Елена Тарубарова
Ульяновский режиссер Борис Куломзин — о том, как вырастить кинематографическую замену.
C 28 июля по 7 августа в Старомайнском районе Ульяновской области проходит IV сессия летней молодежной «Киношколы». Обучение проводится в формате лагеря, набирают подростков 10-15 лет. В обучение входят кинообразовательные программы, кинопросмотры и съемки своих фильмов под руководством наставников. Результат — создание нескольких короткометражек. Руководитель лагеря — Борис Куломзин, режиссер, создатель первого полнометражного фильма, снятого в Ульяновске, «901 километр». По словам Бориса Куломзина, на организацию киношколы его вдохновил опыт коллег из Самарской области и Краснодарского края. Постоянных участников проекта среди почти 30 учеников нынешней сессии — около трети.

«Давай представим, что я — ребенок. Заставь меня остаться»
Утро в летней киношколе начинается, как в обыкновенном лагере — с завтрака и посещения врача. Пока ребята ожидают своей очереди в медпункт, расспрашиваю их. Накануне здесь прошел питчинг — отбор сценарных идей для будущих кинофильмов. «Старожил» «Киношколы», старшеклассник Иван предложил проект фильма «Учителя и ученики». «В этой истории три основных персонажа, которые одну и ту же ситуацию оценивают по-своему, и не хотят друг-другу уступать. Фильм, рассказывает о человеческой нетерпимости», — говорит Иван. Историю на этот раз экранизировать не будут, почему — неизвестно, сообщает понурым голосом Ваня. Его товарищ Никита, приехавший в лагерь в первый раз по совету друга, напротив, бодр и весел, он в конкурсе сценариев не участвовал. «Честно говоря, мне абсолютно все равно, в каком фильме сниматься, и какую роль играть, мне это просто очень интересно и весело», — признается Никита.

Ulyanovsk_Cinemaschool_600-1
Маша входит в образ. Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

Иван и Никита уже самостоятельно сняли четыре короткометражки. Ролики выложили на видеохостинге, но показывают только некоторым знакомым. Стесняются. «Мне из этих фильмов только один нравится», — признается Никита. По словам молодых людей, ролики они снимают для собственного опыта, чтобы практиковаться в актерской игре и написании сценариев. Оба подростка в течение учебного года занимаются в театральной студии «Лукоморье», Иван даже мечтает о карьере театрального режиссера. Никита играет «на всем, кроме баяна». Кроме того, оба молодых человека занимаются спортом.

Основное и главное занятие киношколы в день моего посещения — это кастинг. Рассказывая о нем, Борис описывает мероприятие как психологический тренинг. Я наблюдаю приготовления: к деревянным перилам веранды крепят зеленый матерчатый круг, устанавливают прожектор и камеру.

Перед началом кастинга слово берет режиссер.

– Попрошу отнестись к кастингу как можно более ответственно, потому что этот опыт в любом случае пригодится вам в жизни. Вы будете защищать массу своих проектов, сдавать экзамены, устраиваться на работу — а это все не что иное как кастинг. Сегодняшний опыт пойдет вам в копилку, он даст раскрепощение и уверенность в себе.

Первой, чтобы показать пример, к камере приглашается одна из «старичков».

– Маш, что тебе в жизни больше всего нравится? — спрашивает Борис.

– Театр, — улыбаясь во весь рот, сообщает Маша (она «коллега» Ивана и Никиты по «Лукоморью»).

– Какого персонажа, положительного или отрицательного, антагониста или протагониста ты хотела бы сыграть? Что тебе ближе?

Маша вспоминает, что ей уже приходилось играть Кикимору, но сходу «войти в роль» ей не удается. Куломзин берется ей помочь.

– Давай представим, что я — ребенок, которого тебе приходится обмануть и не отпустить домой к маме. Заставь меня остаться, — просит педагог.

– Зачем тебе домой, Борис! — с восторгом произносит Маша. — Я тебе такое место покажу: там Кощеево царство!

