Великий князь Руси Владимир I, согласно древнерусским источникам, умер 15 июля 1015 года в селе Берестово близ Киева, где находился загородный дворец. 15 июля по-старому стилю, 28-го по-новому, Русской Православной Церковью отмечается день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. С 2010 года в России 28 июля также отмечается государственная памятная дата – День Крещения Руси. Память князя Владимира на Симбирской-Ульяновской земле Почитание крестителя Руси в Симбирской губернии было ознаменовано освящением ряда храмов. Необходимо сказать, что до празднования 900-летия крещения Руси, в Симбирской губернии довольно редко и лишь в храмовых приделах престолы освящались во имя святого князя Владимира. Приближающееся юбилейное празднество (1888 г.) обратило внимание общества на личность князя. В его честь стали создаваться храмы. Приурочено к 900-летию крещения Руси было освящение храма в честь равноапостольного князя Владимира Симбирского кадетского корпуса в 1887 г. Небольшой деревянный храм находился в летнем лагере корпуса в семи верстах от Симбирска у деревни Поливный Враг[1] (посёлок Поливно в черте Ульяновска). Кадетский храм равноапостольного Владимира не сохранился. Месторасположение разрушенного или разобранного в советское время храма ныне на территории заброшенной воинской части, созданной на основе лагеря симбирских кадет, в посёлке Поливно, где, кстати, и сегодня можно увидеть один из бараков лагеря кадетского корпуса. В 1900-1901 гг. была построена церковь равноапостольного князя Владимира при Карамзинской колонии душевнобольных. Освящение церкви в честь святого князя, вероятно, связано с именем сенатора Владимира Николаевича Карамзина, отцом которого был наш земляк, историограф Н.М. Карамзин. Известно, что на завещанное пожертвование В.Н. Карамзина, в память об отце и жене, создавалась лечебница. Особенность церкви в том, что алтарём она обращена на юго-восток, на так называемый «зимний восток». Как удалось узнать в посёлке имени Карамзина областного центра, на основе устных свидетельств, в храме в советское время был клуб при больнице. Клуб просуществовал до 1984 г. и был закрыт из-за угрозы оползня. Стоит отметить, что здание церкви находится на возвышении, у крутого склона к Волге. К церкви примыкает кладбище. За кладбищем действительно склоны крутого берега обрушились. Храм в настоящее время находится в руинированном виде, внутри всё заросло и замусорено; ещё в советское время здание пострадало: пожар, перестройка под клуб. Печально, что храм, как часть комплекса исторических сооружений, созданных более ста лет назад в память о представителях семьи Карамзиных, находится в столь запущенном состоянии, особенно в связи с приближающимся 250-летием Н.М. Карамзина. В Симбирске с 1902 по 1918 гг. существовал храм во имя равноапостольного князя Владимира на втором этаже ремесленного училища графа В.В. Орлова-Давыдова[2] на набережной Свияги (сегодня Автомеханический техникум УлГУ). Освящение храма в честь великого князя, скорее всего, было связано с именами жертвователей ремесленного училища, коими являлись бывший симбирский губернатор граф Владимир Владимирович Орлов-Давыдов и его отец – петербургский губернский предводитель дворянства граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов. Училищные храмы в Симбирске были ликвидированы советской властью в 1918 г. 28 марта 1920 г. был заключен договор между жителями деревни Вожжи (Возжи) Сюндюковской волости Симбирского уезда (впоследствии деревня в составе Татарской АССР) и Симбирским городским советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов о передаче жителям деревни в бессрочное и бесплатное пользование богослужебных предметов церкви бывшего ремесленного училища графа В.