Лето – не только время отпусков, но и «горячая пора» для тех, кто не может представить себе жизни без традиционного фольклора и народной музыки. В этом году сотрудники уникального городского музея балалайки осуществили две очень интересных экспедиции по селам Ульяновской и Самарской областей. О результатах этих поездок нашему корреспонденту рассказал сотрудник упомянутого музея Александр Дмитриев.

Вниз по матушке по Волге
– Вообще, создатель музея балалайки Сергей Ключников ведет экспедиционную деятельность по Ульяновской области уже около десяти лет. Но в этом году мы впервые попробовали совершенно новый формат: в качестве средства передвижения использовалась парусно-гребная байдарка «Таймень-3». Соответственно, нами обследовались села, расположенные на правом берегу Волги. Главной целью было найти и записать хорошего исполнителя, играющего на саратовской гармошке, – рассказывает Александр.

Как оказалось, «водный» способ передвижения сильно повлиял и на полученные в итоге записи: нередко местные жители, узнав, что участники экспедиции к ним приплыли, а не приехали, начинали вспоминать о том, какой была раньше Волга-матушка.

– До сих пор старожилы с тоской говорят о том, что когда-то река текла со скоростью семь километров в час и не была тем болотом, в которое она превратилась сейчас. Ведь вдоль берега нередко встречаются настоящие заросли камышей, а сама река жутко пахнет тиной, – отмечает наш собеседник.

Вспоминали пожилые местные жители и о рыбных богатствах, бывших в Волге до создания водохранилища, и о развитой в 1950-1980 годы речной навигации. Путешественники почувствовали настоящую «белую зависть», узнав, что в соседней Самарской области до сей поры «бегают» пассажирские «Омики». Кстати, сохранившаяся – в отличие от нашего региона – самарская речная навигация существенно облегчила участникам экспедиции последний этап пути. Но обо всем по порядку…

Криуши – Сенгилей – Русская Бектяшка
– Всего наш волжский вояж длился пять дней. Мы выплыли из Ульяновска в среду 17 июня. Ветра почти не было, так что пришлось много грести. Вечер нас застал где-то за Новоульяновском. Там разбили палатку и заночевали. На следующий день приплыли в Криуши, прошлись по селу, поспрашивали о гармонистах и балалаечниках. К сожалению, никого из местных музыкантов не нашли: кто-то умер, кто-то уехал на заработки. Правда, у нас появились кое-какие зацепки: вроде бы есть хорошие «инструментальщики» в соседней Панской Слободе. Но мы решили, что до Слободы доберемся как-нибудь в другой раз, – продолжает свой рассказ сотрудник музея.

Первая удача ждала участников экспедиции в Сенгилее. Здесь они познакомились с великолепным гармонистом – дядей Юрой Андроновым. Как выяснилось впоследствии, только он смог вспомнить, как играют на «саратовке» – больше подобных мастеров в эту поездку не встретилось.

– Мы везли с собой и саратовскую гармошку, и балалайку. Это обычный экспедиционный принцип: народные музыканты сейчас встречаются все реже. И уж совсем большая удача – найти в селе человека, у которого сохранился инструмент в нормальном состоянии.

Стоит напомнить, что «саратовка» имеет необычное звучание: игра на ней сопровождается звуком специальных колокольчиков, установленных на самой гармошке.

Следующее поселение, в котором остановилась экспедиция, – Русская Бектяшка. Особенно запомнилась участникам поездки беседа с дядей Володей Романовым.

– Очень хороший, крепкий дед. Ему уж за сем ьдесят, а во дворе и дома у него – строгий порядок. И игра у него такая же – с какой-то живой, строгой пульсацией. Он играл на гармони так, что меха аж прихлопывали, – делится впечатлениями Александр.

Подвалье – Новодевичье
Ветер путешественникам помогал мало: приходилось в основном грести. Однако потом участники поездки поняли, что им крупно повезло с погодой: если бы они поплыли неделей-другой позже, то вряд ли волжский вояж состоялся – июльские ливни и ветра не позволили бы осуществить задуманное.

