Тургенево в цепочке других прибрежных сёл, расположенных справа (Красный Яр, Крестово-Городище, Кайбелы) и слева (Белый Яр) вдоль Волги, выделялось, прежде всего, тем, что было владельческим (вышеуказанные – удельные), но принадлежало не какому-то захудалому провинциальному дворянскому роду, а самим Тургеневым! Здесь не надо ломать голову над происхождением названия (второе название – Богоявленское, по храму). Справедливости ради надо добавить: в этой местности им также принадлежали соседние поселения Андреевка и Коровино (в 1848 году соответственно деревня и сельцо, причём второе носило гордое, но плохо сочетаемое название «Эрмитаж Коровино»! Они входили в тургеневский приход.

ˆ««. 7

Наряду с Белым Яром Тургенево является счастливым обладателем чудом сохранившейся в Государственном архиве Ульяновской области церковно-приходской летописи (летопись первого находится в фондах Центрального государственного архива Самарской области). На территории современного ульяновского левобережья эти две церковные летописи – единственные дошедшие до нас старинные документы подобного рода.

ˆ««. 10

Кроме того, Тургенево располагалось в таком удивительном месте знаменитой волжской поймы, которое выделялось даже на фоне других пойменных сёл – Архангельского, Крестово-Городища и других. Для этого достаточно посмотреть на фотографии села и его окрестностей (а их сохранилось в фондах Ульяновского краеведческого музея и фотоальбомах старожилов не менее 20), пусть и чёрно-белые, не всегда качественные. Воистину земной рай! Но подробнее об этом удивительном природном месте – позже.

Тургенево располагалось в таком удивительном месте знаменитой волжской поймы, которое выделялось даже на фоне других пойменных сёл – Архангельского, Крестово-Городища и других.

И конечно же, безумно жаль, что в годы послевоенного лихолетья, когда тургеневцы были вынуждены подчиниться властям и переселиться из зоны затопления Куйбышевской ГЭС на более высокое место, им не дали выбрать новую площадку и основать на ней новое Тургенево. Вместо этого их вынудили доприселиться к степной Андреевке. Спору нет, это тоже красивое село, но ему далеко до затопленного. Хотя и там переселенцы поселились компактно, стараясь сохранить относительное единство. Истории Андреевки, относительно благополучно дожившей до наших дней, посвящена книга ульяновского краеведа А.А. Ахметова «История возникновения и развития села Андреевка – колхоза «Россия» Чердаклинского района Ульяновской области (1781 – 1991 гг.)».

ˆ««. 8

До сих пор даже в региональной Ульяновской-Симбирской энциклопедии о селе нет отдельной статьи, и оно упоминается только в статьях о близлежащей Андреевке и Тургеневых. Правда, ещё в далёком 1948 году местный краевед К.А. Селиванов уделил ему целых 7 страниц (но рассказывал преимущественно о самих Тургеневых)! Есть и немало краеведческих публикаций, но опять же в основном о его владельцах. Но и этого так мало… А хочется рассказать и вспомнить так много!

Во время работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской ГЭС на территории Ульяновской области» я один раз побывал в Андреевке – в мае 2014 года. Большую помощь в поиске исторических сведений мне оказали краеведы и учителя сельской школы Владимир Николаевич Лысов (уроженец Тургенева), Марина Александровна Рыбакова и Анатолий Викторович Ефимов (директор школы). В школе с 1970-х годов существует музей истории двух породнившихся сёл – Андреевки и Тургенева, причём носящий имя Н.Н. Благова (сбор экспонатов начался в 1958 году, вообще современные стенды появились в 2000-е годы). В нём немало любопытных экспозиций, среди которых выделяются материал о поэте и макет села, сделанный по воспоминаниям старожилов юными краеведами под руководством учителя начальных классов и руководителя музея Ирины Дмитриевны Жигаловой в 2004 – 2005 учебном году.