В. Орлова-Давыдова[3]. На месте училищного храма равноапостольного князя Владимира сегодня актовый зал Автомеханического техникума УлГУ. После эпохи коммунистических гонений на веру, именно с общественным почитанием святого князя Владимира и масштабным празднованием 1000-летия крещения Руси в 1988 г. связывают возрождение духовной жизни, иногда называемое «вторым крещением Руси». Своему восстановлению в 1989 г. Ульяновская и Мелекесская епархия обязана историческому юбилею и произошедшей перемене в религиозной политике Советского Союза. В Ульяновске на момент приезда епископа Прокла действовали две церкви: Воскресенская на старом кладбище и Неопалимовская на Куликовке. Обе церкви находились в правобережной части города, в левобережной с 1930-х гг. церквей не существовало. Первым храмом, построенным в городе с момента возрождения епархии, стал Князь-Владимирский, в честь крестителя Руси и тысячелетнего юбилея принятия христианства, на улице Волжской на Верхней Террасе в левобережье Ульяновска, где храм стал действовать впервые за более чем 50 лет. Создание церкви началось в сентябре 1990 г., когда был заложен храмовый комплекс имени равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святого праведного Иоанна Кронштадтского[4], на месте пустыря. Княгиня Ольга – первая правительница Руси, принявшая христианство, бабушка князя Владимира. Имя Иоанна Кронштадтского в храмовом комплексе связано с его канонизацией Русской Православной Церковью 8 июня 1990 г. Князь-Владимирский храм был построен за восемь месяцев, в 1991 г. там стали проводиться службы[5]. Храм святого князя Владимира оказался единственным основанным и построенным православным храмом в Ульяновске в советскую эпоху, правда, уже на излёте советской истории. Подчёркивал значимость церкви и владыка Прокл, отметивший в 2002 г.: «Одним из первых был построен Владимирский храм на Верхней Террасе. Его настоятель, отец Владимир Алексеев, проделал очень большую работу. Сейчас при храме действуют иконописная, швейная мастерские»[6]. Роль храма равноапостольного князя Владимира для православия в городе очень высока. В 1990-х гг. для жителей Заволжского района Ульяновска, многие из которых в советское время приехали с разных регионов страны, например, жители Нового города, и связаны с гигантом самолётостроения «Авиастаром», производственными объединениями «Марс», «Комета», патронным заводом, Князь-Владимирский храм был первым местом, где они узнали о Боге, крестились, присутствовали на церковной службе. Символично расположение храма. По расспросам местных жителей, улица Волжская названа в память переселения людей с затопленных территорий вблизи Волги во время создания Куйбышевского водохранилища в 1950-е гг. Не только Волжская, но и все прилегающие к ней улицы восточной части Верхней Террасы с одноэтажными деревянными домами (кирпичные стали появляться с 1990-х гг., в настоящее время есть уже и двухэтажные) по свидетельствам старожилов заселялись переселенцами с затопленных заволжских слобод Часовня, Канава, Королёвка, деревень Петровка, Алексеевка. Все опрошенные назвали дату начала заселения – 1953 г. Дата «1953 г» отображена и на водонапорной башне на улице Жуковского, за которой открывается вид на этот частный сектор. Здесь стоит вспомнить, что именно в Канаве и Часовне левобережной части города существовали церкви до их закрытия в 1930-е гг. и разрушения. С созданием церкви на Волжской, на месте переселения людей, восстановилась связь дореволюционной и современной православной жизни левобережья Симбирска-Ульяновска. 19 июня 2014 г. Симбирское епархиальное собрание, впервые тогда под руководством митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана, приняло решение о преобразовании в будущем Князь-Владимирского прихода в мужской монастырь[7]. Преобразование в монастырь поручено настоятелю прихода игумену Игнатию (Григорьеву). В 2015 г. трудятся уже четыре послушника[8]. В заключение хотелось бы обратить внимание на закономерность, связанную с памятью великого князя Владимира в современной истории Ульяновска и Симбирской епархии: владыки Прокл и Феофан, вступив на Симбирскую кафедру, начинали с прославления равноапостольного князя. Прокл, будучи ещё епископом Тихвинским, викарием Ленинградской митрополии, принимал участие в торжествах 1000-летия крещения Руси в Ульяновске, а возглавив Ульяновскую епархию, заложил первый за многие десятилетия храм в областном центре – Князь-Владимирский. Митрополит Феофан в начале своего краткого архипастырства на Симбирской-Ульяновской земле впервые провёл в водах Свияги массовое крещение 28 июля 2014 г. в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Антон Долматов.
