Инициатор создания движения «За чистую Свиягу», эколог Андрей Беркутов:
— Добрый день, уважаемые участники публичных слушаний. Очень приятно выступать в столь эмоционально настроенном зале сегодня. Немного слов по существу. Во-первых, создание искусственного земельного участка — достаточно длительный, сложный процесс. Непростой. И, на самом деле, такого опыта в нашей стране, можно сказать, практически нет. Сегодня мы обсуждаем ППТ, но, на самом деле, будет еще много экспертиз, будет федеральная экспертиза, государственно-экологическая и государственно-строительная экспертиза. Я хочу сказать, что на данном этапе инициатор создания искусственного земельного участка провел беспрецедентную для Ульяновска работу, то есть очень большую и серьезную. Проведены все необходимые изыскания, даже, я бы сказал, количество экспертных оценок и изысканий превосходит те требования нормативных документов, которые есть сейчас. Я думаю, все присутствующие здесь со мной согласятся, что, наверное, в Ульяновской области очень мало найдется таких проектировщиков и строительных организаций, которые бы могли выполнить работу в таком объеме столь качественно. Это первое.
И что касается самого места. Неоднократно уже сегодня говорилось, это искусственный карьер, который был создан в свое время, при добыче песка.
Тогда его глубина составляла около 10 метров. Сейчас изыскания показывают глубину в районе семи метров. Это говорит о чем. По официальным данным примерно 50 тысяч кубических метров наносов откладывается в таких вот заводях. 50 тысяч кубических метров. В 2005 году был разработан проект расчистки Свияги, который предусматривал на всей этой территории складирование уплотненного ила, который должен был образоваться в процессе расчистки. То есть русло выше и ниже течения. Тем проектом предусматривалась засыпка до третьего острова. Практически по руслу. То есть это сотня тысяч тонн ила, которые бы находились, складировались здесь. Я считаю, что проект ППТ, в виде, в котором он представлен сегодня, гораздо лучше вписывается в концепцию развития города. Кроме того, создание набережной позволит… об этом еще не звучало, во-первых, защитить население от так называемого однопроцентного паводка, это тоже не надо сбрасывать со счетов. Ну и как показали различные процессы, различные модели процессов уровня грунтовых вод, при нормальном правильном дренаже перехватывающем, то есть уровень грунтовых вод в ближайших домах может существенно понизиться. У меня все, спасибо.

Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения Кадетская школа №7 имени Веры Васильевны Кашкадамовой Маллямова:
— Работаю в данном учреждении с 1995 года.Вы знаете, я далеко не равнодушный руководитель. Я думаю об этом всем хорошо известно. Неравнодушный житель этого микрорайона, я проживаю на Аблукова, 13. И, когда я впервые услышала о том, что набережная реки Свияга будет засыпана, то, конечно же, у меня это вызвало массу негодования и возмущения, честно вам говорю, и я активно включилась в общественное движение «За чистый берег Свияги».
Спасибо Василию Анатольевичу, был организован объезд реки Свияга в черте города. Мы с представителями средств массовой информации, с общественными деятелями проехали, посмотрели. И я вам скажу, у нас очень много живописных красивых мест у Свияги. Но, к сожалению, все они практически заброшены, никому не нужны. И мне пришлось пересмотреть свое мнение. Готовясь к данному выступлению, я решила сделать несколько набросков, записала все минусы и плюсы. Для экономии времени я вам зачитаю.
Итак, риск — это, первое, ухудшение состояние реки Свияга. Это можно предотвратить путем организации соответствующих экспертиз, проб воды, общественного контроля, о котором было озвучено ранее. Второе, это шум при строительстве. Мы находимся непосредственно вблизи строительных работ.
Ближе нас никого нет. Я думаю, что здесь можно договориться и составить график строительных работ, чтобы не пострадал учебный процесс. Это все решаемо. Третий момент, о чем говорилось, это мусор от строительных работ.
