Сейчас пришло то время, когда мы все пришли к пониманию приоритета воспитания в образовательной политике, потому что обучать воспитанного ребёнка легче и успешнее, такой ученик начинает осознавать себя лучше как ценность, как личность, которая может занять достойное место в глазах одноклассников и учителей. И в стратегии социально-экономического развития города до 2030 года, инициированной партией «Единая Россия», тоже особое внимание уделено данной теме и самоопределению молодежи на территории региона. И сейчас это действительно актуально. Это время, когда молодое поколение стремительно развивается и хочет идти вперед, достигать профессиональных и финансовых высот.
Советская школа 60-70-х годов в нашей жизни стала краеугольным камнем в деле воспитания современного молодого поколения. Я могу уверенно сказать по прошествии многих лет работы в школе, что мы – наследники советской школы гордимся своей историей, воспитывая в этом духе своих учеников. Сегодня мы живём в другой стране, но образование относится к непрерывному производству. Тем более, что нам стоит гордиться наследием советской школы, признанной в своё время одной из лучших образовательных систем, воспитавших патриотов, грудью ставших на защиту своего Отечества.
Наш Губернатор Сергей Иванович Морозов, всегда уделявший образованию большое внимание, еще в прошлом году предложил посмотреть на исторический опыт с позиции возрождения лучших традиций советской школы.
Министерством образования и науки региона разработана региональная система воспитания, на основе которой мы модернизировали воспитательную систему нашей школы, сохраняя ценностный подход к воспитательной работе. Классные руководители перешли от ежегодных планов классного руководителя к программам воспитания классного коллектива на всю ступень обучения.
Теперь хотелось бы остановиться на конкретных направлениях воспитательной работы, в которых чётко просматриваются традиции советской школы.
Советские традиционные субботники на прилегающей территории весной и осенью ни на один год не прекращают своё существование. Через общественно-полезный труд дети осознают такой тезис: «Если не я, то кто же?!».
Также, здоровьесбережение и здоровый образ жизни стали в настоящее время составляющим элементом обороноспособности, сохранения целостности и продуктивного освоения территории страны. Так, у нас активно развивается спортивно-оздоровительная работа, постоянно повышается качество тренерской работы учителей, результаты деятельности которых видны в кубках и на стендах. Кроме того, мы все помним инициативу Губернатора по созданию кабинетов здоровья, которые должны были стать центрами пропаганды здорового образа жизни. В большинстве школ есть уже готовые лечебно-оздоровительные центры, обеспеченные медицинским оборудованием. И у нас это уже работает в постоянном полноценном режиме.
А инициатива главы региона о возвращении уроков политинформации как одной из действенных форм воспитательной работы в советской школе по социализации школьников просто необходима. Политинформация проводится как во время учебной деятельности – на уроках истории, обществознания, так и во внеурочное время – на классных часах. И это важно. Дети должны знать не только историю своей страны, но и разбираться в политической ситуации, чтобы сформировать свою позицию, свое мнение по тому, кто и как руководит той или иной отраслью или же страной вцелом. Знание политических основ – это важная составляющая формирования взрослой гармоничной личности, умеющей и знающей как и что говорить, в каком политическом строе мы живем и какие перспективы при этом есть у граждан.
Но при этом мы все понимаем, что школе нужны знающие, грамотные и заинтересованные в своей работе учителя. Однако, таких учителей в школе станет больше тогда, когда общество и все взрослые люди поймут, что Россия поднимется лишь в том случае, если учитель станет уважаемым человеком в обществе. И тогда будет поднят престиж учителя.
Еще одна из важных тем – это то, что поставил перед всеми президент РФ Владимир Владимирович Путин: «…возвращение интереса к чтению должно стать общенациональной идеей».
В подростковом возрасте активнее всего формируется человек. Сейчас подавляющее большинство знакомится с книгой в детском саду или в школе. И в настоящее время нужны новые совершенно не стандартные формы работы. Перспектива развития нашего региона во многом определяется тем, каким вырастет подрастающее поколение. Сегодня мы можем уверенно говорить о том, что создана полноценная система воспитания на региональном уровне. Программы Министерства образования и науки Ульяновской области приведены к единому образцу школьных воспитательных программ, где при этом сохранены особенности и приоритетные направления, сложившиеся традиционно и зарекомендовавшие себя. В нашей школе такая программа называется «Воспитание в центре города». В воспитательные программы вошли, например, такие региональные проекты, как «Воспитай патриота», «Спортивная суббота», программа «Мир семьи». Кроме того, гражданско-патриотическое воспитание реализуется через героико–патриотическое воспитание, популяризацию Государственных символов, шефство над памятниками и обелисками выдающихся земляков, героев, писателей, организация и проведение акций, месячника героико-патриотической работы. Ряд образовательных организаций являются Центрами патриотического воспитания. И особое место в патриотическом воспитании занимает музейная педагогика. В настоящее время в образовательных организациях города действует порядка 70 школьных музеев. Также, важным в воспитании патриотизма школьников является шефство над памятниками и обелисками и тимуровское движение. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на уроках, во внеурочной и внешкольной деятельности.
Передовой опыт организации воспитательной работы по разным направлениям обобщается и транслируется посредством работы городского методического объединения классных руководителей, школы «Молодого учителя», «Молодого руководителя» для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и на семинарах-практикумах для заместителей по воспитательной и социальной работе.
Именно сейчас важно говорить обо всех этих формах работы со школьниками и учителями. Ведь именно летом проходит формирование и корректировка учебных планов на предстоящий год. Только комплексная работа, куда вовлечены не только учителя и школьники, но и родители – все это вцелом и формирует ту личность ребенка, который будет не просто настоящим гражданином своей страны, но и добрым, честным, порядочным и успешным человеком.
Директор школы №21, Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения, член движения «За Советскую школу» Васцына Людмила Геннадьевна.
Министерство образования Ульяновской области