Ульяновская область планирует получить федеральное финансирование на развитие в регионе ветроэнергетики. Если планы сбудутся, огромные ветряки могут появиться в Ишеевке, Карсуне, Новой Майне и около Архангельского. Пока для этого нет ничего, а сама история с ветрогенерацией выглядит весьма запутанной.

Canadian Timber Structures

3 августа губернатор Ульяновской области встретился с представителями ООО «Русский ветер». Поводом для встречи стал проект строительства недалеко от Ульяновского огромного ветропарка. Через несколько дней пресс-служба губернатора сообщила о том, что во время визита в Китай глава региона провел встречу с потенциальными китайскими инвесторами, на которой был найден стратегический партнер для проекта ветропарка около села Архангельское в Чердаклинском районе.

Непонятная вышка начала возводиться около Архангельского несколько лет назад. Местные жители думали, что строительство ведет одна из сотовых компаний, но это оказалось не так — никаких антенн на сооружении в итоге смонтировано не было.

Странная конструкция оказалась комплексом ветроизмерения, поставленным ООО «Симбирская энергосбытовая номинация» («СЭСНА»), – компанией, занимающейся продажей электроэнергии в Заволжском районе Ульяновска. Цель строительства — провести измерения для оценки возможности возведения на поле вблизи заволжского водозабора самого крупного в России ветропарка.

Проект получился амбициозным — такой мощности ветропарков в России нет до сих пор.

Впервые проект «СЭСНЫ», разработанный по заказу компании московским НИЦ «ВИНДЭК», был представлен на I международной конференции по ветроэнергетике в Москве. По словам одного из разработчиков проекта Сергея Грибкова, в качестве обоснования необходимости проекта приводился дефицит 6 МВт электрической мощности в Заволжском районе Ульяновска. Покрыть этот дефицит и планировалось с помощью ветропарка, запроектированного как площадка с 10 турбинами общей мощностью 25 МВт.

«Поставили списанные б/у установки, половина из них уже не работает».

Проект получился амбициозным — такой мощности ветропарков в России нет до сих пор. Ближайший по мощности ветропарк расположен в Калининградской области. По словам представителей компании-интегратора в области ветроэнергетики «Русский ветер», этот проект, построенный в рамках сотрудничества с Евросоюзом, провалился. «Там поставили списанные б/у установки, половина из них уже не работает» – отметили в компании.

На этом фоне идея «СЭСНЫ» на форуме была встречена с пониманием. По тогдашним оценкам, проект должен был окупиться за 5-7 лет. Именно тогда и появилась вышка у Архангельского.

По словам господина Грибкова, проведенные измерения показали, что ветропарк у Архангельского имеет право на существование. Несмотря на это, проект так и не был запущен. Основную причину этого наш собеседник видит в изменившихся условиях получения государственной финансовой поддержки проекта, на которую рассчитывали его инициаторы, — на момент проектирования необходимая степень локализации оборудования ветропарка для получения поддержки должна была составлять 35%, а к 2015 году достигла 55%, что исключило возможность использования готовых решений без их локализации.

Гендиректор «СЭСНЫ» Ирина Однакова, на которую нам было указано как на единственного специалиста в компании, который может рассказать про реализацию проекта, оказалась недоступной для комментариев, но, судя по публикациям компании, «СЭСНА» пыталась найти партнеров для реализации проекта в новых условиях. В качестве одного из них рассматривался и «Русский ветер».

Ульяновская область приняла активное участие в лоббирование на федеральном уровне внесения поправок в нормативную базу в области ветроэнергетики.

Представители «Русского ветра» отказались комментировать свои взаимоотношения с ульяновской компанией, но отметили интерес губернатора к вопросам развития в регионе ветроэнергетики. По словам директора по маркетингу компании, Ульяновская область приняла активное участие в лоббирование на федеральном уровне внесения поправок в нормативную базу в области ветроэнергетики. Весной по этому поводу в Москве была организована встреча с зампредом федерального правительства Аркадием Дворковичем, после которой была поддержана инициатива «Русского ветра» «по вопросу повышения предельной величины капитальных затрат на строительство генерации, основанной на энергии ветра». По словам представителей компании, «активно помогал» этому и регион.