Село располагалось в 40 км к юго-востоку от Ульяновска и в 16 км к северо-западу от Белого Яра. До Волги расстояние было приличным – около 7 км.

ˆ««. 11

До 1780 года Тургенево находилось в Казанской губернии, затем – в Симбирском наместничестве и губернии, а с 1850 по 1917 годы – в Самарской губернии (с 1861 года вошло в Коровинскую волость Ставропольского уезда). С 1943 года относилось к Ульяновской области. В 1953 – 1954 годах большая часть тургеневцев переехала в Андреевку, которая сейчас входит в состав Калмаюрского сельского поселения Чердаклинского района. Она располагается в 25 км к югу от Чердаклов, на реке Калмаюрка, в 5 км от Куйбышевского водохранилища. Не случайно подавляющая часть источников по истории Тургенева сейчас хранятся в двух архивах – Центральном государственном архиве Самарской области (43 церковных ведомости 1846 – 1913 гг. и несколько других дел до 1906 года) и Государственном архиве Ульяновской области (несколько кратких упоминаний в фонде переселенческого отдела, первая половина 1950-х годов). Большинство из них – это источники по церковной истории. В самарском архиве хранятся порядка 25 дел о дворянах Тургеневых, причём из их названий часто непонятно, есть ли там информация о самом селе. И лишь в 4 делах есть сведения о нём, в том числе любопытное дело о выселении из Тургенева крестьянина Изосимова.

ˆ««. 14

Приблизительное время основания села – 1670-е годы. В 1659 году один из Тургеневых получил первый земельный участок за Волгой по реке Калмаюр.

Не желая жить в Алатыре из боязни подвергнуться одинаковой участи брата своего, Леонтий взял оптом часть крестьян и поселился с ними на вновь пожалованной земле, на правом берегу реки Колмаюра.

Казалось бы, название села и его ранняя история не содержат в себе больших тайн. И всё же информация из церковной летописи представляется мне весьма интересной и важной: «Приходское село называется Тургенево. Название это получило оно потому, что как самая земля, так и крестьяне, населённые на ней, издавна принадлежат господам Тургеневым, из родословной книги которых известно, что родоначальником их был некто Лев Мирза Тюргень, во св. крещении названный Леонидом, выходец из Золотой Орды при великом князе Василии Васильевиче Тёмном, между 1425 – 1462 годами. Из татарского слова Тюргень очень естественно образовалось русское Тургенев. Один из потомков Льва, Андрей, занимая должность воеводы Алатыря, ныне уездного города Симбирской губернии, получил от царя Алексея Михайловича в награду часть земли в своем воеводстве и крестьян. По смерти Андрея, убитого в Алатыре взбунтовавшимися казаками, царь Алексей Михайлович пожаловал его младшему брату Леонтию около половины XVII столетия на левой стороне реки Волги, – тогдашнее владение господ Тургеневых, – участок земли. Крестьяне и земля в Алатырском воеводстве перешли по наследству к нему же.

ˆ««. 16

Не желая жить в Алатыре из боязни подвергнуться одинаковой участи брата своего, Леонтий взял оптом часть крестьян и поселился с ними на вновь пожалованной земле, на правом берегу реки Колмаюра (сохранена орфография источника – Е.А. Б.) намного выше прежнего и гораздо ниже нынешнего места жительства крестьян деревни Андреевки, на довольно открытой местности, назвав своё селение Серманом, что по производству от турецкого языка значит «я голова /сер – голова и мань – я/». Место это у здешних крестьян доселе известно под названием городка и находится у берега Колмаюра в конце дороги, на которой крестьяне, в летнее время, из степного пастбища пригоняли на водопой свой скот. Во множестве находящиеся на городке человеческие кости, явно указывают на следы человеческого здесь жилья.

На венце же той части горы, где ныне проложена дорога в деревни Андреевку и Коровино, Леонтий устроил городок, вроде аванпоста, из вольных поселенцев для защиты себя и крестьян своих от татарских набегов.

