Кто пропустил предыдущие материалы по этой теме, можете ознакомиться по ссылке .
Переехав 10-го июня перевал с полуострова Средний, мы решили переночевать и 11-го продолжили маршрут. Направились на Соловецкий архипелаг – группа островов у входа в Онежский залив, в юго-западной части Белого моря, единственного внутреннего моря Северного Ледовитого океана. Белое море, которое в старину называли еще морем Студеным, Гандвиком, пучиной Соловецкой, – одно из самых интересных по своему происхождению, фауне и флоре. Почти полгода его покрывают дрейфующие льды, зато, когда оно освобождается от них, здесь можно ежедневно любоваться приливами и отливами, наблюдать тюленей и белух, а порой и подивиться миражам, превращающим реальность в таинственную сказочную страну.
Большой Соловецкий остров, площадь которого составляет 225 кв. км.
Между островами и Карелией примерно 60 км. Расстояние до Архангельска около 300 км.
Пасмурных дней здесь значительно больше, чем солнечных. Однако, несмотря на такие довольно суровые характеристики и сюпризы соловецкой погоды, острова архипелага прекрасны в любое время года.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах.
Возник в 1429—1430-е годы, отстроен в камне трудами св. Филиппа (Колычева), который в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669—1676 гг. осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям.
При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, здания планомерно разрушались. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Перевал при выезде на материк. Время – 2 часа ночи.
Нам предстояло проехать до Кеми, откуда необходимо переправиться на острова, около 700 км расстояния.
В 22:15 11 июня попался на автодороге первый указатель. Кемь совсем рядом.
В Кеми заехали на платную автостоянку причала, откуда утром должны были начать курсировать катера. Но оказалось, что попасть на судна не так и просто. Билеты распроданы на десятки дней вперёд. Едут паломники из Белоруссии и из других городов. Пока мы ходили и пытались купить билеты, стало всходить солнце. Я пошел и сделал несколько кадров рассвета на причале в Кеми. Здесь первые лучи осветили построенную часовню.
Processed by: Helicon Filter;
Рассвет на причале в Кеми.
Старый причал. Видимо именно отсюда переправляли заключенных в лагерь особого назначения.
Всеми правдами и неправдами нам удалось купить билеты на второй рейс, который отправлялся на самый большой остров архипелага в 7 часов утра. Первый рейс уходит в 5 часов и везёт, в основном, паломников.
Мы тронулись. Так выглядит причал в Кеми с борта катера.
Время движения катера от Кеми до острова занимает чуть более 2-х часов.
Вдали показался остров – наша цель.
Так выглядит причал на самом острове. С небольшим промежутком времени постоянно подходят туристические теплоходы и катера. Хочется отметить, что туристов очень много, но по прибытии они мгновенно растворяются, уезжают на встречающих автобусах по своим маршрутам. Для того, чтобы полностью ознакомиться с одним только Большим островом архипелага требуется не менее 3-х дней. Такой срок пребывания нас не устраивал, поэтому мы остались осматривать Мужской монастырь.
Решили пешком добраться до монастыря вдоль побережья, хотя много было предложений: от проката велосипедов до “подбросить” на автомашине.
Было время отлива.
Началась болотистая местность на побережье и мы решили подняться на улицу. Так живут поморы.
Здесь всё смешалось: старинные часовни, дома, сараи, бани…
Главная улица Соловков – улица Северная.
За всё время путешествия, проехав около 6 тыс км пути, здесь впервые увидели пасущееся стадо коров. Оказалось, что эти коровы не частников и не фермеров, а монахов.
Мы дошли до монастыря. Первый фрагмент.
Александровская часовня.
Причал для частных судов на острове.
Главный поклонный крест Соловков в гавани Благополучия Большого острова напротив Святых врат Соловецкого монастыря. В начале прошлого века на Соловецком архипелаге насчитывалось три тысячи поклонных деревянных крестов. Сюда добирались с большими трудностями, с молитвой. И данные обеты воплощали в крестах. А в 20-х годах, костер, в котором жгли собранные со всего архипелага кресты, горел 4 дня. Традицию ставить поклонные кресты на Соловках возобновили в 1992 году.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Фрагмент.
Святые врата Соловецкого монастыря.
Главный поклонный крест Соловков.
Нижеследующие фотографии в комментариях не нуждаются, просто любуйтесь на красоту сохранившейся старины.
