность образования как путевки в жизнь, как гаранта жизненного благополучия. Статистика утверждает: более двух третей родителей стремятся дать своим детям именно высшее образование. И в наши дни тысячи молодых людей тянутся к нему. Студенты, не имеющие состоятельных родителей, стараются где-то подрабатывать во имя получения образования по выбранной ими специальности. Существуют и развиваются дистанционные формы образования и экстернат. Другое дело, что нередко молодые люди и сами порой не ведают, почему идут на тот или иной факультет, выбирают ту или иную профессию. Часто сказывается мода — помните, какие наплывы были не очень давно на юридические и экономические факультеты? А сейчас такого рода специалистов просто некуда девать – хотя и хорошего специалиста найти трудно. – Отсюда у меня вопрос: насколько эффективна наша образовательная система? Соответствует ли она потребностям экономики и общества? Востребованы ли специалисты, которых она готовит? – А никто не знает. В реальности это очень сложно определить, и, скажем так, в развитых странах этот вопрос регулируется рынком. Мы все еще по старой памяти хотим реализовывать плановое хозяйство, но вот забываем, что бизнес живет по своим законам. Сейчас даже достаточно крупные промышленные предприятия не имеют долгосрочной программы кадрового обеспечения – максимум на полгода, год. И как при таком подходе регионы и вузы могут планировать долгосрочные проекты – бакалавра надо учить четыре года; а еще надо заранее (лет за семь) понять, какое направление выбрать и как обеспечить учебный процесс. Поэтому вузы совместно с работодателями определяют скорее вектор развития, а это накладывает определенные требования к выпускникам. Они должны, с одной стороны, быть практикоориентированными, потому что на производстве мечтатели не нужны, а с другой стороны, быть в достаточной степени теоретиками и «уметь учиться» всю жизнь, чтобы мобильно переучиваться под быстро меняющийся рынок. – Можете привести пример взаимодействия с работодателями? – Ну, возьмем связку УлГУ и хорошо известный всем авиастроительный комплекс ЗАО «Авиастар-СП». – Простите меня, гуманитария, за вопрос: а в чем суть этой программы и какое участие в ее выполнении принимал УлГУ? – Если проще: наши преподаватели и студенты вели работы по формированию электронного сопровождения ТУ-204. То бишь, переводили в электронный вид чертежи, конструкторскую и технологическую документацию предприятия. – На этом не остановились? – Нет, конечно. Иной, качественно новый этап нашего сотрудничества с авиастроителями, начался в 2010 году. Наш университет принял участие в подготовке «изделия 476». – Это самолет? – Да, это глубокая модификация военно-транспортного самолета ИЛ-76. Представьте: за полтора года студентами и преподавателями УлГУ было подготовлено девять с половиной тысяч моделей шаблонов для изготовления воздушного судна! И ведь главное даже не в количестве. А в том, что такая работа позволила сформировать компетентный, эффективно работающий коллектив. – Ваш «Универ» стал помогать «Авиастару»… Но и ВУЗу такое нарастающее сотрудничество было в пользу? – Ну, разумеется, все взаимно. Выражусь так: сотрудничество науки и авиастроения позволило ВУЗу обрести новое направление в развитие инженерного образования. Это направление можно обозначить как «Цифровые технологии авиационного производства». – Как это конкретно проявилось в образовательной практике УлГУ? – В 2011 году наш университет открыл три профильных направления подготовки авиационных специалистов: «Авиастроение»; «Автоматизация технологических процессов и производств»; «Системный анализ и управление». – Я понимаю это так: УлГУ как бы взяло на себя подготовку тех инженерных кадров «Авиастара», которые способны решать проблемы комплексного перевода производственно-технологической системы предприятия на платформу цифрового производства? – Да, это так. – Как этот шаг классического университета был оценен в образовательном сообществе страны? – В 2012 году Минобрнауки РФ отметил УлГУ как ВУЗ, отвечающий ключевым приоритетам социально-экологического развития страны, как стратегический партнер высокотехнологических региональных кластеров. – Насколько я знаю, Минобр РФ поддержал Программу стратегического развития УлГУ. И одним из приоритетных направлений этой программы являлись авиационные технологии и авиационная мобильность. Вы могли бы эти формулировки «разжевать» для таких «ботаников», как я? Ну, упростить до уровня понимания, скажу так, десятиклассника. Хотя бы для того, чтобы выпускники школ, будущие абитуриенты Вашего ВУЗа, поняли, что к