Крестово-Городище выделяется даже на фоне таких уникальных по насыщенности историко-культурным наследием заволжских сёл, как Головкино, Архангельское и Белый Яр. Оно обладает и редким названием – на карте России я не нашёл поселений с таким же именем. К тому же Крестово-Городище сумело в значительной степени сохранить свою самобытность и целостность, несмотря на то, что в первой половине 1950-х годов было полностью вынесено из зоны затопления Куйбышевской ГЭС, потеряв историческую территорию.
В отличие от многих других сёл с такой же судьбой – и сейчас уже не существующих или вымирающих и держащихся на плаву за счёт дачников и владельцев загородных особняков, оно и сейчас смотрится весьма выигрышно. А ведь немаленькие соседние поселения Кайбелы и Тургенево канули в лету, а их жители разъехались по всей стране, хотя многие переехали в Крестово-Городище или Андреевку.
Показательно, что здесь знают и помнят свою историю. Не случайно недавно, 5 июля 2014 года в селе состоялся праздник в честь 60-летнего юбилея нового Крестово-Городища (старое место было затоплено в 1956 – 1957 годах Куйбышевским водохранилищем). На площади у Дома культуры наградили заслуженных сельчан, поздравили самого молодого и самого старого жителя. Выступали коллективы художественной самодеятельности, была организована праздничная торговля. О таких же торжествах я слышал только в сёлах Архангельское (Чердаклинский район) и Никольское-на-Черемшане (Мелекесский район).
Крестово-Городище издавна выделялось самобытностью.
Крестово-Городище издавна выделялось самобытностью. Так, традиционная одежда его жителей несколько отличалась от одежды крестьян близлежащих деревень. Особенно это относилось к женщинам – они не любили сарафанов, одевали юбки и кофты. Причём юбки были прямые, не расклешённые, а кофты с баской. Также местные крестьянки не любили фартуки, много оборок, а на головах носили шёлковые платки.
Первый раз мне пришлось побывать в селе летом 2004 года, когда я готовил к изданию первую монографию о строительстве Куйбышевской ГЭС и создании Куйбышевского водохранилища. Удалось найти старожилов, помнящих 1950-е годы, и поговорить с ними о том, как шло переселение. Это были ныне покойные Григорий Васильевич Исаков и супруги Михаил Осипович (защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной) и Мария Григорьевна Поселенновы. Кстати, тогда Крестово-Городище приятно удивило меня относительным благоустройством и приветливостью жителей.
Во время работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской ГЭС на территории Ульяновской области» я два раза побывал в Крестово-Городище – в мае и октябре 2014 года. Неоценимую помощь в поиске исторических сведений оказали краеведы и учителя сельской школы Нина Павловна Мигунова, Валерий Васильевич Лифанов и Татьяна Александровна Клементьева. В школе уже давно действует музей истории села с интересными, информативными экспозициями.
И ещё один малоизвестный факт. В июле 2014 года в Крестово-Городище работала полевая филологическая экспедиция из Санкт-Петербургского государственного университета во главе с доцентом Я.В. Мызниковой; цель – сбор лексики по теме «Жилище» для «Словаря русских народных говоров» (СРНГ) и «Лексического атласа русских народных говоров» (ЛАРНГ). Всего было обработано около 1500 вопросов программы ЛАРНГ.
Крестово-Городище находится в 35 км к юго-западу от рабочего посёлка Чердаклы, в 9,5 км от Красного Яра и в 37 км к югу от Заволжского района Ульяновска. Село отделяет от Куйбышевского водохранилища узкая полоса леса вдоль его крутого берега, и расстояние до воды – не более 500 м.
