Завершаем путешествие в историю утраченных храмов Симбирска. Напомним, «Симбирск. Храмы. Преображение» — так группа молодых архитекторов ульяновской мастерской из Симбирск-Проекта назвала цикл своих работ по виртуальному воссозданию утраченных памятников культуры. 3D изображения стали для нас поводом совершить экскурс в историю города. Сегодня – рассказ о трех, может быть, самых значительных и красивых храмах. Спасо-Вознесенский собор На месте нынешнего сквера Гончарова, со второй половины XVII века, располагалась Вознесенская церковь, сначала деревянная, а с 1729 г. двухэтажная каменная, без колокольни. В 1809 году началось строительство четырехъярусной колокольни (окончено в 1829 г.) К середине XIX века после неоднократной перестройки церковь стала шестипрестольной и получила статус собора. Вместе с Троицкой церковью, собор создавал оригинальный архитектурный ансамбль с южной стороны Большой Саратовской улицы. Собор хорошо просматривался со всех точек города, а на колокольне в 1869 году были установлены городские часы – подарок городу графа В.П. Орлова-Давыдова, те самые, бой которых мы слышим сейчас с “Дома Гончарова”. Но к 1900 году собор решили перестроить, храм разобрали, и, заложив 24 июня 1901 г., к 1903 г. возвели новый храм, более тяжеловесный и величественный. После отделки, 10 сентября 1906 года храм был освящен. Колокольня и трапезная остались прежними. Площадь собора составила 755 кв. м., высота купола – 32 м. На втором этаже собора хранилась походная икона Симбирского ополчения 1812 г. В 1923 г. собор был закрыт, а в 1935 г. – полностью уничтожен. Сейчас на месте собора находится сквер им. И.А.Гончарова.
Николаевский кафедральный собор. После изгнания наполеоновских войск из пределов Отечества симбирское дворянство решило посвятить существующий Троицкий собор имени Александру Невскому, “с приобщением к нему двух приделов: одного для сохранения имени существующего храма, а другого – для вмещения полковой церкви Симбирского ополчения, в котором преимущественно в определенное время отправлялось бы поминовение о воинах, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество”. Были спроектированы план и фасад перестройки старого Свято-Троицкого собора , но Строительный комитет Министерства внутренних дел после рассмотрения проекта предложил симбирскому дворянству выстроить новый храм. Разместить новый храм было решено несколько южнее старого, в центре площади, выходящей к волжскому обрыву. Впоследствии эта площадь получила название Соборной. Троицкий собор был построен в 1827-1841 гг. Автор проекта – архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов) (1788-1851 гг). Он учился в Арзамасской школе живописи, затем в Академии художеств. Проходил практику на строительстве Казанского собора в С-Петербурге у известного зодчего А.Н. Воронихина, дома графа Строганова, дачи Зиновьева и др. Свыше десяти лет молодой зодчий проектировал и сооружал церкви, казенные и частные здания в родном Арзамасе, других местах Нижегородской и Пензенской губерний. В 1823 году М.П. Коринфский принял предложение занять место архитектора симбирского дворянского собрания. В действительности же одаренного архитектора пригласили для срочной разработки проекта величественного храма, который был заложен 7 сентября 1824 г. в присутствии императора Александра I, который собственноручно положил в его основание первый камень и известку, “нарочно приготовленною для сего случая серебряною золоченою лопаткою”, поднесенною князем М.П. Баратаевым. К 1832 году каменная кладка собора была окончена. Архитектор мог гордиться своим творением: получилось благородное по общему силуэту сооружение, более зрелое и законченное, чем Воскресенский собор в Арзамасе. 22-23 августа 1836 года Симбирск посетил император Николай I. Во время посещения города он сделал множество указаний по возведению новых построек города, особенно центральной его части с недостроенным собором. Через пять лет, 15 сентября 1841 года новый кафедральный Свято-Троицкий собор был освящен. Построенный в стиле классицизма, крестообразный в плане и окруженный четырьмя коллонадами, над которыми возвышался один купол, своим видом он несколько напоминал Исаакиевский собор в Петербурге. Собственной колокольни при новом соборе не было. Внутри Свято-Троицкий собор поражал своим обширным пространством и яркой настенной живописью. Со времени старого города в нем сохранялся Образ Спаса Нерукотворного, первоначально находившейся на главных воротах Симбирска. В отношении к ближайшему окружению собор представлял собой объект архитектурного ансамбля, включающего ряд зданий, выполненных, как и собор, в стиле классицизма. При его помощи удалось сформировать в середине XIX века в центральной части Симбирска целую систему памятников архитектуры и градостроительного искусства. В эту систему вошли дома Дворянского собрания, губернского правления, губернаторский дом (снесен при строительстве Ленинского мемориала), губернская гимназия . В 1927 году Свято-Троицкий собор был включен в число охраняемых памятников архитектуры. Однако местные власти все же подняли вопрос о сносе храма, на что из Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК пришел ответ: “..указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения…” Однако в 1934 Постановлением горсовета было принято решение «считать возможной передачу на снос собора как строительного материала ж.д. кооперации». И в 1937 году в нарушение предписания Комитета ВЦИК кафедральный собор был разрушен. Подробнее о проекте мы писали в первой публикации. Информация с сайта Симбирская Епархия Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Тамара
Троицкий главная потеря конечно, невосполнимая. Помнится Аржанцев пытался поднять вопрос о воссоздании, но воспротивились кстати сами ульяновцы, такие как краевед Петров например.
гость
Да, были против более чем странного предложения построить копию Троицкого собора на том месте, где раньше стоял Никольский собор. Это не восстановление, это надругательство, имитация, если хотите. Восстановление – это воссоздание утраченного здания по историческим документам в пределах исторических границ.
Кстати,
о губернаторском дворце очень верно замечено! Храмы и эти исторические задания были именно что ансамблем! Если епархия затеят восстановление, то надо добиваться комплексного восстановления!
Александр
Губернаторский дворец судя по сохранившимся изображениям не представлял особой архитектурной ценности. Восстанавливать его копию нет смысла, тем более она разрушит сложившийся ансамбль. Тогда уж лучше восстановить Кремль и более древние строения на его территории, которые потом снесли и на месте них построили ДОВОЛЬНО ТИПОВЫЕ на тот момент здания гимназии, УГСХА, губернаторского дома.
Лично мне жалко утраченные многочисленные дворянские усадьбы в районах.
историк
В этом проекте мне больше всего нравится, что делали его молодые ребята.