чему… – Скажу так. Авиастроение – это высочайший уровень производства, новейшие технологии и материалы, прорывные конструкторские идеи. Думаю, каждому молодому человеку очень заманчиво и интересно постигать профессию авиастроителя. Это престижно и перспективно. – Понятно, что можно долго рассказывать о стремлении коллектива УлГУ внести свой вклад в развитие современного российского авиастроения. Можно перечислять и заслуги ученых Вашего вуза, научные направления, учебно-лабораторные комплексы, созданные на том же «Авиастаре» союзом науки и производства. – Вера – это понятие, не относящееся к нашей профессии. Мы работаем над тем, чтобы это произошло. Например, наш университет выиграл в прошлом году инфраструктурный проект «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса». На средства этого проекта базовая кафедра УлГУ на Авиастаре оборудована самым современным оборудованием, например, виртуальным инжиниринговым комплексом. Представьте себе, что студент в лаборатории управляет виртуальной сборкой турбины самолета. Ну, как бы зритель в 3D-кинотеатре управлял действием фильма. Согласитесь, это значительно более быстрый, дешевый и эффективный способ подготовки инженера нового поколения. Конечно, потом надо пройти практику на реальном стапеле – виртуальных инженеров не бывает, но качество специалиста, время и средства по подготовке уже не сопоставимые. Это же относится и к другим специальностям. Например, наши медики имеют, в дополнение к традиционным средствам обучения, симуляционный центр, в котором можно провести и виртуальную операцию, и принять виртуальные роды. Это хорошая тренировка моторики и, скажем так, наработка ремесла. Ведь никто из нас не хочет попасться практиканту в качестве тренажера, а робота или компьютер и не жалко. – Хорошо. Тогда вернемся к теме о совершенствовании и реконструкции системы высшего образования, изменении ее векторов и так далее. Развернете тему пошире? – Еще раз подчеркну, что венец любого образовательного процесса – это тот факт, что миллионы людей получают путевку в жизнь. От уровня их подготовки, от качества полученных ими знаний зависит и их личное благополучие, и благополучие, подъем и развитие всей страны. Ибо сегодня мир движется вперед, развивается и совершенствуется именно благодаря образованности общества. – А какие темы наиболее дискуссионные? – Тема номер один: высшее образование в России неэффективно – а выпускники вузов мало востребованы. – Это умозаключение объективно? – Думаю, нет. Уровень подготовки специалистов в российских вузах достаточно высок, недаром наших выпускников переманивают за рубеж. Но, конечно, накопилось немало проблем. Среди них: старение преподавательского состава, серьезное недофинансирование, некоторая архаичность методов преподавания, ограниченность ресурсов, недостаточность исследовательской деятельности высшей школы. Все это, конечно же, надо исправлять, но не убивая того хорошего, чем мы так гордились в СССР и гордимся до сих пор. – Но как? Связано ли повышение эффективности обучения, скажем, с введением двухуровневого образования, то есть, с переходом на бакалавриат и магистратуру? – Сейчас стоит говорить уже не о двух-, а многоуровневой системе, потому что, кроме указанных Вами, в некоторых направлениях подготовки сохранился такой привычный для всех нас специалитет. Ну а еще и аспирантура стала третьей ступенью образования. У уровневой системы высшего образования немало оппонентов. Но в стране, которая занимается современной экономикой, она имеет преимущества. Это и академическая мобильность студентов и преподавателей, это и унификация стандартов и дипломов, это и полноценная интеграция в международную образовательную среду как равноправного партнера – и так далее. При продуманном подходе вузы ничего не потеряют, наша старая система специалитета будет трансформирована в международную. И экономика будет получать две категории выпускников с высшим образованием: тактиков-бакалавров и стратегов-магистров. Но… А вот этих «но» очень много! И связаны они, в основном, со способами внедрения этой системы. – Каковы эти «но»? – Есть опасения, что процесс перестройки образования будет происходить слишком поспешно и необдуманно. И основной целью станет экономия бюджетных средств. А это совсем не главное. При непродуманных и поспешных действиях вузы могут потерять значительную часть бюджета. И, как следствие, произойдет ухудшение состава профессорско-преподавательских коллективов, учебной базы и тому подобное. Да и качества образования в целом. В самом плохом варианте – сползание подавляющего большинства региональных вузов