Сфера ЖКХ в России долгое время являлась частью государственного сектора экономики, уровень эксплуатации жилищного фонда при этом оставался очень низким.
Созданные в Ульяновске в начале 2000-х годов муниципальные управляющие компании оказались неспособны эффективно управлять переданными им домами. Росло число обращений жителей с жалобами на низкое качество коммунальных услуг, а зачастую и на их непредставление. Увеличивалась задолженность муниципальных управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. Множилось количество штрафов, выписываемых этим компаниям Государственной жилищной инспекцией за нарушения предоставления коммунальных услуг.
Все это привело к износу городского жилищного фонда и коммунальных сетей. Формальная эксплуатация, несоблюдение нормативов по ремонту и обслуживанию спровоцировали «деградацию», устаревание и разрушение жилищного фонда.
Из-за возросших требований к качественной и эффективной работе коммунальной отрасли появилась необходимость создания конкурентных условий в данной сфере. Началось формирование новой системы управления в сфере ЖКХ. Государство стало передавать обязанности по поддержанию состояния жилищного фонда самим собственникам. Жилищный кодекс РФ ввел положения, создающие благоприятные условия для привлечения частного капитала в ЖКХ. В качестве альтернативы государственному управлению возникли частные управляющие компании, соответственно, у потребителя появилась возможность выбора более надежных предприятий, оказывающих коммунальные услуги.
Целью реформирования коммунальной отрасли является стимулирование конкуренции, привлечение частного бизнеса и в конечном итоге повышение качества коммунальных услуг.
На данный момент один из основных вопросов в сфере ЖКХ – это внедрение ресурсосберегающих технологий. И здесь бизнес способен успешнее решать поставленные задачи. Ведь эффективное управление подразумевает вкладывание финансовых средств в модернизацию ЖКХ.
Так, частные управляющие компании оборудуют обслуживаемые дома современными приборами учета с погодным регулированием, что дает существенную экономию при оплате услуг. И осуществляют этот процесс за счет негосударственных инвестиций.
В то время как государственные управляющие компании зависят от бюджетного финансирования. А поскольку бюджет города и области формируется с существенным дефицитом, рассчитывать на субсидирование не приходится. Это означает, что жители обслуживаемых государственными компаниями домов вновь останутся без общедомовых приборов учета, отремонтированных подъездов и благоустроенных дворов.
С этого года введено обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. И здесь частные управляющие компании снова имеют очевидные преимущества по сравнению с государственными организациями. Поскольку частные предприятия доказывают свою способность оказывать услуги, качество которых соответствует существующим техническим регламентам и положениям стандартов, соблюдению требований безопасности, что в результате положительно отражается на конечном потребителе.
В любом случае, собственники сами выбирают, какой управляющей компании – частной или государственной – доверять управление своим жильем. Однако возможности и преимущества частных управляющих компаний давно являются очевидными и более привлекательными.