Благодаря известному ульяновскому историку и культурологу В.А. Гуркину сейчас установлена примерная дата основания Крестово-Городища – 1661 год
До 1780 года село находилось в Казанской губернии, затем – в Симбирском наместничестве и губернии, а с 1850 по 1917 годы – в Самарской губернии (с 1861 года стало центром одноимённой волости Ставропольского уезда). С 1943 года относится к Ульяновской области. Сейчас оно является административным центром Крестово-Городищенского сельского поселения Чердаклинского района, в которое входит посёлок Белая Рыбка. Поэтому все сохранившиеся документы по истории села находятся сейчас в двух архивах – Центральном государственном архиве Самарской области (45 церковных ведомостей 1848 – 1910 гг. и несколько других дел до 1928 г. – порядка 15-20) и Государственном архиве Ульяновской области. Большинство из них – это источники по церковной истории. Одни из самых интересных дел самарского архива – это переписка с губернатором о награждении писаря Крестово-Городищенского волостного правления Исаева серебряной медалью за спасение людей на пожаре и об открытии земской библиотеки при этом же правлении.
Благодаря известному ульяновскому историку и культурологу В.А. Гуркину сейчас установлена примерная дата основания Крестово-Городища – 1661 год, «когда эти земли были впервые официально отданы Костромскому Богоявленскому монастырю в оброк, а значит, именно тогда могли быть предприняты монастырём меры по заселению данного участка земли своими крестьянами». Тем самым удалось подтвердить устные предания местных старожилов о том, что их предки спустились сюда на плотах с Верхней Волги. Эти ценные сведения о ранней истории села содержатся в документах, хранящихся ныне в Российском государственном архиве древних актов.
Большой интерес представляет комментарий Д. Мустафиной Ввозной грамоты казанского воеводы Д.А. Долгорукова и дьяка А. Ташлыкова игумену Костромского Богоявленского монастыря Герасиму на земли по Волге в Казанском уезде (1661 год): «Согласно публикуемому документу эти земли – луга и лес – были «порозжими». Понятие «порозжие» указывает на то, что на каком-то витке хозяйственной эксплуатации земельные угодья оказались исключены из сельскохозяйственного оборота и вследствие этого не попали в реестр обложения. Смысл этого понятия не следует сводить к значению «пустые» или не заселенные территории. Многочисленные археологические памятники, имеющиеся на территории Ульяновской области, в том числе на территории рассматриваемого Чердаклинского района, – курганные группы, одиночные курганы, курганные могильники, селища, поселения, сосредоточенные в окрестностях р.п. Чердаклы, с. Андреевка, п. Первомайский, с. Поповка, с. Старый Уренбаш, с. Татарский Калмаюр, с. Старый Белый Яр, с. Крестово-Городище и другие свидетельствуют, что эти территории были заселены уже во II тысячелетии до н.э. …Если вспомнить, что в 1630 – 1640-х гг. серьёзную угрозу средневолжским землям и Прикамью стали представлять беспокойные кочевники-калмыки, а в 1654 г. все Поволжье оказалось во власти эпидемии чумы, то вполне вероятно, что переданные Костромскому монастырю угодья оказались заброшенными. С другой стороны, эти земли входили в лесостепную зону, что накладывало свой отпечаток на характер их эксплуатации: их не распахивали, и такие угодья, как правило, находились в коллективном владении, т. е. пользовании жителей окрестных поселений, их даже не размежёвывали».
Местное кустарное производство было развито сильнее, чем в Красном Яре.
Первое свидетельство о количестве населения Крестово-Городище относится к 1744 году. Тогда здесь проживало 446 человек. В 1848 году в 212 дворах числилось 2152 жителя, в том числе 2012 удельных крестьян, 99 раскольников Спасова согласия, 10 приверженцев поповщины и 4 – беспоповщины. К 1889 году в селе при реке Воложке (иногда указывается река Елшанка) насчитывалось 589 дворов и 3290 человек (также здесь кроме храма находились волостное правление, земская общественная школа, работали 1 водяная и 19 ветряных мельниц, 11 обдирок, 2 чесальных завода; особо отмечались садоводство и наличие остатков древних укреплений – вал и рвы). В 1910 году в Крестово-Городище было 718 дворов и 3678 жителей. В селе действовали земская школа, 2 овчинных и 2 кирпичных заводов, маслобойня, 1 газогенная вальцовая и 18 ветряных мельниц, 7 просо-обдирок (кустарные мастерские, в которых получали крупу), 3 шерсточесалки, волостное правление, Красноярское кредитное товарищество, урядник и Заволжский военно-конский участок. И здесь в очередной раз пришлось столкнуться с расхождениями в оценке численности села: согласно церковной ведомости 1910 года в 762 дворах проживало 4108 жителей, в том числе в 200 дворах 880 раскольников – примерно 21 % от общего количества селян. Отмечу, что местное кустарное производство было развито сильнее, чем в Красном Яре.
