Кто пропустил предыдущую часть материала, можете ознакомиться по этой ccылке.
Полуостров Средний — полуостров на севере России. Омывается Баренцевым морем. Соединяет материк и полуостров Рыбачий. Рельеф полуострова представляет собой плато, круто обрывающееся к морю. В 1920-1939 годах большая часть полуострова принадлежала Финляндии. Возвращена СССР после советско-финской войны.

Немногие на материке знают, что только здесь в Заполярье есть участки, где немецко-фашистские войска за всю Великую Отечественную не смогли перейти нашу Государственную границу. На склонах Муста-Тунтури враг был остановлен в первый же день наступления, а всего километрах в 30-40 к востоку от него, в районе реки Западная Лица, не прошедшие и полпути до Мурманска, отборные части фашистских горных егерей были остановлены окончательно.

До сих пор на прибрежной полосе полуостровов Рыбачий и Средний сохранились ДОТы и выбитые в скалах окопы, оборонительные сооружения, воронки от снарядов тяжелых орудий. Все это хорошо сохранилось в условиях вечной мерзлоты и находится в труднодоступной местности. На всей территории полуострова разбросаны остатки военных укреплений времен второй мировой войны.

Эта священная земля, каждая пядь которой пропитана кровью и буквально усыпана останками наших солдат, представляет из себя одну большую братскую могилу.

В настоящее время  в этих Богом забытых и заброшенных людьми местах не осталось никого, даже геологов, или воинских частей. Объехав два полуострова и беседуя с местными жителями убедились: на двух полуостровах постоянно проживают всего 7 (семь) человек, из которых двое – на Среднем.

Маршрут нашего движения. Доехав до высоты 198 и не зная дороги, без карты, надеяться на навигатор и ехать дальше, мы не решились, т.к. была большая опасность, что может закончиться бензин. Его оставалось меньше половины бака.


Заезды на полуостров напоминают преодоление водоёмов, но со следами автомашин. “Крутые” иномарки и ГАЗ-66 их просто объезжают по болотистой местности.
Не зная глубину мы решились проехать вброд. Оказалось, не так и страшно. Это не морской залив с приливами и отливами.


Для сохранение исторических памятников по линии обороны на хребте Муста-Тунтури, поиска павших и патриотического воспитания на полуострове Средний была создана общественная некоммерческая организация «Муста – Тунтури – памяти защитников полуостровов Рыбачий и Средний» и музей.
Если кто решится на путешествие, не пропустите это священное место. Здесь кровь стынет в жилах и берет дрожь от увиденного. Координаты музея:
N69*42.800`
E31*39.400`


Экспонаты в музее ежегодно пополняются новыми находками добровольцев-поисковиков. Здесь в металлическом вагончике проживают два энтузиаста, волонтеры Владимир из хутора Волгоградской области и деревенский парень Александр, из Воронежской области. Оба остались здесь после демобилизации из армии. Первый служил офицером подводником, второй – пограничник.

Благодаря их стараниям и усердию, сохраняются найденные экспонаты в музее, поддерживается порядок и чистота на прилегающей территории, они ухаживают за погребениями неизвестных воинов и памятниками, занимаются поиском и раскопками не захороненных после ВОВ останков героически погибших солдат.

Высота 115,6 хребта имеет своё собственное имя Погранзнак и больше известна, как место, где всю войну наши солдаты сохраняли в неприкосновенности пограничный знак А-36 бывшей советско-финской границы. Фашистов  он бесил и не давал покоя, но несмотря на нещадный миномётный обстрел, наши бойцы всякий раз восстанавливали знак на своём месте. Так и простоял он всю войну на нейтральной полосе. Копия легендарного знака находится в музее обороны Рыбачьего и Среднего.

На табличке прикреплённой к нему написано:

Здесь собраны все личные вещи воинов, найденные в ходе поисковых работ.


Захоронения неизвестных героев прошедшей войны. На подножии склонов хребта Муста-Тантури покоится около 1500 человек. Бывая здесь думаешь: Как-же так? Мы – победили, освободители всей Европы от фашизма! Взорванные доты и дзоты, огневые точки и защитные траншеи, линии обороны  известны. Большинство из них в очень доступной зоне. А под завалами и бетонными укреплениями 70 лет лежат защитники нашего Отечества и все обязанности по их поиску и захоронению возложены на энтузиастов-добровольцев!”Война не закончена, пока не захоронен последний погибший солдат” – сказал эту глубокую по смыслу фразу знаменитый русский полководец А.В. Суворов. И он был прав.