Тревожимый набегами татар, Леонтий покинул это место и переселился на другое, за леса под гору, на то самое, где ныне лежит село Тургенево. Можно с вероятностью предположить, что крестьяне первоначально стали строиться на северо-восточной стороне нынешнего села, которое и до сего времени сохранило название Сермань. По преданию, гора, лежащая на северной части Тургенева, была прежде покрыта вся густым неповрежденным лесом. На венце же той части горы, где ныне проложена дорога в деревни Андреевку и Коровино, Леонтий устроил городок, вроде аванпоста, из вольных поселенцев для защиты себя и крестьян своих от татарских набегов. По усмирении татар городок это был брошен, а вольные поселенцы переселились под гору же и взошли в состав крестьян с. Тургенева.

ˆ««. 12

Тургеневские помещики, получая за своими супругами в приданое крестьян, или приобретая крестьян в покупку, старались их группировать там, где было житье попривольнее.

В котором именно году Тургенево стало заселяться людьми, преданий и актов не сохранилось. По сказанию одной тургеневской старожилки, никто из дедов и прадедов не помнили, когда Тургенево стало заселяться людьми, но слышала она, что здесь лет за сто с лишком назад коренных жителей было немного и что село увеличивалось от времени переведенцами из разных сёл нынешней Самарской, Симбирской и Пензенской губерний. Справедливость этого сказания подтверждается тем, что некоторые из потомков таковых переведенцев и доселе сохранили названия мест, из которых были выведены; так например: Саранские, выведены из Саранска, Окневские – из Окнева, Стямаские – из Стямаса… В семействах таковых крестьян действительно хранится преданье, что они не коренные тургеневские жители и что предки их переселены были сюда из означенных мест, – но когда, никто не помнит. Переселяемы были они вследствие того, что Тургеневские помещики, получая за своими супругами в приданое крестьян, или приобретая крестьян в покупку, старались их группировать там, где было житье попривольнее. А так как в тургеневской даче и теперь, но особенно в старину, было в большом изобилии земли пахотной и яровой. И также леса, как дровяного и строевого; то владельцы и переводили на здешние урочища крестьян как купленных, так и полученных в приданое. Равным образом переселяли сюда немало крестьян из других своих родовых вотчин, пользовавшихся менее благоприятными для жительства условиями».

ˆ««. 6

А теперь немного информации о ранней истории Андреевки. Первое упоминание о поселении относится к 1781 году. Церковная летопись уверенно сообщает нам, что Андреевка получила название по имени своего основателя Андрея Тургенева, отца строителя тургеневского храма, который вывел часть крестьян из села на собственную землю (почему-то почти во всех публикациях на данную тему об этом говорилось предположительно).

Малоизвестна динамика народонаселения Тургенева. В кратком виде она выглядит так. На данный момент первые доступные сведения о количестве жителей села относятся к 1848 году. Тогда в 62 дворах числилось 922 крестьянина. Также при усадьбе помещицы Александры Тургеневой (семья из 4 человек) жили 32 дворовых людей. Кроме того, здесь было 74 человека отставных военных. Таким образом, в селе всего находилось 1032 жителя (для сравнения: в 2 раза меньше, чем в Крестово-Городище в том же году; в Коровино и Андреевке – 64 и 18 дворов). В церковной ведомости особо отмечалось, что раскольников в приходе нет. В соседних сёлах с удельными крестьянами их было немало.

Почти во всех «Списках населённых мест» Тургенево (Богоявленское) указывалось как располагавшееся при заливе реки Волга или волжском затоне.

К 1889 году в селе насчитывалось 124 двора и 1950 человек (помимо храма здесь находилось имение М.Б. Тургенева, работали 2 водяных и 3 ветряных мельницы и 1 обдирка). В 1910 году в Тургенево было 194 двора и 1405 жителей. В селе действовали земская школа и 1 ветряная мельница. К этому времени количество населения в Коровино превышало численность интересующего меня села (1702 человека), а такой же показатель в деревне Андреевка был немного меньше (1300). Отмечу, что почти во всех «Списках населённых мест» Тургенево (Богоявленское) указывалось как располагавшееся при заливе реки Волга или волжском затоне. Перед исходом, в 1952 году, в Тургенево в 290 дворах проживало 1350 человек.

