Итак, наш новый жилой комплекс «Пионер-Парк»: более 3 га – от улицы Минаева до грузового спуска к волжскому мосту, может быть самый резонансный и масштабный архитектурный проект, реализуемый в центре города за последнее десятилетие.

Начну с идеи: комплекс – фактическое завершение советского еще проекта освоения этого пространства.
Исторически общественный квартал формировался в этом месте в 1970-е годы. К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина 11 марта 1970 года одновременно свои двери отрыли Дворец пионеров (сегодня Областной дворец творчества детей и молодежи) и Областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова. Затем 9 мая 1975 года зажжен вечный огонь у Обелиска – Мемориала Вечной Славы, а в 86-м построен «Дом техники» (по первоначальному замыслу -Дворец бракосочетаний). Высотная архитектурная доминанта планировалась в этом месте ещё по тому советскому генеральному плану. На нем должна была встать 18-этажная гостиница «Интурист». Но не хватило сил. Несколько этажей недостроенного каркаса долгие годы «радовали» горожан, пока не были демонтированы. И долгие годы место зияло незавершенным провалом единого архитектурного комплекса, созданного лучшими советскими архитекторами в «золотой период» развития города.
Так что наш проект – не просто безликая высотка: в 70-м был создан облик центра и «Пионер-Парк» – его последовательное завершение в части улицы Минаева-Железной Дивизии. Пустырь, это наследство безвременья, уйдет. Концептуально мы завершим проект практически в том самом виде, в каком его видели наши отцы.

Эта незавершенность негативно повлияла на само «дыхание» центра. Сегодня окружение комплекса – достаточно приватная зона, отделенная от центра города естественными границами: шестиполосной улицей Минаева и не менее широкой улицей Железной Дивизии. Незавершенность создала своеобразный остров в центре города. В итоге этот квартал пока трудно назвать парком. Скорее, большая, заросшая кустарником, территория с асфальтовой дорожкой, проходящей от Обелиска вдоль дворовых фасадов Дворца пионеров и Детской библиотеки. В советском проекте этого не было, однако и здесь мы решили провести линию единого ансамбля: создать уголок классической советской парковой скульптуры. Горнисты, знаменосцы, барабанщики, пионер с футбольным мячом, девочки, читающие книгу, «девушка с веслом»… Хочется воссоздать советский парк в том виде, в котором его бы создали в 70-е.

Городская среда комфортна и удобна там, где человек может с удовольствием пройтись пешком. Это и нес первоначальный проект. Сегодня основной пешеходный трафик сконцентрирован на небольшом участке улицы Гончарова – от перекрестка с ул. Ленина до перекрестка с ул. К. Маркса. На той же ул. Гончарова от перекрестка с ул. К.Либкнехта вниз к Обелиску пешеходного движения практически нет – некуда идти. Градостроительная задача нового жилого комплекса – стать центром притяжения, оживить и значительно увеличить пешеходный трафик по ул. Гончарова в сторону Минаева и дальше до Железной дивизии, то же самое – в обратном направлении.

Мы хотим создать общедоступную городскую пешеходную улицу, новое общественное пространство с широкой пешеходной галереей, опоясывающей весь комплекс. Это примерно равно участку ул. Гончарова от ул. Бебеля до ул. Карла Маркса. Здесь будет реализована востребованная и крайне дефицитная сегодня тема мелкоформатной уличной торговли и сферы услуг. Наш ульяновский «Арбат» будет экологичным: не просто городской улочкой, он будет завязан и на прекрасный вид Волги и на инфраструктуру. И это будет реализовано не в соответствии с прихотью, а в последовательном воплощении концепции единого проекта.

Например там будет три тематических кафе, одно из них детское. Все коммерческие площади будут иметь отдельный вход. Будет большой продовольственный супермаркет, встроенный в цокольный этаж со стороны улицы Железной дивизии. И это не самое главное.

Сейчас это замечательное пространство фактически «выключено» из списка основных достопримечательностей, да и, по большому счету, из жизни горожан. А там, без преувеличения, лежат главные городские туристические и архитектурные сокровища. Попробуйте сами себе ответить на вопрос, давно ли вы выходили на смотровую площадку Обелиска, прогуливались вдоль Дома пионеров? Людей там практически не встретишь. А знаете, где в Ульяновске находится барельефное панно «Познание мира», например? Пространство нужно вернуть городу и его гостям, а для этого – завершить проект и вдохнуть в него дыхание новой жизни.

Несколько блогеров высказали опасения по поводу того, что комплекс, якобы, находится в зоне риска. Обращусь к ним: друзья, компетенции создателей проекта в 70-х 80-х годах и современных специалистов не дают сомневаться. Единственное – мы учли, что утекло немало времени. И прежде, чем решиться строить, были проведены серьёзные геологические изыскания. Этот этап занял без малого 2 года и стал, без преувеличения, беспрецедентным. Остановлюсь подробнее – это действительно интересно.
Для того, чтобы изучить склон, было сделано два десятка скважин глубиной до 60 метров от границ улицы Минаева и вплоть до уреза воды, по которым составили геологический разрез. Работы проводил ульяновский институт ТИСИз (ранее КазТИСИз) – авторитетная структура с архивами, хорошей базой и профессиональными кадрами.
Также в течении восьми месяцев проводились и гидрогеологические изыскания. Определённые слои смачиваются водой, грунт становится скользким. После этих изысканий к работе приступил московский институт Гипрокоммунстрой, который с 50-х годов следит за всеми оползневыми склонами города Ульяновска, в том числе “разрезом Милановского”. Для исключения ошибок институт сделал расчёт устойчивости склона в 16 компьютерных программах на основании исследований ульяновского ТИСИз.
Отмечу: экспертизы такого уровня давно никто не проводил, это стоит миллионы рублей.
На расчёте устойчивости склона уже третий институт – “Ульяновскгражданпроект” – сделал фундамент для этого здания и провел мероприятия для защиты склона: убрал воду в систему дренажей, которая отправляется в Волжское водохранилище, и осушил участок. После осушения состояние участка будет намного лучше, нежели до того, как мы туда зашли со стройкой. Дренажи там были и раньше, ещё советские с 80-х годов. Но за ними никто не смотрел, их никто не чистил, как и везде они были заилены. Что такое дренаж? Фактически – труба с дырками, которая обсыпана слоем щебня, песка и т.д. Так вот, трубы уже заилились, и водичка бежит по этой обсыпке, в итоге дренаж работает с эффективностью 10% вместо 100%.

Причем, советские дренажи были сделаны на участке, где до этого никто не делал гидрологии. Сейчас мы разложили их именно так, чтобы собрать воду с этого участка, и только после этого мы начинаем строить. Дренажи работают прекрасно, котлованы сухие. Пока это временные системы, потом будут рабочие, постоянные. Это самое главное и дорогостоящее мероприятие по осушению склона и предотвращению оползневых явлений, заложенное проектом.

КПД-2 работает с 1979 года. Это уже поколения. И оглядываясь на историю нашей работы, я думаю, что “Пионер-Парк” будет одним из красивейших и цельных наших проектов. Это не просто бизнес, это преемственность и миссия, если хотите. Время создавать наш город как единое целое. Завершать задуманное когда-то и двигаться дальше.

Автор – Игорь Владимирович Катков, заместитель генерального директора КПД-2.

1111

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

39

40

41

42

pano_map_0083