на уровень подготовки «пэтэушников». Что в ближайшие годы и планируется сделать, оставив в регионах только по одному опорному вузу. А остальные – либо объединяйтесь, либо тоните… Далее, если говорить об академической мобильности, то необходимо иметь хорошую университетскую инфраструктуру. А сейчас редкий вуз может похвастаться, что у него достаточно мест в общежитиях. И какая академическая мобильность, если студенту попросту негде жить? Ну и, возможно, главная для работодателей проблема – как вузы смогут подготовить приличного инженера за четыре года? – Вернемся к проблеме платности и бесплатности образования. Тут много суждений. Одни говорят – надо всех обучать за счет государства. Другие, напротив, ссылаются на опыт США, где обучение повсеместно платное… – Повторюсь: бесплатного обучения не бывает. Как не бывает, допустим, бесплатного ракетостроения или хлебопашества. Производство любого продукта – оплачиваемый процесс. Производство образованной нации тоже требует немалых затрат. Весь вопрос в том, на чьи плечи ложатся эти затраты. В советские времена все расходы на образование несло государство – правда, не всегда. Были периоды, когда взималась плата даже за обучение в средней школе. К тому же, после вуза выпускники были обязаны отработать три года там, куда их направляло то же самое государство. Ныне все более и более ощутим крен в сторону платности образования. Но тем самым повышается и доступность высшего образования. Сейчас государство начало считать деньги и регулировать прием на некоторые специальности. Скажем, сейчас нет нужды готовить столько юристов, экономистов и гуманитариев. Нужны инженеры, программисты, врачи. И, как следствие, бюджетные места перераспределяются. Снижение количества бюджетных мест обусловлено демографическим спадом – просто некоторые бюджетные места по результатам приема не заполняются. Естественно, в следующем году вуз сам корректирует эту ситуацию. А замечает и остро реагирует общественность, конечно же, на уменьшение мест у юристов и экономистов, но мы с Вами уже договорились, что государство имеет право на такое регулирование. – Вы упомянули о разном подходе к этой проблеме в разных странах… – Да, практикуются разные подходы. Логично (на первый взгляд) платить за обучение самому обучающемуся. Однако, тут все зависит от целей, которые ставят перед собой личность, общество и государство. – А что Вы скажете по поводу пресловутого ЕГЭ? Ведь многие работники просвещения считают, что введение единого государственного экзамена разрушает систему образования России. – Должен заметить, что я длительное время занимался анализом качества тестовых материалов ЕГЭ и знакомился с опытом его проведения. Я уже говорил, что ЕГЭ достаточно точно позволяет измерить базовые знания выпускников, по крайней мере, по естественнонаучным дисциплинам: математика, физика, химия, биология. Однако, конечно, он не решает коренных проблем вузов и школ, но даже добавляет новые. Наши руководители сейчас всерьез озабочены проблемами русского языка. Это на самом деле чрезвычайно важно, потому что понятие русской нации при таком количестве различных народностей определяется только русским языком – в последние годы даже появилось понятие «русский мир». Это с учетом русскоязычных эмигрантов. Кстати, интересно наблюдать наших эмигрантов за рубежом. Что бы они не говорили про Россию и как бы они к ней не относились – они все равно и говорят, и «думают» на русском языке и по менталитету остаются русскими. Вот их дети, находясь в иной языковой среде, становятся другими, нерусскими. Так вот, основная проблема с русским языком сейчас имеет, на мой взгляд, две причины: первая – это птичий компьютерный язык, на котором уже не только общается, но и думает молодежь; ну и ЕГЭ, в котором долгое время не было сочинения. А нет в ЕГЭ, так нет и при обучении. Вот так постепенно и забыли, как писать полноценные тексты, составлять конспекты, формулировать свои мысли. А начиналось всего лишь с борьбы с коррупцией. Короче, хотели как лучше, а вышло по Черномырдину… – Одни специалисты говорят: школа (в том числе и высшая) должна давать молодым людям лишь знания и умение. Другие настаивают на первичности общего и разностороннего образования – как парадигмы развития личности. А Вы как полагаете? – Не вижу разницы. Если речь идет о старой проблеме (зачем физику читать Пушкина?; нужно ли воспитание в школе или надо только транслировать знания?) – то большинство специалистов все-таки сходятся во мнении, что нужен разумный баланс. И учить надо, и воспитывать надо, ибо «обученный, но бездуховный подобен безумцу с