Святые врата Соловецкого монастыря.
Купола.
Святые врата Соловецкого монастыря.
Часовни.
“Прокат-Мокат”
Так живут на Соловках.
До отправления катера на материк оставался час времени. Мы пришли на причал и только здесь узнали, что причал называется…
Девятый день нашей экспедиции подходит к концу. Устали…
“Тамарин причал”.
У этого причала есть своя романтическая история – история любви одного из строителей причала к девушке по имени Тамара. Строительство – дело не скорое. А если любовь… и любимый человек где то там, далеко, – разлука кажется особенно долгой, а встреча такой далёкой. И он звал её, надеялся, что приедет и строил причал для неё, для своей Тамары. Строители так и называли строящийся причал – Тамариным. Название прижилось. (А приехала Тамара или нет, про то выведать не удалось).
Дальше мы домой. Остается проехать 1900 км пути: Вологда, Ярославль, Иваново, Нижний Новгород, Алатырь, Сурское.
Через 11 дней путешествия, 15 июня в 04:31, мы останавливаемся у стеллы при въезде на территорию Ульяновской области. Фото на память.
Впереди – Сурское. Снова встречает радуга, которая нас уже встречала на “Краю света”, проводила с полуострова Средний. Это какая-то мистика. Будем надеяться, что всё к лучшему.
P.S.
Спасибо всем, кто следил за ходом нашей экспедиции и за добрые пожелания, за моральную поддержку. Особая благодарность тем, у кого хватило терпения и кто осилил прочесть и просмотреть фотографии из четырёх частей этого сумбурного поста.
Жан Миндубаев
Одна поправка и одно дополнение.
Первый(именно первый!- концлагерь для политзаключенных) соетская власть создала не на Соловках- а на остров-граде Свияжск, в помещениях монстыркских , коих было на острове Свияжск два. Создавал их лично господин-товарищ Троцкий.
Второе, дополнени. Жаль , что вам не удалось проплыть на лодках по каналу(сорок километров!) котрый прорыли монахи не для возможности удрать с Большого острова- а зайти в тыл неприятеля и сокрушить его..
Канал сильно зарос лесом – но впечатляет, ибо стенки его выложены гранитными валунами…Представьте эту мурвьиную работу!
SimbIblis
Жан Бареевич, мне самому стало интересно. Вот что прочёл:
В 1918 году Свияжск стал одним из первых в стране мест советских ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ, когда по приказу военного комиссара большевистского правительства Троцкого был расстрелян каждый десятый красноармеец расквартированных на острове воинских частей, не сумевших выбить белочехов из Казани.
Мы ведём разговор о первом в стране «ЛАГЕРЕ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ» – СЛОН (1923 г.)
«Особое назначение» Соловецких лагерей состояло в том, что туда направляли людей не за преступления или провинности, а тех, кто представлял угрозу красному режиму самим лишь фактом своего существования. Большая часть этих людей оказалась на Соловках не по приговорам суда, а по решениям различных комиссий, коллегий, совещаний.
Спасибо за интересное дополнение. О канале я не знал. Озадачили Вы меня и огорчили. Такое место пропустили по незнанию. Жаль.
Maria
Да, поход на лодках входил в 80-е года в программу! Очень красивые места, стены до сих пор помню. Путь пролегал к Маяку или через него, уже не помню-было давно! Есть где то фотографии. Спасибо за фотоотчёт:как всё “причесали”, не всё узнаю.
историк
Там все построено на крови и костях.
А ещё
во время ВОВ в монастыре располагалась школа юнг северного флота, куда пацаны – подростки со всего Севера удирали на флот… Интересно, остались ли там какие-либо напоминания об этом…
Stas
Неказистые строения поморов и удивительное ощущение чистоты и свежести во всём. Тот, кто путешествовал с фотокамерой не в ближайшем парке, понимает, какую ношу взвалили на себя эти ребята. Всё это окупилось великолепными снимками и, смею предположить, ощущением трудной, но важной проделанной работы. Респект!
Людмила
Спасибо. С большим удовольствием еще раз “побывала”(пусть виртуально) на Соловках. В первый раз была в начале 90-х. Помню, всю ночь плыли на “Метеоре” от Онеги. Провели на острове весь день, а поздно вечером – в обратный путь.Замечательные снимки.
!!!
Журнал естествознания получился.