Как-то незаметно парусная байдарка пересекла границу с Самарской областью, и экспедиция причалила к небольшой пристани красивого села Подвалье.

– Первыми нас встретили в Подвалье суслики – их там море: пока мы раскладывали палатку, они пересвистывались-переговарились, словно обсуждали гостей. Утром мы отправились в село. Сначала не очень везло, а затем повстречались с отличным дедом-балалаечником, бывшим моряком.

По отзывам Александра, в Ульяновской и Самарской областях распространены в основном четыре-пять уличных балалаечных «перебора»:

– Конечно, исполняются они с различными, интересными вариациями. Забавно, что почти в каждом селе эти музыкальные переборы считаются исконными, своими, и называются соотевет-ственно: «Ключищинский», «Новодевичий», «Подвальский» и т.п. Также мы записали в Подвалье, что называется, классику – «Барыню», «Подгорную», плясовые.

Тут путешественники неожиданно узнали, что из Подвалье в Тольятти ходят «Омики».

– Цена до Тольятти – всего 150
рублей. Но нам так далеко не надо было, мы решили доехать до конечной цели экспедиции – села Новодевичье. Забыв, что у нас с Самарой разное время, мы едва не опоздали: в спешке даже не успели разобрать толком байдарку. Однако нам разрешили ее разместить на палубе «Омика». Так удалось существенно сэкономить силы и время, – улыбается наш рассказчик.
В Новодевичье удача не оставила собирателей фольклора: они познакомились с бабушкой Таисией Григорьевной Кулагиной. От нее был записан довольно редкий старинный балалаечный перебор. Кроме того, она исполнила несколько красивых романсов.

Экспедиция-паломничество

– Наша вторая поездка состоялась совсем недавно – в середине июля. Путешествовали вдвоем – я и Евгений Потапов, участник фольклорного ансамбля «Симбирск». Передвигались на автобусах, попутках и главном образом на «своих двоих», – продолжает повествование Дмитриев.

Ребята работали в Кузоватовском и Барышском районах, ночевали в палатке, а иногда – если шли сильные ливни – их пускали в избу сердобольные местные жители. В общей сложности удалось побывать в 14 поселениях и записать 17 народных музыкантов.

– Основная задача этой поездки – зафиксировать традиционное исполнение на «венке»- гармони русского строя. Ее главное отличие от «хромки» (более распространенного инструмента) в том, что на сжим-разжим она играет разные ноты, – поясняет наш собеседник.

Большое любопытство собирателей вызвала информация о том, что в селе Лесное Матюнино (Кузоватовского района) проживает человек, который помнит, как изготавливать пастушьи рожки из бересты и играть на них.

– Мы с собой даже привезли бересту, но, к сожалению, местные нам сообщили, что мастер уже года два назад как умер.

Однако через некоторое время участники поездки встретились с этим музыкантом в Барыше (его увезла туда из Лесного Матюнина дочь). Бересты у них с собой уже не было, и изготовление заветного пастушеского инструмента не состоялось.

– Возможно, мы все-таки сможем как-нибудь снова приехать в Барыш и записать, как делают рожок и как на нем раньше играли, – делится своими планами Александр.

Помимо фиксации народной музыки, участники поездки также совершили своеобразное паломничество по заброшенным храмам области.

– Особенно интересны храмы в Жедрино, Ананьино и Смоль-ково. В последнем селе сразу две заброшенных церкви – «летняя» (деревянная) и неподалеку – «зимняя» (каменная). Храмы в Смольково любопытны в архитектурном плане – они «круглые», – комментирует сотрудник музея.

Добавим, что наиболее ценные записи во время второй поездки были сделаны в селе Живайкино.

– Там записали уличные переборы от гармонистов. Также нам рассказали про мастера-кустаря, который в довоенные годы делал в этом селе балалайки.

Евгений Нувитов