Для начала – справка. Краткая, как выстрел самоубийцы. «Лов донным тралом считается особенно губительным для донных гидробионтов, так как при его использовании уничтожается донная фауна и прикреплённые водоросли-макрофиты».
Эта выписка из энциклопедии – не предмет дискуссий, не повод для бесконечных заседаний расплодившихся, подобно клопам у плохой хозяйки, «общественных палатах», которые народ уже обозвал «палатками» (полагаю, разницу между палатой лордов и торговой палаткой понимает каждый).
Характеристика донного трала – это и не повод для бесконечных уверток для его амнистии. Это – неоспоримый научный факт.
Точнее – приговор тралу, вынесенный не «палатками» – а наукой. А с ней, как известно, спорить не следует.
И в связи с этим кивок на то, что судьбу трала решают только «федералы» – также лукав. Решили же судьбу этого издевательства над природой в Самаре и Казани?
А вот в Ульяновске ужасающую вредоносность донного трала все еще пытаются оспорить – и даже оправдать.
А кто защищает трал? Думается, что это те персоны, которые имеют с трала «навар», «маржу» – и как там еще? А — «прибыль». Поскромнее, но суть одна и та же. Проще говоря «денюжки», обретенные хоть и не без труда – но с невероятно губительными последствиями для человека, человечества, природы – и в конечном счете, для государства. Ибо государство образуется не для обеспечения чьей-то власти или облагодетельствования кучки расторопных персон – а для создания благополучной, комфортной — и, самое главное, для гармоничной жизни граждан. А какая может быть гармоничность там где уничтожается во имя денег самое ценное, самое главное, что есть на Земле: ПРИРОДА!
Все вышесказанное – это как бы вступление в острейшую тему, которую уже давно будирует симбирское общество. Я имею ввиду то гражданское сопротивление, суть которого можно выразить – и уже выражено – краткой формулой: «ДОННОМУ ТРАЛУ НА ВОЛГЕ – НЕ БЫТЬ!»
Не буду повторять то, о чем уже не раз рассказывалось в средствах массовой информации (термин, конечно, с ограничительным смыслом не зря): о мнениях биологов и рыбоводов, об отчаянной попытке рыбаков-любителей докричаться до здравого смысла. О ссылках на решения о запрете донного трала еще несколько лет тому назад (я не раз писал об этом в «Известиях»). Не буду приводить цифры, факты, суждения (а воз (трал) и ныне там — то бишь калечит Волгу). Я хочу сказать о другом.
Конечно, трудно писать о том, что Волга впадает в Каспийское море. И вроде бы должна поддерживать его постоянный уровень. Но Каспий мелеет, запасы рыбы и в нем и в Волге катастрофически уменьшаются…
Волга, Каспий, рыба. Они как бы навек созданы друг для друга. Но какие уж тут века!
О, как полна была рыбой Волга. И какой рыбой! И сколько ее было!..
Напомню кое-что для беспамятных.
Еще всего лишь сто с небольшим лет тому назад волжские капитаны бросали в топки своих пароходов не каменный уголь – а астраханскую воблу – она была дешевле, ее было очень много…
В двадцатых годах прошлого века возле Тетюш была выловлена гигантская белуга – одной только икры в ней оказалось больше пуда…
В 1967 году в Астрахани (видел сам) удильщики измеряли выловленное ведрами и пудами… И это – в городской черте!
Ныне вобла – это деликатесный раритет.
Белуг в Волге вообще нет.
Стерлядь исчезла практически.
Подчеркну: и белуга, и стерлядь – рыбы донные.
А как уж оберегали наши предки волжскую и ее притоков рыбу! Строго соблюдали правила, не лезли куда не надо, во время нереста даже церковные колокола молчали. Чтобы рыбу не пугать.
Ну и предпоследнее. О том, как и почему необходимо человеку именно ужение рыбы. Совсем не только для того, чтобы ее измерять килограммами и пудами (питаться, конечно, надо – но…) Об это гораздо лучше меня поведал знаменитый удильщик и писатель С.Т. Аксаков. Цитирую по памяти: «…И только над гладью спокойной воды на речном берегу или плотине пруда, под листвой старого осокоря утешатся горькие мысли, улягутся былые беды, обретется покой подобный счастью…»
Ну и последнее. Понятно, что губернатор Морозов сделал хоть какой-то шаг в сторону защиты здравого смысла и хотя бы приостановки траления рыбы в Волге. Но от вечных российских вопросов «Кто виноват?» «Что делать?» надо оставить на повестке дня лишь первую половину изречения. Что делать – понятно: изгнать донный трал из Волги. Но главное впереди: надо определить КТО виноват в том, что губители Волги все еще бороздят дно великой реки?
Вот этого и надо добиваться гражданскому сообществу – даже если это сообщество не «Члены» еще одной «палатки», созданной как бы для защиты донного трала – а просто рыбаки-любители Ульяновской области. Говоря понятным языком: граждане России, ее защитники, ее патриоты.
Жан Миндубаев.
P.S.
В тех же Тетюшах, на родине моего отца, меня не раз спрашивали: «А чего это ваши мужички все время на нашей воде пасутся? У вас там, в Симбирске рыбы нет что ли?»
Я не знал, как ответить. Но мне было стыдновато…