О том, как санкции повлияли на иностранные проекты в Ульяновской области, о сотрудничестве с КНР и развитии туризма в регионе в интервью РИА Новости рассказал губернатор Сергей Морозов.

— На Питерском экономическом форуме президент РФ Владимир Путин отметил Ульяновскую область в числе регионов с лучшим инвестиционным климатом. Какой объем иностранных инвестиций уже привлек регион и намерен привлечь в ближайший год?

— Я хочу обратить ваше внимание на то, что мы в прошлом году привлекли порядка 85 миллиардов рублей. Я говорю только о прямых, в основном только о прямых иностранных частных инвестициях. Для нас это был несомненный успех. Мы закончили 2014 год с ростом и развития экономики, и развития промышленности, и развития валового регионального продукта. И, конечно, для нас было крайне важно, чтобы в сложное время мы не приостановили свою деятельность в этом направлении. Сегодня по итогам семи месяцев мы имеем рост в пределах 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в привлечении иностранных инвестиций. Мы рассчитываем на то, что у нас этот рост сохранится.

— Какие новые инвестиционные проекты с участием иностранного капитала будут в ближайшее время реализованы?

— Мы в ближайший месяц подпишем еще порядка двух-трех инвестиционных соглашений. Они связаны со строительством крупных заводов. Например, подготовили все документы для подписания соглашения о создании большого станкостроительного завода с немецкими инвестициями. В самое ближайшее время я буду в Чехии и закончу там переговоры. Мы подпишем соглашение о строительстве еще и чешского станкостроительного завода. Планируется, что до конца этого года мы подпишем еще порядка пяти подобных инвестиционных соглашений.

Более того, я думаю, мы сейчас уже можем сказать, что выделили земельные участки для строительства двух крупных индустриальных парков. Один из них будет связан со строительством предприятий, которые будут производить бытовую электронику и технику. Другой парк будет создан для строительства крупных станкостроительных комплексов.

— Судя по последним проектам, регион делает упор на отрасли станкостроения?

— Мы сегодня постепенно превращаемся в крупнейший станкостроительный регион страны. У нас с учетом открытия завода Gildemeister будет три крупных станкостроительных предприятия. Как я вам уже сказал, в течение месяца мы подпишем соглашения, и тогда будет пять таких заводов. Со следующего года мы начнем создавать станкостроительный парк. Туда мы планируем еще пять-семь заводов прикрепить. Я думаю, что таким образом мы можем получить около 10 тысяч рабочих мест.

— Какова ваша оценка, повлияли ли санкции на экономику Ульяновской области и взаимодействие с европейскими и американскими партнерами?

— Санкции повлияли только в части двух канадских проектов. Мы планировали совместно с канадской компанией Bombardier запустить производство региональных самолетов (модель Q400). Канадские партнеры приостановили реализацию этого проекта. Они не отказываются, но и не проявляют никакой активности.

Еще одно самолетное предприятие мы планировали построить в особой экономической зоне — по производству самолета DHC-6 Twin Otter. Это должны были быть небольшие самолеты размерностью от девяти и до 19 мест. И та же самая ситуация. Я думаю, что здесь Ульяновская область вообще может отказаться от этого проекта. По крайней мере, мы у себя в регионе такое решение приняли.

Есть огромное желание у наших европейских и российских партнеров прийти в особую экономическую зону. Тот земельный участок, который мы готовили под это предприятие, в ближайшее время мы его передадим.

Что касается европейских партнеров, то ни один из них не остановился. Наоборот, все реализовали и реализуют свои проекты. Многие из них привели с собой дополнительных партнеров, которые достаточно быстро могут превратиться в российских производителей.

— Ульяновская область реализует ряд проектов с КНР. Как выстраиваются отношения с китайскими инвесторами?

— Нас достаточно много связывает с Китаем. У нас выстроены хорошие дружеские отношения со многими провинциями КНР. В частности с провинций, где родился их национальный лидер Мао Цзедун. На основе этих политических связей (Ульяновск — родина советского вождя Владимира Ленина) появились проекты, связанные с развитием экономики.

Мы подписали несколько крупных соглашений, которые имеют уже сейчас результаты. Например, крупнейший институт ядерных реакторов, который у нас есть, очень тесно работает с китайским агентством. Также достаточно активно работают наши предприятия с китайскими партнерами в области цементного производства. В частности, компания “Евроцемент”. Сейчас началась реализация нового проекта по созданию цементного завода, который будет производить цемент сухим способом в пределах 2-2,5 миллиона тонн в год. Около десяти дней назад я подписал в Китае соглашение о строительстве еще одного крупного цементного завода.