Режиссер остается недоволен: очень уж симпатичная Кикимора получается. Кастинг длится долго — практически никто не укладывается в положенные три минуты, дети танцуют, поют и читают стихи. Труднее всего участникам дается задание вжиться в отрицательную или агрессивную роль. Для этого ведущие кастинга провоцируют актеров, стараются вызвать у них как можно больше эмоций.

«Мы снимаем фильмы по идеям детей»
По окончании мероприятия, Борис, сияя глазами, гордо спрашивает у меня: «Ну как?» Не дожидаясь ответа, поясняет.

– У нас дети получают уникальное образование: проходят испытания, приобретают знания по кинодраматургии, учатся писать диалоги, мизансцены. Я подчеркиваю — наш лагерь не анимационный, дети учатся. Происходит реальный творческий процесс, мы снимаем фильмы по идеям детей. Сейчас дети делают синопсисы. Дальше пойдет написание сценария и съемки.

Российское кино сейчас переживает нелегкие времена. И это даже не сегодняшний прокат, это отсутствие преемственности. Задача киношколы — «заразить» этих детей кино, чтобы они оказались способны составить кинематографическую замену.

– Какие идеи вы приняли в работу на этой сессии?

– Мы исходили из задачи, чтобы все дети были максимально вовлечены, и чтобы идея несла в себе положительный посыл. Первый фильм — «Видение» — это детектив, главная героиня которого, обретя паранормальные способности, находит человека, причинившего ей вред, и прощает его. То есть фильм, по большому счету, о прощении. Мистики и социальных драм мы много сняли и в прошлом году. В этом году решили снять две комедии. Одна из них — «Свинская история» о плохом мальчике, который из-за своих поступков превращается в свинью. Теперь ему необходимо, пусть и будучи свиньей, совершить добро, чтобы вернуть себе прежний облик. Вторая комедия носит рабочее название «Наоборот», конфликт в ней завязан на ситуации, когда девочки становятся мальчиками, а мальчики — девочками. Кроме того, на этой сессии мы планируем снять и еще один фильм, с более серьезным содержанием под названием «Верю я», о том, как через испытания человек приходит к вере — в себя и высшие силы.

Ulyanovsk_Cinemaschool_600-2
Кастинг «Киношколы73». Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

– Кроме актерской, дети будут выполнять какую-то работу — режиссеров, операторов?

– Режиссерами дети быть пока не могут. Они выполняют работу генераторов идей, с нашей помощью, но все равно самостоятельно — работу сценаристов, прописывая сюжетные линии и диалоги. Мне очень нравится, как думают сегодняшние дети, я не пытаюсь диктовать им, как нужно развивать сюжет. Они сами должны ориентироваться в своем сегодняшнем мире и переносить его в кино. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от фильма «Сон в 10 лет», который мы сняли в прошлом году. В нем мои ученики подняли огромный проблемный пласт: они сняли фильм о том, что подростковый возраст — это разрыв с родителями, пропасть, в которую по сюжету падает героиня — это как раз та «пропасть» в 10 лет, после которой люди опять возвращаются к родителям. И это придумали дети! Детей нужно просто внимательно слушать. Я вообще считаю, что они лучшие генераторы идей, работающие продуктивнее опытных сценаристов.

– Расскажите о молодежном центре кинематографии при Союзе Кинематографистов РФ, который планируется открыть в Ульяновске.

– Молодежный киноцентр, который мы хотим создать, третий в России. Такой работает, например, в Башкирии, в Уфе, на базе студии «КиноМаК». Весной во время кинофестиваля (VII Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой «От всей души» проходил в Ульяновской области в конце мая. — Примеч. авт.) мы — я, директор областного кинофонда Лидия Саурова и министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина — встречались с первым секретарем Союза кинематографистов Российской Федерации Олегом Ивановым. Была предварительно достигнута договоренность о том, что мы начнем создавать центр уже в сентябре. Он будет включать и киношколу, где мы уже в новом статусе и на регулярной основе продолжим заниматься вот с этими ребятами, что сейчас в лагере.

– Для чего нужен этот центр?