ˆ««. 29

После эвакуации из зоны затопления, в 1955 году в Андреевке сосредоточились жители 4 селений, самым крупным из которых было Тургенево (остальные – это посёлки Горный, Дурасовка и Красная Звезда). В итоге в новом центре стало 434 хозяйства и 1823 человека, в основном русские (данные предоставлены М.А. Рыбаковой). Население Андреевки значительно увеличилось. В 1960 – 1980-е годы три работника местного колхоза «Россия» были удостоены звания Героя Социалистического Труда – А.С. Грачёв, М.Л. Старостин и Т.А. Чагров.

ˆ««. 27

На первое января 2014 года в Андреевке в 367 домах проживало 867 человек (данные предоставлены М.А. Рыбаковой). В окрестностях действуют 2 садоводческих товарищества – «Андреевское» и «Раздолье» (и здесь просматривается закономерность – чем дальше от города и Волги, тем меньше садоводов) Сейчас в селе находятся средняя школа имени Н.Н. Благова (носит имя поэта с 2006 года), дом культуры, библиотека, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт и 2 магазина.

История двух сёл, изначально составлявших один приход и имевших немало общего, окончательно слилась в середине 1950-х годов.

ˆ««. 26

В Андреевке есть 10 улиц: Тургенева, Колхозная, Кирова, Дружбы, Чапаева, Новая, Советская, Садовая, Калинина, Набережная, а также несколько безымянных переулков. Отрадно, что хотя бы здесь (я имею в виду сельские населённые пункты) на всём протяжении волжского левобережья в Ульяновской области начиная от границы с Республикой Татарстан есть улица, имеющая непосредственное отношение к истории поселения – улица Тургенева (было бы правильнее Тургеневых, то есть всего рода, либо Тургеневская – в честь затопленного села). Удивляет название другой улицы – Набережная! Хотя если вспомнить протекающую рядом небольшую речку Калмаюрка, то всё становится более-менее допустимым. Просто живя на берегах великой полноводной Волги, мы привыкли говорить о набережных только по отношению к ней.

История двух сёл, изначально составлявших один приход и имевших немало общего, окончательно слилась в середине 1950-х годов, хотя ещё долго тургеневцы вели себя достаточно обособленно. Но та картина, которую я увидел в 2014 году, то есть через 60 лет после известных событий, говорит о почти единой истории и культуре. Конечно, пока живы ещё тургеневцы, будет сохраняться хотя бы небольшая автономность традиций затопленного села.

ˆ««. 24

В то же время в селе до сих пор пока стоит, правда, в аварийном состоянии, домик бабушки Н.Н. Благова, который не проходит ни по каким государственным реестрам.

Судя по официальным данным, в Андреевке находится два объекта культурного наследия. Первый – это дом помещика второй половины XIX века (распоряжение главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 № 959-р, памятник архитектуры). Но это официальные сведения. Так называемый «барский» дом меня заинтересовал, и я обратился к местным краеведам. И вот что выяснилось. Двухэтажное здание для школы было куплено в конце 1940-х годов на средства колхоза и сельского совета в селе Красная Река Старомайнского района Ульяновской области (10 тысяч рублей, 8 рабочих быков с упряжью и 40 центнеров пшеницы). Дом разобрали и перевезли на быках в Андреевку, где его собрали, внеся при этом некоторые изменения в конструкцию. Первых учеников новая школа приняла 1 сентября 1950 года. С тех пор она стала называться Андреевская средняя школа. Одной из причин получения статуса средней был приезд сюда на работу двух учителей русского языка и литературы с высшим образованием – супругов Николая Фёдоровича и Нины Степановны Сорокиных. А поскольку в Красной Реке помещиков отродясь не бывало, то красивая официальная версия о барском доме лопается как мыльный пузырь. Сами же Тургеневы в Андреевке никогда не жили.