Многие сельчане ездят на заработки в Заволжский район Ульяновска.
На первое января 2014 года в Крестово-Городище в 1000 дворах проживало 2400 человек, в Белой Рыбке – 28 человек. В окрестностях образовалось 5 садоводческих товариществ, а в самом селе обосновались владельцы загородных домов. Но всё это, по моим наблюдениям, в несколько меньших масштабах, чем в соседнем Красном Яре. В близлежащем лесу, вдоль дороги из Красного Яра, расположено много частных и ведомственных баз отдыха. По данным Г.А. Антонцева, в 2012 году в Крестово-Городище живут около пяти тысячи человек (около 40% домов выкуплены горожанами, приезжающими в основном на лето), причём многие сельчане ездят на заработки в Заволжский район Ульяновска.
Сейчас в селе находятся средняя школа, детский дом «Алый парус», ДОУ «Малыш», офис врача общей практики, магазины «Весна» ЧП Морозов, «Радуга» и «СтройМаг» ЧП Мыльникова, «Метелица» ЧП Трушина, магазин-пекарня ЧП Кузьминых, свинокомплекс «Волжский» и КФХ «Макаров».
В Крестово-Городище существуют 12 улиц: 9 Мая, Горького, Калинина, Колхозная, Ленина, Мира, Мичурина, Молодёжная, Славянский базар, Степная, Чапаева и Шофёров, а также 4 переулка: Комсомольский, Кооперативный, Пионерский и Южный. В старом селе до затопления были районы Кокшай (в середине), Выселки и Конец.
Поскольку современное село по историческим меркам ещё молодое, в нём нет памятников истории и архитектуры даже XX века, не говоря уже о XIX. Но в его центре стоит сооружённый в 1970 году памятник 462 воинам-односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну (всего ушли на фронт более 1200 жителей Крестово-Городища и Кайбел). Кроме того, как удалось узнать от краеведов, в 1980-е годы сельсоветом был заказан памятник В.И. Ленину, но его так и не поставили на предполагаемое место, а после развала СССР уничтожили. Также на местном кладбище в 1992 году похоронили известного поэта Н.Н. Благова.
Почему Крестово-Городище?
Первым версию происхождения названия села озвучил известный археограф и археолог К.И. Невоструев в 1871 году: «Городище названо Крестовым уже впоследствии Русскими, как говорят старожилы, от крестообразного взаимного пересечения здесь двух истоков Волги», причём сразу же приводил цитату из источника 1670 года, подтверждающую эти слова (там упоминаются Застенная и Кайбелина воложки, т.е. рукава Волги). Средневековое городище располагалось за южной околицей села, и даже во второй половине XIX века можно было увидеть два вала ориентировкой «север-юг» и «восток-запад», притом последний упирался обоими концами в крутояры. Получается, что образованное во второй половине XVII века русское село получило название от расположенного рядом городища, получившего это имя от самих первопоселенцев. Кстати, первая часть – «Крестовое» («Крестово»), стала употребляться гораздо позже, после 1780 года, так как на картах 1745 и 1780 года ниже села Красное (Красный Яр) указывается село Городище (Городищи). Исходя из сведений К.И. Невоструева, всё же нельзя исключать и версию происхождения названия от пересекавшихся в виде креста валов укреплённого селения.
Первую версию позже поддержал исследователь топонимов Поволжья В.Ф. Барашков, писавший, что из-за существовавшего ранее вблизи села тюркского поселения первоначально оно называлось одним словом («Городище»), а позже к нему добавилось слово «Крестовое» – по двум пересекающимся протокам. На топографических картах первой половины XX века напротив села было занесённое песком пересечение небольших проток, но вдоль Крестово-Городища текла большая Воложка, между ней и Волгой располагался остров Застенный. Поэтому полностью версию о пересекающихся протоках отвергать нельзя.