– За пять-шесть лет центр сформирует кадровый резерв для нашей волжской киностудии — проекта «ВолгаКиноЛокейшен», который, я верю, будет реализован. Многие крутят у виска — о чем вы, какая киностудия! Кому тут нужно, кого они здесь будут снимать? Но люди, которые смотрят несколько дальше, понимают, что через несколько лет телевидения в его нынешнем виде не будет. Начнут развиваться интернет-каналы. Само разделение теле- и интернет-каналов через несколько лет сотрется. Вот для этих интернет-каналов региональные кинопроизводители и будут в основном создавать контент. Ульяновск уже третий год проводит форум «РегионКино» — на него приезжают и привозят свои работы люди из многих областей нашей страны, что дает нам возможность составить представление о кино, которое сейчас производят. Ситуация такова: есть глобальный российский кинопром, выпускающий несколько десятков фильмов в год, не считая сериалов. Это такая верхушка айсберга, фильмы, которые выходят в прокат, рекламу которых крутят на центральных каналах. А внутри этого кинопрома существует огромный пласт регионального кино, который сейчас растет семимильными шагами. Я утверждаю, что года через три-четыре региональный кинематограф сравняется по качеству фильмов с кинематографом центральным.

Ulyanovsk_Cinemaschool_600-3
Лагерь «Русский берег». Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

– За счет чего?

– Введение в съемочный процесс новых прогрессивных технологий, повышение доступности образования, которое сейчас возможно, в том числе, через интернет, использование компьютерной графики. Я слышу, как плачут о том, что у нас нет хорошего отечественного кино, сценаристов, режиссеров. А я говорю — есть. Да, сейчас их фильмы где-то на площадках интернета, их не так активно презентуют зрителю, они не идут в прокат, поэтому люди их не видят. Мы — инициативная группа из 12-ти регионов России — сейчас создаем Союз региональных кинопроизводителей. Это самостоятельная организация, отдельная от Союза кинематографистов России. Она и будет работать над исправлением ситуации.

– Сейчас вам как-то финансово помогают?

– В этом году в организации киношколы нам очень помог грант, полученный в рамках областного конкурса «Ульяновск — творческий регион», учрежденный фондом «Культурная Столица» и правительством Ульяновской области. А также постоянные наши партнеры Центр Народной Культуры и Управление культуры и организации досуга г. Ульяновска.

– Вы сами сейчас снимаете кино?

– Сейчас я заканчиваю съемки второй полнометражной картины — там заняты как раз те молодые люди, которые занимались у меня в киношколе. Я сам в него вложился и сейчас мне пока не хватает немножко денег для того, чтобы его закончить: там остался мастеринг и цветокоррекция.

– Картина «901 километр» была в прокате, взяла две фестивальные награды… Насколько вам кажется успешной судьба вашего первого фильма?

– Это был дебют. Как фильм, «901 километр» получился. Конечно, там много спорных моментов, кому-то он категорически не нравится, а кто-то его очень хорошо воспринимает. Как мне сказал режиссер Андрей Прошкин, с которым мы вместе были на фестивале «Окно в Европу» (он там презентовал «Орду», а я «901 километр»): «Тебе, парень, повезло, потому, что это очень редкая реакция, когда картина вызывает в разных людях совершенно разные эмоции. Если картина их вызывает, значит, фильм уже состоялся». Кинокритик Александр Шпагин похвалил фильм «901 километр» за простоту исполнения и сложность содержания. А я считаю, что «901 километр» вышел немножко раньше своего времени. Думаю, лет через пять про него еще вспомнят. В этой картине раскрывается суть нашего мироустройства: того, что мы являемся марионеткой в чьих-то больших и злобных руках…

– Идею нельзя назвать такой уж новой. Про это, к примеру, уже сняли «Матрицу».

– Не совсем. Мы хотели рассказать в фильме, что нашим сознанием управляют — через СМИ, через интернет, общий информационный поток. Мы хотели сказать, что этому нажиму стоит сопротивляться, сохранять свою собственную личность и образ мыслей, чтобы не превратиться в сотый раз в реинкарнированного робота, безликого и безучастного, не способного поменять ничего в своей собственной судьбе.