ˆ««. 25

В то же время в селе до сих пор пока стоит, правда, в аварийном состоянии, домик бабушки Н.Н. Благова, который не проходит ни по каким государственным реестрам. Впрочем, в соседнем Крестово-Городище ситуация ещё хуже – дом, где жил поэт, сломали новые владельцы земельного участка. И вновь приходится говорить о наплевательском отношении региональных властей и населения к и так уже редким объектам культурного наследия…

Также в центре поселения стоит возведённый в 1967 году памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. Всего здесь призвали около 500 человек, 323 из них погибли (вместе по Андреевке и Тургеневу). В 1985 и 2014 годах памятник ремонтировали.

ˆ««. 23

Тургеневские древности

Можно смело утверждать, что на месте села, существовавшего до 1954 года, и в его окрестностях, находилось множество памятников археологии как минимум с бронзового века. Но исследовать их не успели, и все они ушли под воду при создании Куйбышевского водохранилища. Поэтому теперь есть возможность рассмотреть археологические объекты только в районе Андреевки.

В официальном списке памятников археологии Чердаклинского района (распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. №959-р) Комитета Ульяновской области по культурному наследию сейчас содержится целых 12 объектов в районе Андреевки: 1) селище «Андреевка-1» (1-я четв. II тыс.); 2) селище «Андреевка-2» (X – XIII вв.); 3) селище «Андреевка-3» (1-я четв. II тыс.); 4) селище «Андреевка-4» (1-я четв. II тыс.); 5) городище «Андреевка» (1-я четв. II тыс.); 6) курганная группа «Андреевка-1» (2-я пол. II тыс. до н.э. (?); 7) курганная группа «Андреевка-2» (4 насыпи, 2-я пол. II тыс. до н.э. (?); 8) курганная группа «Андреевка-3» (5 насыпей, 2-я пол. II тыс. до н.э. (?); 9) могильник «Андреевка-1» (1-я четв. II тыс.); 10) могильник «Андреевка-2» (1-я четв. II тыс.); 11) могильник «Андреевка-3» (1-я четв. II тыс.); 12) могильник «Тургенево» (III тыс. до н.э. – I тыс.).

ˆ««. 3

Итак, временные рамки приведённых объектов – с III тысячелетия до нашей эры и до XIII века, то есть от раннего бронзового века до классического средневековья. Один из них находится в центре села, остальные – на расстоянии от 1 до 4 км. Ближайший к водохранилищу памятник – это могильник «Тургенево», располагающийся в 1 км к западу от пристани «Тургенево».

Так как указанные объекты почти не изучены, то перспективы для будущих археологов открываются просто блестящие, и им предстоит сделать немало интересных и важных открытий.

ˆ««. 2

Единственным исключением является Андреевское городище площадью 2,7 га на правом высоком 20-метровом берегу реки Калмаюрка (после создания водохранилища – залив Волги), исследованное видным советским археологом А.П. Смирновым в 1960 году (Поволжская археологическая экспедиция Института археологии АН СССР). Учёный рассматривал его как «ценнейший памятник истории: оно освещает слабоизученный период ранних болгар и может быть поставлено в ряд с Кайбельским и Больше-Тарханским могильниками, Тигашевским городищем и Криушским селищем». На площади 500 кв. метров раскопали остатки оборонительных укреплений, жилых построек и хозяйственных сооружений. В результате были обнаружены фрагменты керамики болгарского и киевского типов, поливной посуды среднеазиатского происхождения и железный ромбовидный наконечник стрелы, датирующие памятник примерно X – XII веками. Особый интерес археологов вызвал найденный крупный фрагмент керамической фигуры птицы высотой 7 см. По словам К.А. Смирнова, «указанная керамическая фигурка неопровержимо свидетельствует о наличии пережитков древних верований наряду с мусульманскими. Она является ещё одним памятником языческих верований народов Поволжья X – XII вв.». Конечно, сейчас эти материалы требуют переосмысления, причём на базе проведения новых широкомасштабных исследований. Показательно, что в окрестностях археологами были открыты 3 селища, а на противоположном берегу Калмаюрки – остатки курганов эпохи бронзы.

