Несмотря на многообещающие прогнозы метеорологов, пугавших нас дождями на прошлых выходных, я рискнула совершить очередную поездку в поисках красот в нашем регионе, чему была необычайно рада! Все прогнозы оказались далекими от реальности, ярко светило солнышко и я, вопреки всем своим опасениям, не застряла ни на каких деревенских дорожках, чему была рада вдвойне.

Итак, в этот раз я устремилась в Старомайнский район, в котором запланировала снять два храма, а оттуда добраться до Татарстана и одним глазком глянуть на разрушенную православную церковь на границе с Ульяновской областью. Татарстан – это уже отдельная история, посколько одной церковью я не ограничилась, да и выходит это немного за рамки данного фотопроекта, поэтому об этом позже.

А сейчас я бы хотела вам показать Церковь Архангела Михаила, расположенную в селе Русский Юрткуль Старомайнского района. Храм в деревне долго искать не пришлось, он находится в центре села, совсем близко к дороге.

Немного поискав в интернете информацию о селе, я узнала следующее. История села уходит во вторую половину 17 века, когда его основали мордовские поселенцы. Изначально оно называлось Яркуль, таким образом, слагаясь из двух татарских слов  – “Яр” (обрыв, круча) и “Куль” (озеро), что в сочетании значило “озеро с крутыми берегами”. Впоследствии же название было несколько изменено, теперь оно состояло из слов – “Юрта” (жилище, владение) и “Куль” (озеро), что можно понимать как “жилище у озера”. К сожалению, озера я на месте никакого не обнаружила, возможно, нужно было проехать немного вглубь села, но я сразу остановилась у цервки.

Каменная пятикупольная церковь была построена в селе в 1869 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.

Однако с коллективизацией церковь подверглась серьезному надругательству: с колокольни были сняты колокола, святые иконы были порублены и сожжены. Рискуя быть наказанными действующим режимом, селяне смогла спасти часть церковных икон, разобрав их по домам. Сохранили они и церковное распятие, которое в настоящий момент находится в церкви села Кокрять, сюда же принесли и часть уцелевших икон. (Информация взята отсюда – http://forum.vgd.ru/1864/54216/)

В настоящее время церковь находится в открытом доступе, двери распахнуты, замков нет.

Храм построен как пятикупольный, однако в настоящий момент сохранились лишь три. Как всегда, основными жителями заброшенных церквей являются птицы. И здесь они постоянно попадали в кадр, кружа над забытым храмом.

Возможно, хдесь ранее находилась колокольня.

С другой стороны церковь также приветствует своих посетителей раскрытыми дверьми, но мы сначала посмотрим, как выглядит церковь с другой стороны.

С обратной стороны кирпичная стена церкви сохранила на себе немного краски, можем догадаться, что храм был выкрашен в светлый цвет.

Задний дворик храма оборудовали детской площадкой, которая, как мне показалось, не пользуется большой популярностью среди детишек, судя по густо поросшей вокруг траве.

Это третий вход в церковь, через который я и пробралась вовнутрь.

По всей видимости, когда-то храм хотели запереть на замки и ограничить вход посетителям, но со временем от дверей остались лишь поломанные доски.

Заглянув внутрь, я увидела, что церковь довольно плохо сохранилась, а моему взору и объективу предстали оголенные кирпичные стены и проглядывающая кое-где роспись на стенах.

Можно только догадываться, каким был купол ранее, поскольку сейчас на нем абсолютно ничего не сохранилось.

Опустив взгляд на пол, я заметила, что местами сохранилась плитка.

А приглядевшись внимательнее, я заметила, что сохранились и свежие следы недавних посетителей. Скажу честно, на тот момент в церковь я зашла одна (мой попутчик в то время резвился, катаясь на детских качелях), и мне было немного жутковато, никогда не знаешь, что за людей ты встретишь в таких поездках.

К моему счастью, людей я там никаких не встретила и со спокойной душой продолжила снимать сохранившиеся каменные ступеньки.

Поднявшись по ступеням, я увидела, что сохранилась на полу и цветная плитка.

На полу стояла иконка Михаилу Архангелу, во имя которого и построена церковь.

А в небольшой нише в стене я обнаружила икону Божией Матери и следы воска сгоревших свечей.

Исследовав первый зал храма, я заметила странные горки из веток и небольших камней. Всего их было около 7, причем было непохоже, чтобы кто-то наводил порядок на полу цервкви, сметая мусор, так как мусора было и в других местах в достатке. Да и веток в храме особо не было, а для птиц они все-таки великоваты.

В некоторых кучках было много перьев. А вообще рядом были человеческие следы, так что вряд ли это дело лап животного, возможно просто кто-то, и правда, пытался навести здесь порядок.

Стены храма изрядно покрылись трещинами, состояние его оставляет желать лучшего.

Сквозь разрушенную крышу второго зала ярко светило солнышко.

Крыша сильно обвалилась и находиться здесь на самом деле опасно – доски того и гляди обрушатся.

Обойдя храм, лишь на некоторых стенах я обнаружила очертания икон и узоров, которыми был росписана церковь.

Кстати, на стенах не было ни одного послания вандалов, которые они так любит оставлять в подобных местах.

Еще одна странная особенность, которая меня заинтересовала внутри храма, – это конструкция, которую я заметила у входа во втором зале. Если смотреть лицом на входную дверь, справа от нее к бревну потолка была привязана плотная веревка. Один конец веревки свисает тут же, справа, на нем висит круглый срез дерева.

К потолку веревка привязано плотно узлом.

Другая часть веревки ведет в левый угол, где на небольшом деревянном выступе, оставшемся из-под ступеней, лежит привязанный к этой веревке шланг.

Подергав немного за оба конца веревки, покачав срез дерева, я так и ушла в недоумении.

На выходе на двери я заметила маленькую потрепанную иконку Иисуса Христа.

Видимо, это то, что осталось от “системы безопасности” храма.

Если вы приглядитесь внимательнее к этому снимку, вы заметите, что перед храмом лежит огромный тяжелый надгробный камень.

Памятник очень старый, давайте вместе прочитаем, кому он был когда-то поставлен.

“Секундъ-Маюръ Павелъ Михайловичъ Наумовъ
родился 1764 года Апреля 4 дня…”

“…скончался 1838 года Сентября 12 дня”

Действительно, в интернете я нашла информацию о том, что здесь жил и был похоронен Наумов Павел Михайлович – секунд-майор, помещик Казанской губернии, от которого пошел род Умовых. Наумов был Ставропольским уездным предводителем дворянства, похоронен в с. Юрткуль. (http://www.tgl.ru/history/p/predvoditeli-dvoryanstva-stavropolskogo-uezda/)

За надгробным камнем даже лежали цветы. Однако, все же странно, как это надгробие оказалось прямо у входа в храм, ведь совсем не похоже, чтобы рядом были какие-то захоронения.

Со стороны дороги около храма установили автобусную остановку.

Вот такое интересное получилось путешествие в село Русский Юрткуль. В настоящее время деревня жилая, около церкви лежит небольшая тропинка, по которой ходят местные жители, любопытно оглядываясь на приезжих с фотоаппаратми.