25 августа на заседании комитета по социальной политике под председательством заместителя Председателя Законодательного Собрания Игоря Тихонова депутаты продолжили работу над законом о мерах поддержки граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи.
Открывая обсуждение, в котором приняли участие Галина Федорова, Лидия Жуковская-Латышева, Алексей Куринный и Ринат Шайдуллин, Игорь Тихонов отметил, что на прошлом заседании комитета к проекту изменений в закон у депутатского корпуса возникло много вопросов. Проанализировав информацию, представленную разработчиками по итогам прошлого обсуждения, депутаты пришли к выводу, что предложенная редакция законопроекта нуждается в дополнительной проработке. Кроме того, аналогичную позицию заняла и Общественная палата Ульяновской области, отозвав свое положительное заключение. Поэтому профильный комитет вновь вернулся к рассмотрению законопроекта.
– Ситуация форс-мажорная, проигнорировать позицию Общественной палаты мы не можем. Вопросы касаются не столько самого принципа применения адресности и нуждаемости в оказании ортопедической помощи, сколько механизма реализации закона и его эффективности. Сегодня эту помощь получают далеко не все, кто может на нее претендовать. Закон имеет серьезную социальную значимость, поэтому мы должны его обсудить и уточнить позицию комитета.
Начальник Главного управления труда, занятости и социального благополучия Екатерина Сморода пояснила, что в соответствии с законом «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области» (он действует с 2006 года) детям и совершеннолетним гражданам с доходами ниже прожиточного минимума при наличии медицинских показаний за счет средств областного бюджета предоставляются протезы грудных желез, сложная ортопедическая обувь, лечебно-тренировочные протезы для первично протезируемых лиц до определения инвалидности, туторы верхних и нижних конечностей, ортопедические аппараты для лечения переломов, головодержатель, ортопедические корсеты и корсет-ложемент для детей, больных сколиозом.
Число получателей ежегодно растет, и сегодня на реализацию закона требуется дополнительно 23 млн. рублей. При этом в общей очереди стоят как обеспеченные люди, так и те, кто не может себе позволить сделать такую покупку самостоятельно. Поэтому принято решение ввести критерий нуждаемости, чтобы перераспределить средства в пользу тех, кому действительно требуется помощь.
По мнению Игоря Тихонова, необходим дифференцированный подход.
– Простые решения очень часто являются неисполнимыми, ведь под действие закона подпадут и те, кому нужны другие виды ортопедической помощи. Сам механизм слишком простой, чтобы быть справедливым. Порог отбора по прожиточному минимуму явно занижен.
Так, в предложенной редакции закона семьи с доходом чуть выше прожиточного минимума (а это около 9 тыс. рублей), не смогут получить не только ортопедическую обувь, которая стоит около 2,5 тысяч рублей, но и корсеты-ложементы, цена которых доходит до 31 тысячи, что существенно и для семей со средним достатком. В качестве вариантов было предложено разделить виды ортопедической помощи и увеличить верхнюю планку критерия нуждаемости.
Одно из предложений касалось создания объективного механизма по формированию реестра получателей льготы, так как сейчас для ее получения достаточно просто назначения врача. Чтобы исключить ошибочные либо избыточные назначения со стороны медицинских работников, нужен механизм объективного профессионального контроля. По мнению депутатов, комиссионное подтверждение назначения повысит его эффективность и позволит избежать перерасхода бюджетных средств.
Подводя итог, Игорь Тихонов подчеркнул, что пока в работе над законопроектом рано ставить точку – его обсуждение на площадке комитета будет продолжено с участием экспертов и представителей общественности.