На прошедшем заседании Правительства Ульяновской области глава региона заявил о запуске нового проекта по развитию региональной идентичности, патриотизма и просвещения населения, который получил название «Интеллектуальная академия». Кому угрожает стать объектом приложения для мероприятий проекта?
Основных декларируемых целей у проекта две — вовлечение и информирование. При этом вовлекать планируется в общественную жизнь региона (т. е. в условное пространство общего), а информировать о возможностях частных (самоопределение и самореализация). Парадокс оказывается кажущимся, равно как и странное, на первый взгляд, название проекта. На самом деле «Интеллектуальная академия» отлично укладывается в тренд региональной политики, суть которой в приложении к проекту можно изложить как самоопределение и самореализация в пространстве общественной жизни, которое и должен сформировать регион. То есть, все категории, которыми оперирует проект, стоит считать условными, — они действуют только в пространстве, определяемом региональной политикой.
В группу риска «вовлечение и информирование» попадают в первую очередь педагоги, студенты и учащиеся.
Исходя из этого и определяется целевая аудитория проекта — в группу риска «вовлечение и информирование» попадают в первую очередь педагоги, студенты и учащиеся, а также представители органов власти и пенсионеры. Вопрос с вовлечением стоит шире – «все категории населения». Во что же нас будут вовлекать?
Мероприятий запланировано семь. Во-первых, это цикл публичных лекций «Губернаторские чтения», рассчитанный на студентов, педагогов и чиновников. Согласно проекту, в конце каждого года региональной властью будет утверждаться список лекторов и план лекций на будущий год. При этом, судя по формулировкам документа, кандидатуры лекторов будут вынуждены предоставлять конкретные исполнительные органы власти, их же обяжут и освещать проведение лекций, готовить по итогам отчет, а также оплачивать услуги лектора.
Очевидно, что на плечи этих органов власти ляжет и организация присутствия слушателей, что позволяет сформулировать цель мероприятия как организацию прослушивания лекторов силами назначенных прослушивающими лекцию.
Второй цикл мероприятий получил название «Уроки успеха» и ориентирован на учащихся. В рамках цикла планируется знакомить их с «опытом молодых людей, добившихся значительных результатов в учёбе, и граждан, достигших профессиональных успехов в различных сферах деятельности». Краткий список тех, кого можно считать людьми, добившимися успеха, представлен в самом проекте: ветераны, передовики производства, молодые специалисты, лучшие работники, субъекты малого и среднего предпринимательства, губернаторские стипендиаты. К выбору в рамках этого списка подойдут избирательно — кандидатуры возможных успешных людей будут определяться региональным Минобром на основании представлений органов власти и образовательных учреждений.
Получается, что основная суть мероприятия заключается в сборе молодых людей, назначенных желающими быть успешными, для внимания молодым людям, назначенными успешными.
Этим дело не ограничится — учащихся ожидает ещё и профориентационный десант, смысл которого сводится к выезду групп на предприятия области, а учителей другой проект – «Общение без границ».
Суть проекта — в обучении учителей иностранного языка иностранному языку при участии частной образовательной компании «Education First».
Индикатором проекта является значение уровня владения иностранным языком у учителей иностранного языка. Планируется, что по итогам обучения 80 учителей иностранного языка овладеют иностранным языком на уровне «выше среднего».
Суть «Ковровой дорожки» – это создание эффективных механизмов поиска и поддержки талантов через внедрение современных образовательных технологий по созданию эффективных механизмов поиска и поддержки талантов».
Одаренную же молодежь будет ожидать «Ковровая дорожка», но что именно будет происходить внутри обозначенного под этим словом «комплекса мероприятий» пока не ясно, кроме того, что целью проекта является «создание эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Ульяновской области», а первым мероприятием в его рамках значится «развитие научной и методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодёжи». То есть, получается, что суть «Ковровой дорожки» – это создание эффективных механизмов поиска и поддержки талантов через внедрение современных образовательных технологий по созданию эффективных механизмов поиска и поддержки талантов». Никакой ясности.
Зато есть ясность в проекте «Серебряное поколение в науке», суть которого сводится к циклу лекций для пожилых людей на актуальные темы повестки дня — гражданское общество, ЗОЖ, смысложизненные ценности, патриотизм, духовность и так далее. По итогам лекций пожилые слушатели должны подготовить сборник научных и творческих работ и, при условии правильного понимания лекций и хорошего качества научной работы, получить сертификат об окончании обучения, цикл которого составляет два года.
Задача «календаря» – сформировать мероприятия на основе мероприятий.
Дальше проект выходит за рамки взаимодействия исключительно с основным объектом управления власти и становится адресованным всем жителям региона. Ясности с проектом «Календарь интеллектуальных событий» пока нет — управление по развитию человеческого потенциала лишь только должно упаковать проводимые события в проект, но цель уже сейчас обозначена четко — усилить мотивацию «к участию в интеллектуальных играх, занятиям спортом и творческой деятельностью». Согласно документу, задача «календаря» – сформировать мероприятия на основе мероприятий, проводимых органами власти и общественными организациями.
Для формирования представления будет формироваться представление, для укрепления связи с прошлым будет укрепляться связь с прошлым, для развития региональной идентичности она будет развиваться.
Еще всех нас ожидают «Дни исторического и культурного наследия», целью которых обозначено развитие «исторических, нравственных и культурных традиций Ульяновской области». Основные задачи проекта сформулированы как формирование представления о регионе как административной единице, укрепление связи с прошлым, демонстрация его особой роли в истории, развитие региональной идентичности и осуществление пропаганды символов области. Что именно будет делаться в этом направлении не обозначено никак, но исходя из предыдущих пунктов можно догадаться, что для формирования представления будет формироваться представление, для укрепления связи с прошлым будет укрепляться связь с прошлым, для развития региональной идентичности она будет развиваться и так далее.
После анализа документа становится понятной суть его названия. «Интеллектуальная академия» действительно требует нетривиальных интеллектуальных усилий по пониманию того, что под этим подразумевается.