Имеются и другие варианты. По одному из них в средние века эта местность являлась свидетелем «крестового» похода против мусульман, а по второму – когда-то на въезде и выезде из Крестово-Городища стояли большие кресты. Если первый ничем не подтверждается, то второй весьма вероятен, так как традиция установки крестов около поселений существует и по сей день. По воспоминаниям старожилов, первые поселенцы боялись «нечистой силы» из развалин старого мусульманского городища, тем более что на его месте было жестокое побоище. Но потом соорудили по четырём сторонам от городища своеобразную защиту – кресты. В 1965 году даже предлагали переименовать Крестово-Городище по названию средневекового памятника, давшего имя Симбирску – Ульяновску, то есть в Симбирское.
Думаю, не вызывает сомнения тот факт, что наиболее достоверные из всех перечисленных – это версия происхождения названия села от пересекавшихся валов средневекового городища и версия о скрещивавшихся волжских протоках. Жаль, что затопление данной местности не даёт возможности проверить эти предположения на практике.
Второе название села – Рождественское, содержится в некоторых источниках XVIII века. Оно отражает название храма, который был построен в честь Рождества Христова.
Симбирское городище, Святая гора и Воровской овраг
Сейчас в официальный список памятников археологии Чердаклинского района (постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г.; распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г.) Комитета Ульяновской области по культурному наследию входит 5 объектов в районе нового села: 1) стоянка «Крестово-Городище» («Кайбелы», эпоха бронзы)»; 2) курганная группа из 20 курганов (эпоха бронзы); 3) курганная группа из 9 насыпей (II тыс. до н.э.); 4) селище «Крестово-Городище» (II тыс. до н.э.); 5) могильник «Кайбелы» (1-я четв. II тыс.). Самое дальнее из них находится в 5 км от поселения.
Современный Ульяновск– преемник средневекового Симбера только по названию. Удревнить первый за счёт второго – пустая затея хотя бы из-за того, что они стояли на расстоянии около 20 км друг от друга.
Понятно, что все перечисленные памятники – лишь малая часть того богатейшего и почти неисследованного археологического наследия, которое в 1956 – 1957 годах ушло под воду. Самый интересный и важный объект – это таинственное Симбирское городище (иногда его называют по лежавшей за Крестово-Городищем высокой утёсистой «священной горе» – Симбер (или Синбирская гора). Некоторые краеведы считали его предшественником русского города, возникшего в 1648 году на расположенной выше по течению Волги правобережной круче. Современный Ульяновск– преемник средневекового Симбера только по названию. Удревнить первый за счёт второго – пустая затея хотя бы из-за того, что они стояли на расстоянии около 20 км друг от друга.
Предполагаемый перевод слова «Синбирск» – «одиночная могила».
Многочисленные упоминания о Симбирском (Синбирском) городище содержатся в источниках XVII – XVIII веков, иногда отражающих более ранние сведения, например, XVI века. Большой вклад в их систематизацию и анализ внесли исследователи XIX века К.И. Невоструев и П.Л. Мартынов. Они убедительно показали, что городище было основано булгарским князем Синбиром (варианты: Симбир, Симбер), а Симбирск и Кайбела – татарские имена. Напомню: Кайбелы – это село, почти примыкавшее к Крестово-Городищу с юга. По другой версии, на его месте раньше находилась могила знаменитого булгарского князя, при которой по традиции строили мечеть и поселение для муллы и причта. Он базируется на предполагаемом переводе слова «Синбирск» как «одиночная могила».
Почти по всему берегу от Крестово-Городища до Святой горы, на расстоянии примерно в 5 км, местные жители находят обломки керамики и другие артефакты, начиная с эпохи бронзы и заканчивая XIX – первой половиной XX века.
