В середине августа в Ульяновской области состоялась очередная фольклорно-этнографическая экспедиция, организованная специалистами научно-образовательного центра «Традиционная культура и фольклор Ульяновского Поволжья» УлГПУ и областного Центра народной культуры (руководитель поездки — Михаил Матлин). Также в полевом исследовании приняли участие представители фольклорно-этнографического ансамбля «Симбирск» и Саратовской госконсерватории.

В этом году в качестве базы было выбрано село Спешневка Кузоватовского района. Исследователи побывали и в соседних поселениях — Стоговке, Порецком, Смышляевке, Чертановке, Хвостихе и других.
Основная цель экспедиции — фиксация традиционных песен, инструментальных наигрышей и элементов празднично-обрядовой культуры. Кроме того, записывались «былички» — рассказы о колдунах, оборотнях, знахарях, домовых и т.п.

Спешневский праздник Люлё
Несомненная удача поездки — запись и частичная реконструкция праздника Люлё. Так в Спешневке называлось действо, приходящееся на четверг перед Троицей. В этот день молодежь (чаще — девушки) находили где-нибудь в поле прошлогодний большой репей, украшали его цветными лентами, тряпочками, бумагой и конфетами.
— Вот чтоб, сынок, репей-то этот был без колючек: такой сухой, белый — как деревце. Его «люлё» называли. Украсим репей и идем с ним на луга — петь-плясать, — поясняют нам спешневские бабушки. Они с удовольствием вспоминают подробности праздника: процессия, которая несла на луга «люлё», одевалась почуднее.

С наряженным люлё1.JPG
Так выглядел наряженный репей — тот самый «люлё»

— Девка парнем обрядится, в общем — кто во что горазд. Репей несут «жених» и «невеста» — из тюли уваль сделают (т.е. вуаль. — Ред.), пиджак рваненький, чтоб посмешнее было.
Специально для участников экспедиции одна из жительниц села — Зинаида Зиновьева — показала, как украшали репей. По ее словам, когда с «люлё» шли на луга, пели известную традиционную песню «Как по горе цыгане гуляли». На лугах девушки плели венки из цветов, при этом некоторые из них гадали — бросали свой венок в Свиягу.

— Вот если поплывет веночек — то скоро выйдешь замуж, а если утонет — то в этом году женихов не жди!

Подняв юбку — на быка
Кстати, в той же Спешневке удалось зафиксировать любопытные варианты «пытания судьбы».
— Гадали по-всякому! Вот, к примеру, на Святки в двенадцать ночи выбежишь во двор, схватишь снегу и — бегом домой. Положишь его на тарелочку и, как растопится, смотришь: ежели сору много — значит, богато жить будешь.
Одна из рассказчиц вспомнила такой случай: вместе с подружками она задумала погадать, а ее дядя подслушал их разговоры.
— А гадали-то как: вот спускаешься в погреб, если тебе по телу проведет кто мохнатой рукой — за богатого выйдешь, а коли голой — бедный будет. Мы, дурынды, стали спускаться, а дядя шубу на палку намотал (тогда погреба-то большущи были, их не запирал никто) и давай всех девок шубой водить. Ну, мы все обрадовались: богато жить будем. А он возьми да и вылези: надел шубу на голову и рычит. Девки врассыпную, а одной так плохо стало, что едва отходили. Дядя и сам не рад своей шутке: долго не признавался, что это он в погреб залез.
Другое забавное гадание состояло в том, что нужно было пятиться задом, подняв юбку, на лежащего быка. Если тот быстро вскочит — скоро и замуж выйдешь.
— А то еще вот поймаешь курицу, нальешь в блюдечко воды, зерна насыплешь и вот ее пускаешь: куда пойдет. Если начнет пить — муж пьяницей будет, а если зерно клевать — обжорой!