Село и его владельцы

Здесь хотелось бы рассказать о том, что сделали Тургеневы для обустройства своего главного заволжского имения (а также какие именно представители этой фамилии и когда жили там). Желающих более подробно узнать о самом дворянском роде, в том числе о его поволжской ветви, я отсылаю к многочисленным публикациям ульяновских и других российских историков.

ˆ««. 1

Как следует из церковной летописи, Тургеневы владели крестьянами одноимённого села, а также деревень Андреевки и Коровино до 1861 года.

Но сначала приведу примечательный отрывок из VI тома полного географического описания России начала XX в.: «Симбирск славится своими знаменитыми уроженцами, к которым прежде всего следует отнести семью Тургеневых. Ив. Петр. Тургенев, первый симбирский масон, был одним из просвещённейших людей своего времени; он руководил Карамзиным на первых порах его деятельности. Старший сын Ив. Петр., поэт Андр. Ив., друг Жуковского и Мерзлякова, стоял, по отзыву современников, «на распутье всех дорого, ведущих к славе», но смерть слишком рано похитила его: он скончался на 23-м году от роду. Брат его Алекс. Ив. Имел обширные познания, серьёзный ум и симпатичный, общительный характер; он был одним из выдающихся деятелей конца царствования имп. Александра I. Младший из Тургеневых, Ник. Ив., был горячим поборником освобождения крестьян и автором известной книги «la Russie et les russes». Поразительно, но и в этом фундаментальном труде знаменитый род затмил собой одноимённое село, о котором здесь нет ни слова.

Как следует из церковной летописи, Тургеневы владели крестьянами одноимённого села, а также деревень Андреевки и Коровино до 1861 года (первым – Михаил Борисович, второй и третьей – Юрий Борисович и Леонтий Борисович). В 1855 году число домов и крестьян в селе уменьшилось по случаю его раздела между вышеозначенными братьями Тургеневыми, причём значительную часть крестьян вывели в деревню Андреевку.

ˆ««. 13

Примерно через 100 лет после основания села Леонтием Тургеневым по инициативе Петра Андреевича Тургенева в 1770 году был возведён деревянный Богоявленский храм. В 1854 году богомольный помещик Леонтий Борисович Тургенев произвёл частичную перестройку церкви. Он же пожертвовал икону Божьей Казанской Матери, точный список с чудотворной иконы.

Тургенев писал: «Ни к какой реке я того не чувствую, что к Волге; когда я плыву на хребте её… – я чувствую себя заволжским жителем и горжусь своей отчизной; для нас Волга вечно будет «река священнейшая в мире».

Особая забота о развитии села приписывается Андрею Ивановичу Тургеневу (1781 – 1803): здесь он построил фабрику, мельницы и заметно увеличил количество жителей. Правда, непонятно, как умерший в 22-летнем возрасте молодой человек, к тому же почти постоянно находившийся вдали от селения (Москва, Вена), успел сделать так много? Вероятно, это сделали либо его родственники, либо опытный управляющий. Андрей Иванович провёл в Симбирске и Тургенево только детские и отроческие годы.

В 1788 – 1797 годах в Тургенево жил Иван Петрович (1752 – 1807), отец А.И. Тургенева, известный масон и член Новиковского дружеского общества. Немало времени провели в родовом имении его младшие сыновья Александр (1785 – 1845) и Николай (1789 – 1871). Следует отметить, что, находясь вдали, они часто вспоминали Волгу, тургеневских крестьян и природные богатства своего края. Так, А.И. Тургенев писал: «Ни к какой реке я того не чувствую, что к Волге; когда я плыву на хребте её… – я чувствую себя заволжским жителем и горжусь своей отчизной; для нас Волга вечно будет «река священнейшая в мире».