Наличие мусульманского населения в данном районе подтверждают и средневековые надгробные плиты XIV века (по другим сведениям – XII в., всего 7, и это количество тоже под вопросом), которые до сих пор можно увидеть на старом кладбище в Татарском Калмаюре. Некоторые краеведы считали, что их перенесли из зоны затопления Куйбышевской ГЭС в районе Крестово-Городища и Кайбел, и тем самым спасли. Но недавно обнаруженная статья 1833 года полностью опровергает данную гипотезу. Хотя, конечно, нельзя исключать факт более ранней транспортировки шести артефактов из района Симбирского городища (а это около 25 км). Правда, непонятно зачем, так как по мусульманскому обычаю за могилами ухаживать не полагалось, как и тревожить их.
П.Л. Мартынов совершенно справедливо писал: «Вопрос о том, кем и по каким основаниям нашему городу дано название старинного городища, едва-ли может быть разрешён, за неимением точных данных, отсутствие которых даёт полный простор предположениям, более или менее основательным».
По мнению начальника Куйбышевской археологической экспедиции А.П. Смирнова, в конце XIII – начале XIV века одновременно возникли Симбирское и Ундорское городища.
Весьма примечательны сделанные в районе Симбера находки. В 1851 году у села Кайбелы рыбаки нашли на луговом берегу Волги богато украшенную золотую цепь с двумя подвесками. Саму цепь купил царь Николай I у московского купца Дементия Пискарёва, а одну подвеску (вторую потеряли) поднёс государю крестьянин Алексей Комаров. По другим данным, примерно там же была обнаружена ещё одна реликвия – большая золотая серьга. Эти уникальные вещи говорят о высоком статусе их владельца или владельцев. Сейчас они хранятся в Оружейной палате Московского кремля. Однако мало кто знает о том, что в экспозиции Государственного исторического музея в Москве выставлены вырезанное монолитом захоронение эпохи бронзы (по нему сделана первая и пока единственная реконструкция по черепу человека срубной культуры, которая экспонируется в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге – Герасимов, с. 105 – как вырезать это фото?; раскопки В.А. Городцова 1925 г.) и сосуд того же времени из погребения в кургане № 4 близ села Кайбелы. Артефакты из этой же местности хранятся и в Ульяновском краеведческом музее. Например, к ним относятся сосуд баночной формы из Кайбельской II курганной группы, (раскопки Н.Я. Мерперта, 1954), кельт (ананьинская культура, VI в. до н.э.) и два савроматских жертвенника (VI – V вв. до н.э.). Все перечисленные предметы относятся к бронзовому веку. Даже этот короткий список говорит о том, насколько притягательной для людей являлась эта местность с глубокой древности. Их можно понять: заливные луга, озёра, леса, и наконец, сама красавица-Волга обладали огромными биоресурсами и служили мощным магнитом для всех племён и народов.
Учёный считал, что городища являлись опорными пунктами Золотой Орды, в которых стояли гарнизоны и проживали чиновники для сбора дани.
По мнению начальника Куйбышевской археологической экспедиции А.П. Смирнова, в конце XIII – начале XIV века одновременно возникли Симбирское и Ундорское городища. В их культурном слое содержались артефакты этой эпохи: обломки характерной красной посуды, поливной керамики и ордынские монеты. Учёный считал, что городища являлись опорными пунктами Золотой Орды, в которых стояли гарнизоны и проживали чиновники для сбора дани.
Видимо, Симбер в значительной степени был размыт Волгой ещё перед созданием Куйбышевского водохранилища (такая же судьба постигла и крупное укреплённое поселение у деревни Палицино (Пальцыно), располагавшейся чуть выше современной Нижней Террасы). Не случайно после понижения уровня воды в водохранилище почти по всему берегу от Крестово-Городища до Святой горы, на расстоянии примерно в 5 км, местные жители находят обломки керамики и другие артефакты, начиная с эпохи бронзы и заканчивая XIX – первой половиной XX века.
Перед ней находится так называемый «Воровской овраг», по которому согласно легенде проходила дорога – торговый путь, причём его облюбовали разбойники, часто грабившие купцов.