Неподалёку от музея стоит, построенная в 2008 году офицерами столичной группы спецназа ГРУ ФСБ “Вымпел”, небольшая часовенка в честь Александра Невского, небесного покровителя всего воинского братства.

У подножья горы мемориал советским воинам, павшим на хребте Муста-Тунтури в годы ВОВ.


Присмотритесь внимательно к списку опознанных и похороненных здесь советских воинов, защитников наших дальних рубежей. Может быть среди них найдёте близких или знакомых вам людей.


Найденные и похороненные останки тел немецких солдат за летний период 2014 года. Количество колышков соответствует количеству погибших солдат. Их пока 28.
В этом году поисковые работы продолжатся.

Посетив места боевых действий и отдав дань памяти погибшим воинам, мы поехали дальше, на Север полуострова. Так называемая дорога (направление) – параллельным курсом побережья губы Малая Волоковая.

По ходу нашего следования попалась бывшая система береговой охраны и линия сообщения. Она сохранилась в таком же виде, какой была в 1944 году. Лишь заросли лишайника и мха, обвалившийся местами от атмосферных осадков и сильных ветров стены сооружения напоминают, что прошло достаточно много времени после её сооружения.


Дальше начались очень красивые каскады водопадов, воды которых впадалот в Губу Малая Волоковая.


Отлив на губе Малая Волоковая.


И на камнях расцвели цветы.

Чем дальше на Север, тем меньше, чудеснее становятся карликовые берёзы, они “ползучие”.

За камнями и валунами, скалами, где нет ветра, расцвели цветы тундры.


Здесь птицы устраивают гнезда и высиживают птенцов прямо на земле, на камнях, заросших лишайником и мхом.


Побережье залива.  Баренцево море – совсем рядом.


Геодезическая вышка на Среднем полуострове. Высота 334 м. Там, где мы были и откуда приехали, идёт дождь.

У нас плохо с бензином. Остается два варианта: или дальше вперед и объехать полуостров, или по пройденному маршруту назад.

Понимаем, что в случае сухих баков, нам помощи ждать неоткуда и не знаем, какие броды и реки по глубине придется преодолевать. Поэтому выбираем – обратно, на материк до первой заправки уже по знакомому маршруту. На память делаем фото нашего УАЗика.


Дороги превратились в озёра. Обратного пути нет, только вперед.

Не сомневаясь проезжаем все “водоемы” и только потом становится ясно: мы залили коробку электропредохранителей водой и впоследствии отказали все датчики приборов, из фар ходовых огней течёт вода.

Тяжело уезжать из этих диких, но очень красивых мест. Уже привыкли к тишине, отвыкли от городской суеты и от повседневных забот. Весна!

Снова появилась радуга, которая нас встречала на Рыбачьем, сопровождает на Среднем полуострове.

Преодолев последний брод через речку выехали на перешеек между полуостровами. Скоро материк, а там 60 км до АЗС.

Как добраться до полуострова Средний?
Не мною сказано.
Доехать до самых красивых мест на полуострове Средний можно только на автомобиле, причем это должен быть очень серьезный внедорожник. Обязательно полноприводный, с высоким клиренсом, а лучше и с понижайкой и блокировкой дифференциала. Точно не стоит ехать сюда одной машиной, шансы сломаться или застрять достаточно велики. А вот вероятность того, что вам встретится такой же автомобилист-экстремал, который сможет вас дотащить до обитаемых мест, ничтожно мала. Дорога очень плохая, можно сказать, что ее практически нет. А есть камни, броды и речки по которым надо ехать. Для тех, у кого нет собственного внедорожника, а посетить полуостров очень хочется, есть еще один вариант добраться сюда. В Мурманске есть как минимум одна компания, которая возит туристов на п-ова Средний и Рыбачий на своих вездеходах.

Дальше мы едем на Соловецкие острова. Это будет продолжением нашего материала.

Продолжение следует. Соловки.