Придется потерпеть — вспомните ремонты в своих квартирах. Всегда бывает мусор, и вы вовремя убираете. Я надеюсь, он тоже будет убираться. Следующий момент, это много машин. Мы с вами живем уже практически в центре города.
Конечно, можно пересмотреть еще раз план и предусмотреть места для парковок. Я думаю, все это решаемо.
Ну и какие же плюсы? Первое, самое главное, это порядок, безопасность, чистота территории за счет заполнения ее жилыми домами, а также поддержание чистоты силами коммунальной сферы обслуживания. Второе немаловажное — это обновление и расширение инфраструктуры микрорайона, за счет вложения инвестиций. Третье и это тоже немаловажно, что люди смогут купить и жить в хороших квартирах, с прекрасным видом, рядом со школой, рядом с магазинами и детскими садами. Четвертое, это, возможно, и положительное влияние на саму реку Свиягу. Если будут проведены необходимые работы, о которых тоже говорилось ранее. Ну и в пятых, компания «ДАРС» имеет уже почти двадцатилетний опыт строительства и ремонта крупных зданий и сооружений. Таких как «Самолет», «ДАРС», «Аквамолл», ремонт детского сада на Аблукова. Компания «ДАРС» проводит много добрых дел и акций для жителей микрорайона, города и Ульяновской области.
Единственное, у меня есть предложение к проектировщикам такое. Оставить под гостиницу одно здание, вблизи «Аквамолла», чтобы гости нашего города могли разместиться там – это во-первых, а во-вторых, немаловажно, наш микрорайон «Пески» в основном состоит из старых пятиэтажных домов. И в недалеком будущем, скорее всего, придется их тоже куда-то переселять временно, для того чтобы построить новые дома. Вопрос встанет, и он не за горами.
Итак, подведем итоги. Такой набережной реки Свияга оставлять уже нельзя. Это недопустимо, чтобы в центре города были заброшенные места. Второе, если есть уже готовый проект, направленный на социальное развитие инфраструктуры города и микрорайона, надо не препятствовать этому, услышьте меня, а включиться, помогать и контролировать. Спасибо.

Почетный архитектор России Вячеслав Некрасов:
— Здравствуйте, я рад вас приветствовать в здании, которое проектировал лет 40 назад. То же самое происходило и с «Песками», там 18-й, 19-й микрорайон — все это рисовалось из кубиков, из пенопласта, на теннисном столе. Сегодня там многие из вас живут, а потом была корректура генерального плана — программа градостроительного обеспечения реализации генерального плана, так называемая к 125-летию. Тогда было около 140 объектов, которые мы размещали в долине реки Свияги, в городе — везде, в парках. Вот один из этих объектов на том берегу — университет, он уже родился. С вашей стороны, на том участке, который сегодня обсуждается, также предполагался большой намыв, даже больше, чем здесь. Располагался, может, вы помните, цирк и манеж, который недостроенный. А вот напротив манежа еще гостиница и много таких объектов как раз для набережной. Нам не разрешили делать набережную со стороны улицы Ленина, так как это заповедник «Родина Ленина», там должна быть ландшафтная вещь. И также с той стороны напротив университета, учитывая, что там располагался и сегодня находится Черное озеро — экологический парк. То есть то, что сегодня обсуждается о том, можно ли здесь и нужно ли намывать — это предполагалось уже давным давно.
Еще я вам такой случай расскажу, что у нас есть водозабор на Тутях, он сегодня зарезервирован. Сначала воду подавали оттуда, но перестали подавать, учитывая, что илов стало все больше и больше, больше и больше. У нас Свияга там не течет, а она оседает, то есть лед оседает вместе с мусором, со всем, и если говорит — он немножко, конечно, свистнул, что рыба там маленькая — есть и крупная, но дело в другом: что она все меньше и меньше, ее тоже все меньше и меньше. Чем течение будет больше, тем, естественно, будет чище и вода. Естественно чище воздух, а Свияга — это легкие города.