В сентябре 2014 года в сопровождении В.В. Лифанова мне довелось лично увидеть Святую (вариант – Священную) гору, расположенную на берегу Куйбышевского водохранилища примерно в 3 км к югу от современного села. Несмотря на то, что сейчас почти вся она разрушена, гора всё же производит сильное впечатление. Перед ней находится так называемый «Воровской овраг», по которому согласно легенде проходила дорога – торговый путь, причём его облюбовали разбойники, часто грабившие купцов. Между прочим, эта легенда служит дополнительным доказательством существования здесь старинной дороги к переправе на правый берег и обратно. Тем более что почти напротив Симбера располагалось другое крупное городище – Арбухим. До сих пор у подножья Святой горы можно найти части человеческих скелетов из упавших погребений и керамику. На ней находилось ныне почти разрушенное мусульманское кладбище. Показательно, что на некоторых картах XIX века дорога из Белого Яра в Симбирск шла через Воровской овраг, то есть спускалась с возвышенности на низменную левобережную пойму Волги.
Пожалуй, второй по значимости объект археологического наследия – это Кайбельский могильник VIII – IX веков, открытый в 1953 году и ныне затопленный. Заместитель начальника Куйбышевской археологической экспедиции Н.Я. Мерперт писал: «…были раскопаны 20 погребений, частично впущенных в более древние курганы, частично покрытые небольшими плоскими насыпями. Все погребения были совершены в узких прямоугольных ямах с заплечиками, иногда перекрыты брёвнами. Погребённые лежали вытянуто на спине, ориентировка различная – от северной до юго-восточной. При одном из погребений найден череп лошади. Инвентарь поразительно близок к инвентарю донецких и дунайских погребений. Здесь найдены стремена с плоской подножкой и высокой петлёй, удила с Ѕ-видными псалиями, поясной набор салтовского типа, большие сбруйные пряжки, трёхгранные наконечники стрел, большой кинжал, серьги с подвесками, глазчатые бусы и те же самые лощёные одноручные кувшины. Могильник датируется арабской монетой 701 – 705 гг. Черепа из этого могильника имели весьма заметные монголоидные черты. Характерно, что рядом с могильником открыто поселение с остатками круглых юртообразных жилищ. Кайбельский могильник является наиболее характерным ранне-болгарским могильником на Волге. Он чётко документирует приход на Среднюю Волгу большой и компактной группы приазовских болгар…». Показательно, что в материалах погребений встречались и финно-угорские вещи, а около могильника учёные обнаружили другой, судя по обряду, принадлежавший мордве-мокше. Поэтому был сделан вывод о слиянии пришельцев с коренным населением.
По научной значимости и уникальности в 1950-е годы этот памятник сравнивали с Большетарханским и Танкеевским могильниками (Республика Татарстан). В 1992 году на противоположном берегу Волги у села Шиловка были раскопаны курганы тюркоязычной (болгаро-савирской) знати VII века, но это отдельная история.
До XX века в Крестово-Городище жила легенда о ханском кладе.
В заключение хочется отметить, что окрестности Крестово-Городища и Кайбел до 1956 года отличались обилием археологических объектов. Только Куйбышевская археологическая экспедиция в течение 1953 – 1955 годов обследовала здесь десятки разновременных памятников, большая часть которых относилась к бронзовому веку, а именно к срубной культуре. В основном это курганные группы, в которых были раскопаны десятки погребений. Тех, кто хочет подробно ознакомиться с интереснейшими результатами исследований, я отсылаю к большой статье Н.Я. Мерперта.
До XX века в Крестово-Городище жила легенда о ханском кладе. Якобы хан Токтамыш, уходя из Синбира, не смог забрать несметные сокровища, награбленные в военных походах. Целая золочёная карета была набита до самого верха всевозможными драгоценностями, золотыми и серебряными вещами и зарыта где-то в окрестностях села (непонятно, почему её не смогли увезти, ведь это транспортное средство на колёсах? – Е.А. Б.). Многие поколения искателей лёгкой добычи пытались найти ханские сокровища, но все их попытки не увенчались успехом… (информация предоставлена Т.А. Клементьевой).
Продолжение следует.
Евгений Бурдин