Трагедии на дорогах участились. Последние события с гибелью ребенка заставили и губернатора вернуться к этой проблеме. Но он на аппаратном только сказал, что ждет предложений, что еще надо изменить, чтоб избежать новых трагедий. А они, несмотря ни на что, произошли уже в тот же день, и на следующий, и через день. Там же, на аппаратном, прозвучало, что за последний год в Ульяновской области смертность в ДТП увеличилась на 29,9%… Страшные цифры. На то же самое обратил внимание и президент страны после катастрофы с автобусами в Хабаровском крае. Только Владимир Путин предложил ужесточить требования к водителям и повысить штрафы. Поможет ли это, не уверен.
Два года назад я писал о проблеме пешеходных переходов. Вскоре после этого Сергей Морозов на аппаратном потребовал навести с переходами порядок. Увы, ничего с тех пор не изменилось. Большинство пешеходных переходов так и остались со стертой разметкой, предупреждающие знаки не освещены и нередко вообще не видны за листвой. Похоже, и ГИБДД вообще перестало следить за этими, самыми опасными зонами. Куда ни глянешь – вечно вплотную к нерегулируемому пешеходному переходу водители ставят автомобили, хотя ПДД требуют не ближе пяти метров. В итоге пешеход, выходя на переход, уверен, что его видят и уверенно шагает, а водитель, считающий, что никого на переходе нет, мчится не снижая скорости… . Водителей (в т.ч. мотоциклистов), что носятся, особенно по вечерам, по городу под 100 км/час, а на загородных трассах под все 150 и более, никто не останавливает…

Я думаю, причин трагедий на дорогах несколько:
1. Наличие среди водителей идиотов, не желающих знать и выполнять ПДД.
2. Наличие среди пешеходов идиотов, не желающих знать и выполнять элементарные требования ПДД.
3. Ужасные дороги, не позволяющие ехать по прямой, и заставляющие водителей нередко выезжать в самый неблагоприятный момент на встречную полосу.
4. Отсутствие разметки, необходимого освещения и пр.
5. Непродуманное размещение переходов или их отсутствие.
6. Отсутствие обзора на опасных участках. И т.д.

Перечисленное – комплексная проблема, зависящая и от простых граждан, и от водителей, и от властей. Но ключевой фигурой здесь должно быть ведомство ГИБДД. Я прояндексил и прогуглил инет, но так и не нашел, какая на сегодня существует система материального поощрения в ГИБДД. Но по косвенным статьям понял, что система показателей сохранилась, и чем больше оформлено штрафов и задержано нарушителей, тем выше показатели.
Но уверен, что именно эту систему надо в корне менять. Это главное автодорожное ведомство должно получать очень высокие премиальные, может, сравнимые с окладами, но только в одном случае – если есть снижение показателей по ДТП, случаев травмирования и гибели людей на дорогах. И тогда гаишники не будут заниматься ловлей водителей, обгонявших на прерывистой, но закончивших обгон на сплошной, чтобы лишить их прав или нагреть на пять тысяч рублей, а будут думать о том, как организовать дорожное движение, чтобы снизить аварийность и травматизм. Где поставить светофоры, как сделать разметку, где установить отбойники, а где просто отремонтировать дорогу. Будут через суды заставлять власти заниматься ремонтом дорог, производить и своевременно обновлять разметку, обеспечивать освещение…
И тогда ГИБДД может превратиться в мощное и уважаемое ведомство. А жизни человеческие станут ценнее и сохраннее.
Правда, при этом надо будет решить еще одну проблему – как избежать сокрытия ДТП ради премий… Но это уже второй вопрос.