мечом». В наше время бы сказали «обезьяне с гранатой». Ну а про узкого специалиста и односторонний флюс уже кто только не писал. Хотя должен сознаться, в университетах профильные преподаватели всегда стремятся перетянуть одеяло на себя. Ну, так для этого и существуют ученые советы, чтобы соблюсти этот самый баланс. – И как в УлГУ все эти принципы реализуются? – Начну с технологий. Постоянно вводим в действие новые мультимедийные аудитории, в которых преподаватели читают лекции с демонстрациями. Например, я сам при чтении лекций по электродинамике показываю демонстрационные эксперименты, снятые в МГУ. Ежегодно разрабатываем и вводим в учебный процесс 40-50 электронных учебников; создали для медфака центр телемедицины. Это центр, в котором ученые и студенты дистанционно общаются со своими коллегами из Москвы, Самары и прочих городов. Естественно, закупаем самые современные учебники и учебные пособия. Сами пишем новые учебные пособия, приглашаем на постоянную работу авторитетных ученых и преподавателей, привлекаем к чтению лекций, защите дипломных работ и госэкзаменов известных ученых «со стороны». – Симбиоз классики и новаторства? – Конечно, иначе вуз начинает загнивать и хиреть. – Можно ли сказать, что качество науки в вузе растет? – Напомню, что первоначально в вузах не предполагалось генерировать знания. В начале XIII века, когда появились первые университеты, они должны были только передавать, причем без искажения, уже накопленные знания. А сейчас вузовская наука в России становится вровень с академической. – А проблема «устаревших» преподавателей? – Она чрезвычайно непростая. С одной стороны, эти самые «устаревшие» преподаватели – кладезь знаний и опыта. Когда стариков начинают изгонять из вуза, качество образования падает. – Надо полагать, УлГУ находится в этой «золотой середине»? – Думаю, что да. С Борисом Костишко беседовал собственный корреспондент «Литературной газеты» Жан Миндубаев. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Старый
В целом при большом количестве букв – бред.
грамотэй
При таких зарплатах любой образованный специалист превратится в настоящего идиота. Это где видано, что на ЖКХ надо пол зарплаты отдавать?
уехавший
диплом мех-мата УлГУ 2002го года не понадобился ни разу
Аноним
Вам логика и мышление понадобились
Аноним
Борис Михайлович, расскажите про аккредитацию в УлГУ. Все нормально у Вас? И дипломы можете выдавать в этом году (в июне)?
Михаил
без опыта работы и без блата, вас никогда на работу по специальности не возьмут – смысл учиться и получать высшее образование за 10 тысяч рублей в месяц нет.
Аноним
Море примеров, когда люди без блата и с дипломом УлГУ отлично утроились здесь, в москве, канаде, штатах, австрии, германии, лондОн даже есть. выпуск 2007. не гоните, идите работайте
Гандон Иваныч
кроме того в Швейцарии, Японии …
выпуск конца 90-x
Аноним
“…О причинах такого низкого образовательного уровня вчерашних школьников, о недооценке ими значения знания в жизни человека надо говорить подробнее – и отдельно. Но самый главный фактор – именно почти поголовное желание поступить в вуз. Если в 60-е или 80-е годы в университеты из выпускного класса поступало 5-6 человек, и это были наиболее подготовленные ребята, то сейчас поступает практически весь класс, а всех обучающихся ни «старая», ни «новая» школы хорошо подготовленными абитуриентами сделать не в состоянии. Среди нашей преподавательской братии есть даже такая байка, что, когда в Китае в вузы поступал всего один процент от количества выпускников школ, все было нормально. И два процента – тоже нормально. Но когда стало поступать больше десяти процентов, оказалось, что не все китайцы одинаково умные и трудолюбивые…”
На самом деле, в СССР.
“..Удельный вес приёма в вузы от числа выпускников десятых классов изменялся так[45]: 1960 г. — 56 %, 1962 — 87, 1965 — 63, 1970 — 35, 1975 — 28, 1977 — 25, 1985 — 50 %.” https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
Аноним
“…Но в те времена в университеты ребят «из народа» брали только при наличии явного и неоспоримого таланта, а сейчас образование становится не только общедоступным из-за возможности учиться по внебюджетной основе, но и, что очень удивляет, практически обязательным. Часто приходится сталкиваться с родителями студентов, которые, понимая, что их чадо не в состоянии усвоить учебный курс, в качестве последнего собственного утешения и аргумента говорят: «Ну, ведь стыдно не иметь диплома о высшем образовании!». Заметьте, не высшего образования — а диплома, бумажки. Есть знания или нет, их не интересует.”
В СССР весь Кавказ думал и жил именно так.
