Кто пропустил 1-ую часть материала, можете ознакомиться по этой ccылке .
Проехав вдоль губы Большая Волковая мы выехали на мыс Коровий, куда впадала протекающая из мыса Скорбеевский полноводная река. До маяка оставалось совсем недалеко, примерно 23-25 километров расстояния. Как всегда бывает, они оказались самыми трудными.
Дорога оборвалась на заливе, в зоне видимости находился старый маяк.
Указатели в виде бочек с трубами подсказывали, и навигатор вёл нас через эту реку, указывая далее наше движение вдоль противоположного берега до самого маяка. На песке был заметен след проехавшей здесь несколько часов назад автомашины ГАЗ-66.
И мы рискнули. Зная, какие коварства кроются под мокрым песком, проехали метров 500 и почувствовали, что попадаем в ловушку: каждая пробуксовка могла закончиться зарыванием автомашины под самый кузов. Позднее, со слов смотрителей маяка, мы были правы: в прошлом году в море затянуло три легковых автомобиля.
Нам удалось развернуться и обратно выехать на сухой берег.
И здесь мы проехали на УАЗике…
Старый маяк в 8 км от нас манил, в бинокль и в телеобъектив было видно, что есть же следы от автомашин.
Ильмир не выдержал и пешком сходил к этому маяку, сообщив после прихода: “Нам не проехать, там ещё впадают две реки”
Был отлив, но “трясущийся” как холодец песок с водой заставил нас отказаться от идеи ехать вдоль берега, где час тому назад бурлило море.
Решили объехать реку, искать мостовой переход или брод. К сожалению, все мосты оказались разрушены, а брод всё же мы нашли и благополучно, залив салон автомобиля и ковры, но находясь сами в резиновых сапогах, прорвались через эту реку и оказались на мысе Скорбеевский.
В зоне видимости находились строения и туда вела давно не езженая, но дорога, которая привела нас в заброшенный военный городок. Ведь когда-то здесь жили люди, была инфраструктура. Может быть и хорошо, что военных переселили отсюда. Очень суровые условия.
Решили посмотреть, что осталось от бывшей военной части.
Видимо это была солдатская столовая.
По оставленным надписям на стене, можно догадываться, что последние дембеля ушли отсюда в 1995 году. Видимо с этого времени ведется отсчёт и разрушенным мостам.
В библиотеке разбросаны книги. Вот что читали солдаты тех времен:
Поднявшись по дороге выше, мы визуально заметили маяк. Он находился совсем рядом. Поехали к заветной цели, ради чего и приехали сюда.
Территория сравнительно в чистоте, всё покрашено, чувствуется военный порядок. Здесь нас приветливо встретил смотритель маяка Александр.
Если сейчас он нас читает, привет всему коллективу и здоровья Вам, ребята!
Вайда-Губа
Численность населения, проживающего на территории населённого пункта Вайда-Губа, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляла 94 человека, из них 89 мужчин и 5 женщин. Сегодня здесь проживают 4 (четыре) человека. Трое мужчин и одна женщина. Двое мужчин работают смотрителями маяка, один – в метеостанции. Женщина, она супруга Александра, работает поваром.
Мыс Немецкий – самый северный маяк континентальной европейской части России. Может быть кому-то из путешественников пригодятся координаты маяка:
N69*56.617`
E31*59.093`
Здесь мог размещаться развевающийся флаг Ульяновской области или автоУАЗа. Но нам его не дали, сами в продаже не нашли.
«Край света». Дальше только Северный полюс.
Что из себя представляет береговая полоса самой северной континентальной европейской части нашей Родины, смотрите без комментариев. Север не шутит: здесь всё сурово, даже волны не шлифуют камни. Сногсшибающие холодные ветра режут, пилят гранит.
Сохранившиеся оборонительные сооружения военных времён. Эта тема заслуживает отдельного поста. Поэтому продолжением 3-ей части будет краткое ознакомление с оборонительными линиями, сохранившимися окопами и защитными траншеями, военными трофеями и покоящимися здесь защитниками рубежей отечества, похороненных безвести пропавших, безымянных воинов.
Схема заезда на мыс Немецкий (Вайда-Губа)-красный цвет, выезда (сиреневый цвет).
Смотрители маяка нам подсказали, что в период отлива можно заехать и выехать по береговой полосе. И мы рискнули, проехали как по асфальту.
Губа Большая Волоковая. Едем на полуостров Средний.
Залив Варангер-Фьорд
Прибрежная полоса залива. Губа Большая Волоковая.
Без приключений доехали до “перешейка-перехода” на полуостров Средний и остановились на ночлег. Я пошел с фотокамерой и сделал несколько сюжетов наступающей весны, тишины, журчащих родников и гранитных скал на восходе.
Утром поехали на полуостров Средний.
В продолжении материала – Музей обороны полуостровов Рыбачий и Средний 1941-1944 г.г., природа и пейзажи полуострова.
P.S.
Продолжение следует.