Сейчас ведем активные переговоры с туроператорами, российскими и китайскими, о реализации проекта “Красный маршрут”, который связан с нашей советской историей. И мы договорились о том, что на будущий год будет проведен первый съезд туроператоров и авиационных компаний Китая и России у нас в Ульяновске.

Серьезно подходим к реализации проекта большого парка малой торговли с Китаем. Мы ездили в несколько регионов КНР, посмотрели и изучили, как там поддерживается малый бизнес и как создаются региональные промышленные парки. Мы считаем, что мы можем воспользоваться этим опытом. Сейчас с ними уже подписано предынвестиционное соглашение.

Я думаю, что если мы объединим малый бизнес Китая и малый бизнес Ульяновска на базе аэродрома Ульяновск-Восточный, который имеет уникальную взлетно-посадочную полосу, то получим отличный результат. За счет создания логистического центра у нас мы могли бы разгрузить столицу — не везти в Москву грузы, которые расходятся из Китая, с Дальнего Востока, из Кореи…

— То есть в Ульяновске появится крупный логистический центр?

— Да, в Ульяновске будет крупнейший логистический центр. Крупные логистические компании Китая после моего последнего визита в КНР в августе 2015 года изъявили такое желание. Они сделали это достаточно быстро в переговорах с нами. Я думаю, что мы, имея опыт, поддержим их. Тем более что у нас есть отличные возможности.

Уникальность города Ульяновска в том, что ни в одном городе ПФО нет двух аэропортов. У нас два аэропорта, и оба международные. У нас два речных порта. У нас два крупных автомобильных моста, которые позволяют нам связать экономический пояс Шелкового пути с экономическими возможностями Российской Федерации. Не надо забывать о тех возможностях, которые дает нам река Волга. Мы самый северный город на Волге, куда могут доходить корабли. Сейчас мы работаем в этом направлении. Изучаем опыт свободного порта Владивостока. Также у нас несколько железных дорог проходит через область, развитая сеть автомобильных дорог.

Я думаю, что Ульяновская область займет центральное место в Поволжье по сотрудничеству с Китаем. Именно поэтому я в ближайшее время хочу выступить с предложением к руководству Китайской Народной Республики и нашей страны о том, чтобы здесь, в Ульяновске, было учреждено генеральное консульство КНР в Поволжье.

— Как развивается автомобильный кластер Ульяновской области? Каковы его перспективы?

— Здесь мы имеем хорошую стратегию. Она основывается не только на наличии УАЗа, но и на развитии нескольких международных проектов. Мы вернули к себе международную компанию ISUZU. Она сейчас бурно развивается, и мы стараемся сделать все для того, чтобы в самое ближайшее время это было одно из самых крупных предприятий в России, которое производит грузовые автомобили.

Параллельно мы реализуем крупный российско-китайский проект совместно с китайской компаний BAW Motor, которая занимается производством автомобилей под маркой BAW. Уже порядка 70% китайской продукции этого завода локализовано в Ульяновской области.

Можно сказать, что это полноценное российское предприятие.

Также мы будем открывать в сентябре совместно с турецкой компанией “Мартур” завод по производству сидений. Продукция будет производиться не только для Lada, но и для многих других марок. Еще один важный проект в автомобильной тематике — это японский завод “Бриджстоун”. Это первое предприятие компании в регионе. Он открывается на следующий год.

— Авиастроительная отрасль в Ульяновской области считается одной из самых развитых в стране. Как вы оцениваете сейчас ее перспективы? Кроме того, КНР выражала заинтересованность в развитии сотрудничества с Россией в области авиастроения.

— В регионе есть четко проработанная система поддержки нашего авиационно-промышленного комплекса. Ежегодно выделяем крупные льготы для поддержки и самого производства, и авиастроителей. У нас созданы меры поддержки для строительства жилья. В среднем мы около 200-300 квартир в год выделяем для авиастроителей. Все это позволяет нам иметь хорошие кадровые возможности. И параллельно стараемся загружать производство.

Ульяновские авиапредприятия производят не только Ил-76, но и постоянно совершенствуют свое мастерство. Они готовы в любой момент начать производство самолета “Руслан” — для этого все есть, включая компетенции. Сейчас авиастроители приступили к подготовке крупного проекта по выпуску ТУ-204см, это среднемагистральные самолеты. Наши авиапредприятия активно участвуют в строительстве (более 30%) самолета МС-21, также у них большая доля в производстве Sukhoi Superjet 100.

