Владимир Штанов
Общее удорожание автомобилей в начальных комплектациях с декабря 2014 года составило 8–14%.
Ульяновский автозавод (УАЗ, принадлежит «Соллерсу») в июле увеличил рекомендованные розничные цены на легковые автомобили, удорожание в зависимости от модели и комплектации составило 3,2–7,8%, подсчитал «Автостат». Это уже третье с начала года массовое повышение цен на автомобили «УАЗ» – до этого они дорожали в январе и марте, следует из его данных. В целом по сравнению с декабрем 2014 г. внедорожник Hunter в базовой комплектации стал дороже на 8,1% (он стоит теперь от 519 000 руб., без учета спецпредложений), Patriot – на 7,7% (от 699 000 руб.), Pickup – на 14,1% (от 729 000 руб.).

Среди других подорожавших в июле машин на российском рынке – седан и хетчбэк Hyundai Solaris в комплектации Active (+5,3%), кроссовер Nissan X-Trail в отдельных комплектациях (+3,1–3,9%), ряд моделей VW, например хетчбэк Golf (+0,04–1,4%), кроссовер Tiguan (+0,5–2,4%), приводит данные «Автостат». Но в целом на российском рынке превалирует тенденция к снижению цен, говорится в сообщении агентства: «И это оправданно, поскольку в нынешних условиях покупатели стремятся экономить при выборе автомобиля и ищут наиболее выгодные по ценам предложения». К примеру, Mazda в июле снизила цены седана Mazda6 на 4,8–6,6%, кроссовера CX-5 – на 4,0–5,9%; Hyundai – кроссовера ix35 на 3,8–4,3% и седана Equus в комплектации Elite на 2,1%. Не стали менять в июле базовые ценники 18 из 47 официально представленных в России автомобильных брендов. «АвтоВАЗ», автомобили которого с начала года дорожали дважды (в январе и марте, в итоге седан Lada Granta, к примеру, стал дороже в целом на 13%), до конца 2015 г. не планирует новых повышений цен, говорил президент компании Бу Андерссон.

Повышение цен продажам УАЗа не мешает – оно было поэтапным и в целом меньше, чем у иностранных конкурентов, комментирует топ-менеджер одной из дилерских компаний завода. По его словам, затоваривания нет – запасы на уровне месячных продаж. В июне марка «УАЗ» стала одной из немногих на российском рынке, продажи которой выросли (на 13% до 3907 шт.), несмотря на общее сокращение рынка (-29,7%), гласят данные АЕБ. По итогам первого полугодия продажи УАЗа сократились на 2%, а рынок обрушился на 36,4%. Ульяновскому предприятию помогают программы господдержки рынка и отрасли и снижение доли конкурентов, объясняет дилер. Основной из них – SsangYong, говорит он. За полгода продажи этой марки упали на 73%, доля сократилась более чем вдвое до 0,4%, по оценке АЕБ. Машины SsangYong в России выпускает и продает также «Соллерс». После 30–40%-ного удорожания из-за девальвации рубля спрос на них резко снизился, «Соллерс» приостановил закупку новых машинокомплектов, чтобы оптимизировать запасы готовых автомобилей в стране.

На 2015 г. «Соллерс» поставил перед собой «смелую цель» – вывести «УАЗ» в топ-10 брендов – участников российского рынка, говорил в январе заместитель гендиректора компании по продажам Алексей Володин. Завод приближается к этой цели: если в прошлом году автомобили «УАЗ» были на 16-м месте (если суммировать легковые автомобили и LCV Mercedes-Benz, которые даются в статистике АЕБ отдельно), то по итогам первого полугодия 2015 г. – на 12-м. У марки есть «все шансы» пробиться в этом году в топ-10, соглашается дилер. Представитель УАЗа на вопросы «Ведомостей» не ответил.