Грачиха, Саня Безносая и другие колдуны
Далее мы подробнее остановимся на записанных в упомянутой поездке рассказах «о необычном и страшном», поскольку автор настоящей статьи — специалист именно в этой сфере традиционной культуры.
Во всех селах нам рассказывали о колдунах и людях, умеющих оборачиваться. Повествования о встречах с ними соотносятся в основном с далеким прошлым («бабушка и мама говорили»).
— Вот у нас была такая женщина — ее Грачихой прозвали. Она жила в землянке возле старой школы, которая сгорела. Стара-то школа — это бывший барский дом, там помещик Мещеринов до революции жил. Так вот: Грачиха-то эта кошкой могла перевертываться. Как-то раз один больно лютой мужик стал эту кошку пинать, а попасть не может! Вот только разочек достал ее ногой, а утром пошел — Грачиха на печке лежит, стонет, — это вариант текста о колдунье из Спешневки.
В соседней Стоговке аналогичного «персонажа» звали Саней Безносой.
— Ей нос-то на свадьбе отстрелили: с кем-то повздорила или заколдовать пыталась — вот ей ружьем-то и повредили лицо. Ее сколько раз видели: вот идет вся в белом и народ пугает. Кто ее знает — может, простыни на себя какие нацепляла?
Говорят, один из стоговских парней ходил в недалеко расположенную Екатериновку на свидание.
— Так Саня вылезла из-под моста — белая как смерть. Он насилу ноги унес!
Наиболее развернутая история на данную тему была записана в Чертановке. В этом селе особенно опасаются колдунов из Кивати — и, судя по рассказам, на то есть веские причины.
— Дело было в советское время. У одной муж тогда работал директором школы. «Уж как, говорит, я не хотела, чтобы его в эту Кивать переводили!». Он тогда в Хвостихе директорствовал. И вот когда его перевели, на него «глаз положила» одна из учительниц. Жена-то его пока в Хвостихе осталась, а его тут пытались «окрутить». И вот мать-то у этой учительницы — сильная колдовка была. Рассказывает, как ни придем с утра в школу — весь кабинет директора и коридор какими-то тенетами да нитками обмотан! В общем, сделали ему насмерть.
Директора школы пришлось увезти в больницу, поскольку он начал себя странно вести: буйствовал, кричал, откуда-то в нем появилась такая сила, что его не могли удержать несколько мужчин. Пришлось даже привязать его к кровати.
— И вот уж положили тут его в отдельную палату в Кузоватово. Районное начальство все всполошилось: все-таки он — руководитель, да еще и партийный. Врачи только руками разводят и не могут понять, в чем дело. Разобрались во всем сами учителя из этой киватской школы: сначала приехала завуч, а потом уж тут мужики на трех мотоциклах ночью пригнали эту колдовку из самой Кивати. Встали над ней с топорами и говорят: «Пока не снимешь с директора порчу — не отпустим». И вот тогда ему полегче сделалось. Но все равно он с прежней женой жить не смог: она ему с лошадиной мордой представлялась — вот что наделала эта колдовка!

Мост через Свиягу в Спешневке.JPG
Здешний пешеходный мост через реку расположен в самом красивом месте села

Огненные шары и прямоугольники на полях
И в Спешневке, и в других селах распространены истории о так называемых «летунах».
— У одной внучка в колодце утонула. Больно она по ней плакала, а тосковать-то нельзя! И вот начала мертвая-то к ней летать. Летит вот как шар огненный по небу — с кладбища и вот над ее домом рассыпается. Ей пшеном и маком вокруг избы посыпали, чтобы отвадить. Так она ей так ударила в трубу печную, что та покосилась! — такой текст был записан в селе Свияжном.
А вот в соседней Хвостихе огненные шары определили как «летающие тарелки».
— Вот рассказывают, видели тут: как три таких шара красных, больших — словно Луна. Они вроде как даже приземлялись. У нас тут в Кузоватовском районе подсолнухов полно — вот вроде как следы от этих тарелок на полях. Нигде никаких следов нет, а посередине поля — прямоугольник из помятых подсолнухов. Наверное, садилась на поле вот эта тарелка.

Рабочие моменты.JPG
Один из рабочих моментов экспедиционной поездки

Сова спасла ребенка
В той же Хвостихе нам рассказали о необычном случае, приключившемся буквально этим летом. Трасса в сторону Кузоватова справедливо считается опасной: тут достаточно часто происходят аварии.
— И вот у знакомой муж с годовалым сынишкой ехал в сторону Стоговки. Уж вечерело, он торопился. И вдруг — раз! — на лобовое стекло ему приземляется сова с раскрытыми крыльями. Он ее почти сбил: птица распласталась на стекле и закрыла ему весь обзор. Ну, он, понятное дело, вышел, сова — взлетела. Пока туда-сюда — минут, наверное, пять провозился. Поехал дальше — а там несколько минут назад произошла страшенная авария: несколько машин столкнулись, дорогу в обе стороны перегородили. Он потом говорил: «Вот если бы не сова, точно бы втемяшились. Сынишку, верно, спасла нашего!».
Стоит добавить, что в этой же экспедиции было записано множество рассказов о домовых, шутовках (местных «русалках»), знахарях и, конечно, зафиксирован не один десяток великолепных образцов народного песенного творчества.
Участники поездки искренне благодарят руководство средней школы села Спешневка за гостеприимство.
Евгений Сафронов