«История памятника Н.М. Карамзину»
Идея увековечения памяти русского писателя и историка Н.М.Карамзина у него на родине, в Симбирске, принадлежит представителям местного просвещенного дворянства: П.М. Языкову и А.М. Языкову (братьям поэта Н.М. Языкова), генерал-майору П.Н Ивашеву и князю Ю.С.Хованскому (отцу и зятю декабриста В.П.Ивашева).
В 1833 г. был создан комитет и организована Всероссийская подписка по сбору средств на сооружение памятника. Наибольший отклик эта акция получила в Симбирске и в Санкт-Петербурге, где в списке жертвователей значатся А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, П.А. Плетнев и др.
Комитетом была предложена идея мемориального комплекса, включавшего общественную библиотеку с мраморным бюстом историографа «в главной зале» и гимназическим пансионом (проект губернского архитектора И.И. Лизогуба). Но сторонников идеи памятника-монумента поддержал министр внутренних дел Д.Н. Блудов (1785-1864 гг.), литератор, близкий друг В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, издавший после его смерти, последний, 12-й том «Истории Государства Российского». При его содействии Императорской Академией художеств был проведен конкурс па проект памятника Н.М. Карамзину, в результате которого к рассмотрению были отобраны три работы: профессора архитектуры А.Тона, академика X. Мейера и А.Брюллова, в последствии, отказавшихся по разным причинам, дорабатывать проекты.
В марте 1835 г. к работе над памятником приступил академик скульптуры, профессор Академии художеств С.Н. Гальберг, «сообразуясь по возможности с общим видом проект господина профессора А. Тона». Проект был завершен к 10 августа 1836 г. и представлен на утверждение в двух вариантах: осуществленный, на пьедестале которого установлена муза истории Клио, и второй, где «сам Автор: Карамзин стоит оперши скрижали своей Истории на колонну – эмблему несокрушимости». Оба проекта «на боковых фасадах пьедестала» размещали горельефы, темы которых были предложены Д.Н. Блудовым, и отражали в аллегорической форме действительные факты из жизни писателя. После смерти С.Н. Гальберга в мае 1839 г., успевшего выполнить глиняные эскизы и карандашные рисунки к проекту, работу над монументом, под наблюдением Совета Академии Художеств, продолжили его ученики.
Статую музы истории Клио изготовили П.А. Ставассер и А.А.Иванов; бюст Н.М.Карамзина – Н.А.Рамазанов и К.М. Климченко; горельеф «Карамзин, читающий историю» – Н.А.Рамазанов, горельеф «Карамзин на смертном одре» — К.М. Климченко.
Отливка бронзовых деталей монумента была осуществлена в литейных мастерских Академии художеств под руководством известного скульптора, барона П.К. Клодта. Необходимые для пьедестала «цельные три, большие куска одинакового красного гранита» были доставлены в Петербург из Финляндии и обработаны, в соответствии с проектом, «монументальным мастером» С.Л. Анисимовым. Им же была выполнена надпись на лицевой грани пьедестала из накладных позолоченных букв, текст которой составлялся с привлечением Министерства народного просвещения и утверждался самим императором Николаем I.
Летом 1844 г. тверской крестьянин Тимофей Михайлов доставил «поводе» весь памятник (с датой «1844 год») на симбирскую пристань, где он пролежал до июля 1845 г., пока не был подготовлен надежный фундамент под многотонный памятник («вниз до 8 аршин»). В спешке забыли поменять дату установления, которая до сегодняшнего дня стоит на пьедестале 1844-ым годом.
Вопрос о месте установки монумента обсуждался с 1833 г., но приоритетной оказалась площадь, образованная «по повелению» Николая I в 1836-1845 гг., при реконструкции центральной части города, между домом губернатора (утрачен в 1969 г.) и Никольской церковью (утрачена в 1930-х гг.) на востоке, зданием классической гимназии на юге, высокой кирпичной стеной Спасского женского монастыря (утрачен в 1930-х гг.) на западе, и построенного в 1841-1843 гг. зданием городской управы на севере.
Памятник был установлен в центре площади по оси ул. К.Маркса (бывшей ул. Дворцовой).
Торжественное открытие монумента состоялось 04.09.1845 г. в присутствии сыновей писателя Андрея и Александра Карамзиных, поэта Д.П. Ознобишина, прочитавшего, посвященную историку, стихотворную оду и академика П.М. Погодина, составившего «Историческое похвальное слово» в честь Н.М. Карамзина.
В 1855 г. вдова Андрея Николаевича Аврора Карамзина, в память мужа, погибшего на Крымской войне, установила вокруг памятника железную ограду с медными вызолоченными сверху спицами (изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле).
В 1866-1869 гг. по проекту городского архитектора Н.А. Любимова вокруг памятника был разбит сквер.
Использовав античную форму гермы — прямую посадку головы, обнаженную грудь, римскую тогу, лавровый венок – автор, по мнению современников, «достигает поразительного сходства», уловив «лучший, характерный сия лица момент». Открытый, внимательный, устремленный вдаль взгляд, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу передают напряженную работу души и мысли, создавая образ просветителя и патриота. Под бюстом надпись из накладных букв: Н.М.Карамзину историку российского государства повелением императора Николая I-го I844года.
На северной боковой грани помещен горельеф «Карамзин, читающий историю», представляющий чтение писателем императору Александру I глав «Истории Государства Российского» 18 марта 1811 г. в г. Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны.
Изображенный справа Н.M. Карамзин, облаченный в римскую тогу, читает свиток, сидящему в кресле, на фоне российского двуглавого орла, Александру I и опирающейся сзади на его кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев.
На южной боковой грани постамента помещен горельеф «Карамзин на смертном одре», отражающий в иносказательной форме достоверный факт пожалования 13 мая 1826 г. императором Николаем I смертельно больному писателю пенсиона по 50000 руб. ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его семьи, больной Карамзин, в окружении жены и старших детей, изображен в момент получения известия о царском подарке, ставившим раздел между ним и опальной интеллигенцией России. Приподнявшись на ложе, в правой руке он держит свиток Высочайшего рескрипта, а останавливающим жестом левой обращается к крылатой богине Фортуне с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа.
Монумент установлен на цоколе из четырех блоков полированного красного гранита.
Памятник обнесен четырехугольной железной оградой (8.0 х 8.0 м, высотой 1.60 м). Звенья с копьевидными завершениями скреплены между собой штоками с навершиями в виде рельефных шишек и кронштейнами у подножия.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный вид памятника.
К началу 1930-х гг. были сбиты верхние окончания штоков ограды, уничтожены два ее кронштейна, сделано несколько выколов гранита на пьедестале, сняты гайки крепления обоих горельефов, уничтожена надпись на пьедестале, исчезла позолота верхних окончаний ограды, свинцовая расчеканка швов гранитных блоков. В конце 1940-х гг. была восстановлена надпись на пьедестале (без позолоты).
В 1967 г. работником Московского скульптурно-производственного комбината Художественного фонда Л.Я.Урисом были заново перепатинированы, без снятия основной патины, фигура музы Клио, оба горельефа и бюст Н.М. Карамзина; гидроизолированы места крепления анкерных болтов плинта и трещина на южной стороне пьедестала, заделаны эпоксидной смолой выколы гранита, швы между гранитными блоками разделаны под свинец. Восстановлены утраты ограды: изготовлены два кронштейна, восемь крепежных (торцевых) гаек, двенадцать наверший в виде рельефных шишек на штоках, страда очищена от старой окраски и ржавчины, покрыта защитной черной эмалью. Литейные работы были выполнены на Ульяновском моторном заводе.