Суть изменений оказалась достаточно проста — создание преференций проектам ветроэнергетики в сфере оптовых поставок электроэнергии через компенсацию затрат через тарифы. Кроме того, на федеральном уровне удалось «пробить» и снижение требований к уровню локализации — с 28 июля процент необходимого уровня локализации оказался снижен с 55% до 25%, что и создало необходимые условия для запуска проекта при участии иностранных партнеров.

Но, судя по всему, без «СЭСНЫ», которая весной выставила на продажу ветроизмерительный комплекс в Архангельском, и в переговорных процессах уже не участвует.

Основная задача — сформировать до сентября заявку на получение федерального финансирования.

В «Русском ветре» говорят, что «по поводу «СЭСНЫ» вопрос открытый – они заинтересованы, но как они будут участвовать пока не известно».

В итоге, после получения поддержки на федеральном уровне, к проекту подключили Ульяновский наноцентр. Его роль заместитель директора наноцентра Олег Падерин видит «в сборке проекта», но поясняет, что пока ни о какой конкретике речи не идет. Основная задача — сформировать до сентября заявку на получение федерального финансирования.

Для этого необходимо привлечь инвестиции — именно с этой целью и были затеяны переговоры с китайцами. Впрочем, по словам представителей «Русского ветра», этих инвестиций в любом случае будет недостаточно.

В качестве второго инвестора компания готова выступить сама, но основную свою роль видит в качестве интегратора, который смонтирует оборудование, произведет запуск и будет обслуживать ветропарк. Наноцентру в этом схеме отводится роль организации локализованных производств частей ветрогенераторов, необходимых по причине того, что уже в следующем году требуемая для получения федеральных денег степень локализации оборудования достигнет 40%. Пока речь идет лишь о возможном производстве лопастей для ветроустановок. В качестве одного из возможных партнеров для реализации их производства рассматривается «Аэрокомпозит».

Пока не существует вообще никаких бумажных соглашений, да и проекта ветропарка, судя по всему, тоже нет.

При этом наноцентр тоже видит себя в роли интегратора, причем с тем же функционалом, что и «Русский ветер». Причина такого дублирования нашлась быстро — оказалось, что пока не существует вообще никаких бумажных соглашений, да и проекта ветропарка, судя по всему, тоже нет.

По словам представителей «Русского ветра», никаких договоренностей, кроме устных, с регионом у них пока не достигнуто, нет никаких соглашений с кем-либо и у наноцентра.

Нет и ответа на вопрос «Видел ли кто-либо проект ветропарка, разработанный «СЭСНОЙ»?». В «Русском ветре» отказались отвечать на этот вопрос, но дали понять, что ни результатов измерений, ни самого проекта в компании нет и не было: «Может быть, «СЭСНА» зайдет сама или проект продадут — какой вариант будет, сложно сказать».

В прогнозе выработки электроэнергии в области, отраженном в документе, оказался учтен ввод трех ветровых электростанций общей мощностью 45 МВт в Ишеевке, Карсуне и в Новой Майне.

Все вопросы должны решиться в сентябре в случае одобрения на федеральном уровне возможной заявки области на финансирование. После этого, осторожно замечают в «Русском ветре», может быть подписано соглашение со всеми заинтересованными сторонами, а в конце сентября на круглом столе по возобновляемой энергетике в рамках форума проекта «Российский инжиниринг» может быть озвучена уже и какая-то конкретика.

Конкретика нашлась в другом документе — областном постановлении «Об утверждении схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ульяновской области на 2016-2020 годы». В прогнозе выработки электроэнергии в области, отраженном в документе, оказался учтен ввод трех ветровых электростанций общей мощностью 45 МВт в Ишеевке, Карсуне и в Новой Майне. Проекта, инициированного «СЭСНА», в этом списке не оказалось.

Компенсация затрат на строительство объектов за счет включения их в тарифы на электроэнергию.

Причина — в осваивании другого финансового ресурса. Эти три ветроэлектростанции должна построить компания «Комплект индустрия», которая выиграла конкурс Минэнерго на реализацию инвестиционных проектов в рамках инвестиционных проектов ДПМ (договоров на поставку мощности), которые предусматривают компенсацию затрат на строительство объектов за счет включения их в тарифы на электроэнергию. При этом речь идет исключительно об оптовом рынке электроэнергии.

Согласно схеме развития электроэнергетики, все три ветровые электростанции должны начать работать в 2017 году, став частью региональной энергосистемы. Будут ли реализованы эти планы? Об этом читайте в следующем материале.