Показательно, что в 1819 году Николай Иванович ликвидировал барщину, закрыл фабрику, уволив управляющего, а крестьянам передал землю, водоёмы, мельницы и выдал деньги для открытия кассы взаимопомощи.

ˆ««. 14

Сохранились отрывочные свидетельства о том, что в Тургенево приезжал один из крупнейших русских советских писателей Алексей Николаевич Толстой (1882, ст. стиль – 1945). Сначала мне была непонятна его связь с бывшим родовым дворянским гнездом. Но всё встало на свои места, когда я узнал, что он был сыном внучки Н.И. Тургенева, Александры Леонтьевны (1854 – 1906, писательница, литературный псевдоним Бостром). В 1902 году в Тургенево состоялось венчание Алексея Толстого и Юлии Рожанской, на котором присутствовала и Александра Леонтьевна. Думаю, что впечатления и воспоминания от заволжского имения наверняка использовались А.Н. Толстым при написании цикла повестей и рассказов о жизни усадебного дворянства (цикл «Заволжье», 1909 – 1911). Кроме того, они могли пригодиться и во время создания повести «Детство Никиты» (1917), посвящённой сыну писателя.

В начале 1900 года часть тургеневских земельных угодий арендовал на 2 года для сельскохозяйственных экспериментов известный русский писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852 – 1906). Были произведены массовые посевы мака, подсолнуха и чечевицы, отремонтирована и снабжена учебниками школа. Ещё в 1941 году в Тургенево хранился пожарный насос, подаренный писателем. Однако попытка ведения хозяйства по-новому потерпела крах. По мнению К.А. Селиванова, этот опыт Н.Г. Гарин-Михайловский описал в письмах «Несколько лет в деревне». Однако в письмах писатель рассказывал о деревне Юматово Самарской губернии (понятно, что название можно было переиначить), но главное – это существенные расхождения в хронологии событий. Впервые их опубликовали в журнале «Русская мысль» в 1892 году, хотя Гарин-Михайловский проводил эксперимент в Тургенево в начале 1900-х годов. Другое дело, если сведения о 1900 годе ошибочны (по крайней мере, в церковной летописи, как я проверил, до 1900 года о нём нет ни слова). В любом случае на примере указанного произведения можно проследить замысел писателя и результаты его нововведений.

Литературные произведения о Тургенево

Селу повезло не только с владельцами и чудесным природным окружением, но и в плане его упоминаний в литературных произведениях. Первое описание Тургенева и его окрестностей содержится в записях дневника известного русского экономиста и публициста, активного участника движения декабристов Н.И. Тургенева от 21 июля 1818 года (из Симбирска через Красный Яр и Андреевку он приехал в родовое имение): «…Наконец глазам моим представилась довольно красивенькая деревушка, среди степи, на кот[орой] не было видно ни одного дерева. Зная, что до Тургенева нет ни одного селения, я с удивлением увидел и спросил о сём явлении. Мне отвечали: «Это Андреевка»! Наконец я увидел Тургеневскую церковь, наконец и очутился в Тургенево. …Я не нашёл здесь весёлых лиц ни на мужиках, ни на бабах, ни на девках. Сегодня только на мельнице полюбовался тамошними жителями, одною или двумя семьями. Сегодня после обеда я даже ужаснулся, увидев несколько женщин, кот[орые] носят на лице печальные следы или распутства или неосторожности. Надобно взять против сего свои меры. Местоположение Тургенева совсем не весело, но я чувствую что-то приятное, находя себя в тени дерева, на траве и под своим деревом, на своей траве. Я несколько раз осматривал все комнаты нашего дома; некоторые предметы представляются в ином виде, другие точно в том же, в каком они оставались в моей памяти.

