На Земле фиксируется резкий рост заболеваемости рассеянным склерозом. Болеют преимущественно молодые люди, чаще – умные и с красивой внешностью.
Ученые объяснить все эти особенности недуга не могут.
В мире сейчас насчитывается около двух миллионов больных с диагнозом «рассеянный склероз». В России – примерно 150000. Проявлений болезни множество – от медленного прогрессирования с длительными ремиссиями до резкого, почти злокачественного, течения. Механизм заболевания непонятен. Характеризуется оно сбоями в нервной системе, приводящими к тому, что от разных частей тела перестают поступать импульсы в мозг, и отдельные его участки, оказавшись как бы «выключенными», отмирают.
Как следствие, нарушается работа организма. Сказаться это, в зависимости от дислокации омертвевших зон, может на чем угодно.
На зрении, опорно-двигательном аппарате, слухе и так далее. Количество таких участков со временем увеличивается, что приводит к тяжелой инвалидности человека.
Все муки рассеянного склероза претерпел Николай Островский, автор некогда знаменитого романа «Как закалялась сталь», мужественный человек, скончавшийся в 30 с небольшим лет от этой болезни. Во времена Островского недуг был однозначным и скорым приговором.
Сегодня, с появлением высокотехнологичной медицинской аппаратуры, прежде всего – магнитно-резонансных томографов, болезнь довольно точно распознается – вплоть до определения всех пораженных участков мозга, что позволяет подобрать каждому пациенту индивидуальный курс лечения, облегчить его состояние и затормозить развитие деструктивных процессов. В итоге заметно продлевается жизнь больных, притом что недуг считается неизлечимым, поскольку восстанавливать омертвевшие участки мозга наука пока еще не может.
Медики затрудняются с ответом на вопрос, чем вызван такой рост заболеваемости рассеянным склерозом, и в качестве усугубляющих называют обычно техногенные и экологические факторы, накладывающиеся на психоэмоциональный фон современного человека. Замечено, кстати, что количество заболеваний растет по мере удаления от экватора, и больше всего таких больных в США, Канаде, Европе и России. Я не знаю, почему исследователи не идут в своих предположениях дальше и не выдвигают более определенных версий по поводу происходящего. Не обращают, например, внимания на то, что рассеянный склероз поражает в первую очередь так называемую цивилизованную часть человечества, а если точнее – наиболее технологически оснащенную.
По моей гипотезе, дело может быть именно в этом. Эпидемический размах заболевание рассеянным склерозом приняло в конце ХХ – начале XXI века. И как раз на этот период пришелся взрывной характер распространения пейджеров, мобильников, интернета с его вай-фаем и гаджетами. И попадало все это в первую очередь в руки молодых, успешных и продвинутых, среди которых как раз немало людей с привлекательной внешностью. Увы, но эти вещи, привлекательность и успешность, очень часто взаимосвязаны – таково человеческое общество. Началось же внедрение высоких технологий, как известно, с Америки и Европы, откуда они пришли в Россию.
Сейчас механизм заболевания рассеянным склерозом представляется так, что сначала нервные импульсы почему-то перестают поступать в мозг, и уже потом соответствующий его участок мертвеет. Но зависимость, возможно, бывает и обратной, когда, скажем, высокочастотным электромагнитным излучением разрушается некий участок мозга, следствием чего и становятся начавшиеся проблемы с тем или иным органом человека. Установить, что тут чему предшествует, трудно, поскольку рассеянный склероз обнаруживается, как правило, уже после появления симптомов, на которые человек начинает жаловаться. И не исключено, что это заболевание является одним из проявлений вредоносного воздействия тех же мобильников и излучения вообще, о котором пока робко говорят эксперты. Если это так, то полномасштабная пандемия склероза Россию, в частности, ждет лет через десять, когда подрастут те миллионы молодых людей, подсевших сегодня на гаджеты.
Андрей Семенов