Эксперты определили, “где на Руси жить хорошо”. Рейтинг с таким названием, включивший 82 города, составил известный блогер Илья Варламов по итогам исследования, проведенного совместно с агентством “Городские проекты”.

Группы показателей получились такие: экономические, социальные и культурно-туристические. Города оценивались и сравнивались не только по таким распространённым критериям, как уровень средней зарплаты и уровень рождаемости. Применялись и более экзотические – например, срок пребывания мэра у власти, количество студентов в городе и число посетителей культурных заведений.

Вот что в итоге получилось:
Screenshot_2015-07-19-08-12-00~2

Чтобы оценить экономическую активность городов, агентство оценивало сравнивало их по числу маршрутных направлений вылетов, индексу стоимости жилья и соотношению числа работающих горожан к общему населению.

Давайте по порядку. Для города очень важно, по скольким направлениям из него можно улететь. От этого напрямую зависит мобильность граждан, а значит, и местный бизнес. Возьмём два схожих по географическому положению и количеству жителей сибирских города – Новосибирск и Омск. Если из первого самолёты летают по 90 направлениям, то из второго – только по 13. Поэтому Новосибирск получил за свою маршрутную сеть 9 баллов, а Омск лишь 4.

Следующим критерием стало отношение средней стоимости жилья в городе к средней зарплате. Вычисляли так: сколько месяцев нужно работать среднестатистическому горожанину, чтобы заработать на 1 кв. метр жилья. Индекс стоимости жилья оказался очень низким в таких городах, как Магадан, Курск и Тольятти, но очень высоким в Москве, Грозном и Сочи.

Индекс этот говорит о готовности людей переплачивать за возможность владеть недвижимостью в своём городе – или, наоборот, нежелании платить за жилье, а значит оставаться в городе надолго.

Такой показатель, как отношение работающих в городе к общему числу жителей, говорит о количестве экономически активного населения. Любое государство стремится поддерживать рождаемость на определённом уровне в том числе потому, что старение населения ведёт за собой экономический спад. С городами то же самое. В России есть “города-пенсионеры”, например Махачкала (0,3) и другие столицы республик Северного Кавказа (Владикавказ, Нальчик), и города, где больше работающих – такая ситуация в Сургуте (1,35) или Тамбове (1,07).
Screenshot_2015-07-19-08-59-32~2

Еще одним фактором социальной активности города является количество мигрантов, вернее, отношение их числа к числу жителей. Если люди тянутся в город, значит, он для чего-то им нужен: говоря упрощённо, они будут или покупать, или продавать/потреблять. В Волгоград, например, почти никто не едет (0,14), а в Краснодар люди, наоборот, стремятся (2,34).

Следующий фактор – количество студентов на 1 тысячу жителей. Чем больше студентов, тем активнее городская жизнь и среда. Интересно сравнивать между собой города, расположенные поблизости. Почему-то в Липецке студентов мало (0,61), а в Белгороде, который к тому же меньше, многие стремятся к знаниям (1,71).

Рождаемость (человек на 1 тыс жителей) – один из самых чувствительных показателей качества жизни в городе (если речь не идёт о городах, где большое количество детей – просто дань традициям). В Туле появляется на свет всего 9,3 ребёнка на 1000 человек, тогда как в Ханты-Мансийске и Сургуте – 17,5.

Ещё один важный показатель – количество тяжких преступлений, совершённых за год. Социологи говорят, что там, где много тяжких преступлений, мелких правонарушений тоже больше, чем в других городах. В этом смысле одним из самых безопасных городов считается Грозный (63,86). Неплохая статистика в Белгороде (128,94) и Саратове (168,82), а вот в городах Восточной Сибири и Дальнего Востока всё плохо: Чита – 567,2, Улан-Удэ – 522,43, Владивосток – 547,2.

Screenshot_2015-07-19-08-59-37~2

В культурно-туристическом блоке агентство оценивало отношение количества гостей города (правда, вычислить можно было только тех, что остановились в гостиницах) к числу жителей, а также учитывало число людей, посещающих музеи, концертные залы, выставки.

Самыми гостеприимными городами оказались Сочи (6,58) и Ханты-Мансийск (4,82), а наименее приветливыми – Набережные Челны (0,19), Элиста (0,30) и Череповец (0,32).

Звание новой культурной столицы заслужил Владимир (4,77), но у Петербурга по-прежнему высокие позиции (4,04). Самыми “бескультурными” городами оказались Грозный (0,12) и Новосибирск (0,28).

Screenshot_2015-07-19-08-59-44~2