Фото: Барак летнего лагеря Симбирского кадетского корпуса. Посёлок Поливно.
Предположительно, на месте данного сооружения заброшенной воинской части в Поливно находилась церковь равноапостольного князя Владимира кадетского корпуса.
Церковь равноапостольного князя Владимира в посёлке имени Карамзина.
Табличка.
Вид с восточной стороны.
Вид с западной стороны.
Алтарный выступ.
Расположение храма равноапостольного князя Владимира в бывшем ремесленном училище Орлова-Давыдова. Вид с западной стороны, со Свияги.
Выступ с восточной стороны для алтаря на 2-ом этаже в здании бывшего ремесленного училища Орлова-Давыдова.
Храмовый комплекс на Верхней Террасе. Вид с улицы Волжской.
Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира на улице Волжской. Верхняя Терраса.
Водонапорная башня на улице Жуковского на Верхней Террасе. [1] Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Симбирск, 1903. URL: http://ulrgo.ru/upload/iblock/a2a/bazhenov_uezdy.pdf (дата обращения: 13.06.2015) [2] Симбирск – Ульяновск. Краеведческий справочник-путеводитель. Вып. 1. / Сост. В.Н. Ильин. Ульяновск: Симб. книга, 2001. С. 75-76. [3] Государственный архив Ульяновской области. Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 9. Л. 8. [4] Никитин В. Величаем Тя, Святый Княже Владимире // Православный Симбирск. 2002. 14 августа. № 15 (95). С. 5. [5] Там же. С. 5. [6] Пашин К. Архиепископ Прокл: «Я с оптимизмом смотрю в будущее…» // Православный Симбирск. 2002. 10 июля. № 13 (93). С. 1. [7] Митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан провел первое епархиальное собрание // Православный Симбирск. 2014. 25 июня. № 12 (380). С. 2. [8] Состоялось собрание духовенства Симбирской епархии. 02.04.2015. / Сайт Симбирской митрополии. URL: http://simbeparhia.ru/newses/news/?ID=7904 (дата обращения: 15.06.2015). Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
доктор Тырса
Везде, где в ИСТОРИЮ внедряется РЕЛИГИЯ, — начинает литься кровь…!
Когда вспоминают т.н. Св.Владимира, нужно вспомнить — СКОЛЬКО ОН УБИЛ ЛЮДЕЙ до обретения собственной “святости” (то бишь, — до Крещения Руси…) И, что самое страшное… — СКОЛЬКО ОН ИХ УБИЛ ПОСЛЕ….!
“Нехристи” и “язычники” — они, оказывается, — тоже ЛЮДИ… Причем — СВОИ ЛЮДИ…
Как потом — и заживо сжигаемые “раскольники”!
горожанин
Князь создавал страну, подчинял племена, подавлял бунты, то что и другие правители делал. А с христианством и образовался русский народ, до этого были только племена.
доктор Тырса
Сын рабыни-жидовки, байстрюк князя, который навязал рабскую религия славянам — хорош герой…
не умеем мы славить лучших
лучше бы в нашем городе прославляли князя Владимира, чем В.Ленина. Князь собирал земли, а Ленин раздавал: Финляндию, Польшу, Прибалтику, отдал Украине Донбасс.
PatrickPa
У вас есть деньги которые вы хотите пустить в “оборот” и получать прибыль?
Выдавайте микро-кредиты потребителям , под высокие проценты , на срок от 3х дней
Гарантию возврата , отчисление вашей прибыли мы берем на себя !
Присоединяйтесь , вкладывайте и зарабатывайте уже сегодня !
Скрины выплат и подробную информацию смотрите на моём сайте: secure-credit.ru