Аноним
СТАНДАРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ В НАЧАЛЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ. КОСТИШКО – ХОРОШИЙ МУЖИК И ВОДКУ ПЬЁТ, ХОТЯ И НЕ ПРОСТОЙ.
Препод
Убогая команда под руководством болтуна уверенно ведет неплохой вуз к развалу. К сожалению вузы активно подключились к процессу дебилизации. Пока не вычистим вузы от болтунов-единоросов у города и страны нет никаких перспектив((((
SL0N
Да все правильно он говорит. Дискредитировали уже давно само понятие высшего образования. Сраный продавец утюгов, гордо именуемый “менеджером по продажам” должен иметь так называемое высшее образование, причем, все равно какое.((( Зачем??? Сейчас зачастую наличие диплома о высшем для работодателя просто показатель того, что человек не совсем конченый дебил, вот и все(((
Бобер
Такие как Он и дискредитировали! Дибилизация идет в конкретных регионах в конкретных вузах под руководством вполне конкретных людей. Надо не за страну плакать, а за свою работу отвечать!
Александр
Рынок….
Аноним
как говорил мой знакомый: да мне за продажу эпиляторов в эльдорадо и то больше дают.
Томто
в Эльдорадо постоянно новенькие.
Мимо шел
Самый вменяемый ректор в ульяновских вузах, с МГУшным образованием. И к студентам, как к людям относится, и вуз в сотню лучших по России притащил. Лекции читает. Спросите Пинькова и Девяткину, что они преподают? Обхохочитесь!
Аноним
Так я и спросил про аккредитацию.Ответа не получил. Как Вуз подготовился? Что ректор сделал, чтобы успешно пройти аккредитацию? Где он был, когда комиссия прибывших экспертов начала свое первое заседание? Вопросы, вопросы, вопросы…
ниму
Да успокойтесь вы: месяца 1,5 студентам придется потерпеть – пока москвичи приедут и бумажки свои пришлю из столицы. В июле все будут с дипломами.
Аноним
у многих выпускников другие были планы… а абитуриентам тоже месяца 1,5 придется потерпеть?
Пиньков
Зато я с эээнтуази зазизмом!
Любимый клип Костишки
https://youtu.be/9EnSqnccMyY
Дед Пельдык
Устами бы Костишко да мёд бы пить! Какой правильный и радеющий за науку человек! Конечно, можно получая 300 штук ежемесячно и сетовать о провале в системе образования. Ставка доцента в УлГУ 15-18 тысяч рублей! А есть еще старшие преподаватели и ассистенты, у которых зарплата еще ниже. О каком образовании и какой науке можно говорить при такой нищенской оплате труда! Не хватает 30 и 40-летних работников? А кто из них согласиться идти работать за такие деньги? Сам попробуй дорогой ректор пожить на эти гроши!
Я не спорю, Девяткина и Пинков – это просто издевательство над высшей школой, но и Костишко из этой же когорты. Само педагогическое сообщество стало быдловатым. Как можно терпеть такие издевательства со стороны власти и руководства вузов? В вузы идут необучаемые, а как они туда попадают и как учатся? Да только при поддержке самого господина Костишко. Как только такого необучаемого берешь за жабры и подводишь под отчисление, так тут же начинается давление по всей вертикали власти. Дорогой Борис Михайлович, не при вас сложилась эта система, но именно вы ее укрепили. За деньги продали свою честь и совесть.
У многих профессоров нет организаторских талантов? Это вы про себя? Каким вам достался вуз и что с ним стало? В сотню лучших вузов вошел? Когда-то в первой десятке рейтинга классических вузов был. Сколько докторов и кандидатов ушло за годы правления? Сколько специальностей закрылось? Как рентабельность вуза изменилась? Может в зеркало пора посмотреть? А пройдет ли сейчас аттестацию УлГУ?
Может и вправду пора объединять вузы в один? Вместо трех клоунов один будет. А профессорско-преподавательское быдло все стерпит.
Знайка
Да, рабочих мест новых много, а квалифицированных специалистов не хватает. УлГУ нормально, как всегда, пройдет аккредитацию. А обиженных завистливых недоумков везде много: и в самом УлГУ, и в других вузах! Не обращайте на них внимания, Борис Михайлович!
Незнайка
“..Да, рабочих мест новых много…” Какую травку покуриваете?
Недоумок
Мы Бориса в обиду не дадим! Наш чел! Недоумки должны друг друга держаться. А аккредитация?…. неделя позора и бумажка наша! Ворон ворону глаз не выклюет!