В Историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова работает виртуальная выставка-путешествие «По симбирским местам «Обрыва».
Это совместный проект сотрудников научно-экспозиционного отдела музея писателя и отдела автоматизации и информационных технологий Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова был создан в прошлом году к 145-летию романа «Обрыв» – пожалуй, самого «симбирского» из произведений И. А.Гончарова.

В очерке «Лучше поздно, чем никогда» писатель вспоминал: «…роман задуман был в 1849 году, когда я, после 14-летнего отсутствия, приехал повидаться с родственниками на Волгу… Тут толпой хлынули ко мне старые, знакомые лица, я увидел еще не отживший патриархальный быт и вместе новые побеги, смесь молодого с старым. Сады, Волга, обрывы Поволжья, родной воздух, воспоминания детства – все это залегло мне в голову…».

Над «Обрывом» Гончаров работал в Симбирске также в свой последний приезд в родной город в 1862 году. В общей сложности писатель трудился над романом 20 лет. В 1869 году в журнале «Вестник Европы» «Обрыв» был опубликован. Таким образом, Симбирск – родной город Гончарова – был местом неизменного вдохновения прозаика, предоставивший в его распоряжение богатейший жизненный материал, положенный в основу многих произведений.

С выставкой-путешествием сегодня можно ознакомиться на официальном сайте Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова в разделе «Филиалы», в закладке «Историко-мемориальный центр-музей И.А.Гончарова» (URL: http://www.uokm.ru/obryv/indexg.html).

Заставкой виртуальной экспозиции, ее афишей послужил баннер, созданный наложением двух акварелей художника Ю.М. Игнатьева «Гроза. Райский встречает шарабан с Верой» (1983) и «Вера бежит к обрыву» (1983) с бегущей строкой-заглавием «Виртуальная выставка-путешествие «По симбирским местам «Обрыва». Чуть ниже – эпиграф ко всей интернет-экспозиции из широко известного очерка И.А. Гончарова «Необыкновенная история» (1878): «Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь».

Чуть ниже приведена украшенная декоративными и живописными элементами в стиле XIX века. «Карта симбирских мест «Обрыва», где отмечены пять позиций, по которым пользователю сайта предлагается «прогуляться», предварительно нажав на одну из них: «Дом Гончарова», «Место усадьбы Музалевских», «Симбирская классическая гимназия», «Дом-памятник И.А. Гончарову», «Беседка-памятник И.А. Гончарову».

Один из наиболее крупных разделов виртуального путешествия – «Дом Гончарова» – включает в себя материалы, посвященные жизни Ивана Александровича в родном доме, людям, окружавшим его своей заботой и ставшим впоследствии прототипами героев «Обрыва». Как признавался сам писатель, многие черты характера его матери Авдотьи Матвеевны легли в основу образа романной бабушки Татьяны Марковны Бережковой. В письме брату Н.А. Гончарову 12 апреля 1862 года Иван Александрович пишет: «Наша мать была умница, что не бралась указывать, куда идти мне, куда тебе, а она была решительно умнее всех женщин, каких я знаю». Райский же – центральный герой романа «Обрыв» – отмечает следующее: «Нет, я бабушку люблю, как мать, …от многого в жизни я отделался, а она все для меня авторитет. Умна, честна, справедлива, своеобычна: у ней какая-то сила есть.
Она недюжинная женщина».

В стенах родного дома Гончаров нашел прототип и Тита Никоныча Ватутина, о чем свидетельствуют перекликающиеся тексты очерка «На родине», в котором зримо предстает образ жизни крестного отца писателя Н.Н. Трегубова, «доброго, всегда ласкового, родственника-баловника», и романа «Обрыв» с подобными характеристиками «джентльмена по своей природе» Ватутина.

Примечательно, что в конце каждой рубрики в специальном поле размещены не только данные об авторах виртуальной экспозиции, но и приглашение к диалогу, продуктивному общению посредством обращения к электронной почте obruv145@mail.ru, на которую любой может отправить свои отзыв или задать вопрос.

Электронная форма презентации фондовых материалов, эксклюзивных фотографий с квалифицированной информацией о них, объединившая в себе познавательный компонент и насыщенный визуальный ряд, оказалась весьма актуальной, доступной, в целом отвечающей запросам и требованиям, предъявляемым к музею как центру культурно-просветительского досуга населения. Без сомнения, виртуальная экспозиция полезна, в первую очередь, учащейся молодежи, но может быть интересна всем желающим плодотворно провести свободное время и еще раз обратиться к творчеству великого земляка.

Ирина Маршалова, заведующая сектором научно-исследовательской работы Историко-мемориального центра-музея И.А.Гончарова