Регион поддержало правительство РФ в организации центра покраски и создания интерьера для самолетов. Думаю, что этот проект будет успешно реализован. Также развиваем новые технологии в отрасли авиастроения. Это то, о чем говорил президент Владимир Путин. Я веду речь о заводе “Аэрокомпозит”, который открыли около месяца назад. Сегодня он не имеет аналогов в мире. Это самое современное предприятие.

Поэтому нас ничего не смущает. В том числе и сотрудничество с КНР. Мы сейчас готовим предложение о возможности участия Ульяновска в создании самолета, о котором говорили лидеры нашей страны. Это большой широкофюзеляжный самолет. Надеюсь, что мы будем участвовать в этом проекте.

— Еще один крупный проект с КНР — российско-китайский кластер для туристов. Запланировано строительство гостиниц, развлекательных центров, магазинов для гостей из КНР, которые приедут в Ульяновск в рамках “Красного маршрута”. Как продвигается работа в этом направлении?

— Мы в полном объеме разработали концепцию этого проекта. У нас уже имеются сегодня хорошо проработанная предпроектная документация, связанная со строительством гостиниц и развлекательных центров.

Мы провели переговоры с министерством культуры РФ, с коллегами из этой области о создании сети музеев советской истории в Ульяновской области. Например, музей советской автомобильной техники, музей советской мебели и ряд других таких проектов. Я думаю, что такие вещи заинтересуют китайских туристов.

Мы амбициозно заявили о том, что под этот туристический проект в Ульяновске будет создан международной центр культуры, досуга и шопинга. Мы понимаем, что китайские гости приедут к нам не только посмотреть музей Ленина, посмотреть другие музеи, они захотят еще отдохнуть. Поэтому сейчас мы достраиваем второй горнолыжный курорт, развиваем сеть спа-салонов. В Ульяновске также откроются новые медицинские центры. Будет и сеть новых магазинов. Мы сейчас заканчиваем переговоры со скандинавскими и европейскими коллегами.

Также мы планируем разместить у нас всемирно известные бутики, такие как Armani, Gucci, Dior. Мы хотим, чтобы они также пришли в рамках этого проекта.

— Каковы прогнозы на реализацию проекта “Красный маршрут”? Поможет ли это увеличить туристический поток в регион из КНР?

— Китайская Народная Республика занимает первое место по расходам туристов за рубежом. Если говорить языком цифр, то, по данным Китайской академии туризма, в первом полугодии 2014 года путешественники из КНР потратили в зарубежных поездках более 70 миллиардов долларов. В прошлом году Китай стал первой среди зарубежных стран по въездному туризму в Россию. И это очень перспективное направление для работы. Безусловно, Ульяновская область, являющаяся родиной известнейшего советского политического деятеля Владимира Ленина, которого очень ценят в Китае, не может остаться в стороне от этого процесса. Несколько лет назад мы включились в проект под названием “Красный маршрут”.

Мы уже подписали ряд важных соглашений о взаимодействии в сфере культуры с Китаем, в том числе меморандум о сотрудничестве по “красному” туризму. Ульяновские учреждения культуры заключают соглашения с учреждениями культуры КНР, чтобы обмениваться опытом и своими экспозициями. Буквально на прошлой неделе такой документ подписали Ленинский мемориал и музей известного государственного деятеля Китая Лю Шаоци.

Сейчас Ульяновская область назначена координатором федерального проекта “Красный маршрут”. И уже сегодня мы с уверенностью можем сказать, что китайские гости проявляют большой интерес к нашим проектам. Мы планируем, что к 2017 году проект “Красный маршрут” позволит привлечь в Ульяновскую область более 30 тысяч китайских туристов, что, безусловно, позитивно скажется на экономике и развитии культурного потенциала региона.

— Ульяновск в этом году подал заявку в ЮНЕСКО на присвоение статуса креативных городов. Какие преимущества это даст региону?

— Для нас это очень значимый проект. Получение статуса креативного города ЮНЕСКО позволит существенно повысить туристическую и инвестиционную привлекательность Ульяновска. Прежде всего за счет значительного расширения сети международных контактов регионального центра. Мы сможем наладить контакты с городами мира, которые формируют прогрессивные тенденции в области культуры, перенять их опыт по формированию городской среды. Это позволит сделать культурную жизнь Ульяновска еще более насыщенной и разнообразной. Безусловно, не только для гостей города, но и для самих ульяновцев.