Я безпрестанно думаю об улучшении порядка, здесь существующего; главное неудобство, что крестьяне на пашне.

Сегодня я был у обедни. Ничто меня не веселило, потому что я не замечал на крестьянах и на дворовых людях вида благоденствия. Я безпрестанно думаю об улучшении порядка, здесь существующего; главное неудобство, что крестьяне на пашне. Сверх того с них собирают деньги, по 1 ½ р., и женщины делают холсты. Фабрика обременяет крестьян…». Далее почти на 3 страницах шли предложения Н.И. Тургенева по улучшению социально-экономического положения и условий жизни крестьян.

Владельцы села в письмах, написанных вдали от имения, часто вспоминали о Волге и Тургеневе. Первое подобное письмо относится к 1803 году.

Именно Благов впервые придумал и воплотил в стихотворную форму сюжет о том, что когда бульдозер разровнял подлежащее затоплению село и печку.

Если говорить о советском времени, то здесь в первую очередь следует сказать о В.Ф. Карамазове и Н.Н. Романове. Показательно, что второй был знаком с Н.Н. Благовым, который учился в тургеневской школе с 1942 по 1945 годы (а затем в крестово-городищенской). Насколько я знаю, именно о Тургенево у него ничего нет, но прекрасная волжская пойма, сельчане и многое другое наверняка служили источником вдохновения поэта и сюжетами его стихотворений. Именно Благов впервые придумал и воплотил в стихотворную форму сюжет о том, что когда бульдозер разровнял подлежащее затоплению село и печку, старик смирился с происходящим:

И он пошёл.
Оглядываясь с кручи.
Ещё совсем не разыгрался день.
Но оттого,
Что шла тропа всё круче,
Срезалась,
В ноги уходила тень

К сожалению, Николая Николаевича Романова (1941 – 2015) мало кто знает даже в Ульяновской области. Поэтому расскажу о нём подробнее. Он родился в селе Тургенево Чердаклинского района  Ульяновской области. Окончил Рязановский сельскохозяйственный техникум, а после армии – отделение журналистики Казанского государственного университета. Работал в редакциях газет «Приволжская правда» (Чердаклы), «Ульяновская правда», Ульяновском областном комитете по телевидению и радиовещанию и местном отделении Приволжского книжного издательства. Печатался в ульяновских газетах, журналах «Карамзинский сад», «Литературный Ульяновск», «Симбирскъ». Автор книги стихов и рассказов «Полюби и жалей» (2013). Член Союза русских писателей.

ˆ««. 30

Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй в волжское село был эвакуирован и жил в 1941 – 1944 годах будущий известный белорусский писатель Виктор Филимонович Карамазов.

В последней книге Романова есть сведения о Тургенево не менее чем в 9 рассказах, а также в 2 воспоминаниях о друзьях и соратниках, в том числе о Благове. Увы, последние годы писатель не мог найти средства на издание своих произведений, и книгу с большим трудом опубликовали тиражом в 100 экземпляров…

ˆ««. 31

Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй в волжское село был эвакуирован и жил в 1941 – 1944 годах будущий известный белорусский писатель Виктор Филимонович Карамазов. Его отец работал директором местной школы, а сам Виктор учился вместе с Благовым. Поскольку писателя, как и Н.Н. Романова, сейчас тоже толком не знают, приведу о нём краткую справку.

Виктор Филимонович Карамазов (род. в 1934, г. Чериков, ныне Могилёвская область, Беларусь) – белорусский писатель, сценарист, журналист. Лауреат Государственной премии БССР (1990), член Союза писателей СССР (1969).

Считается, что в изданных в 1992 году отрывках из дневника писателя «Бог с нами» Карамазова содержатся несколько абзацев, в которых говорится о жизни в эвакуации в Тургенево. Правда, название села в них не фигурирует, но упоминание барского парка, старой кирпичной школы, старой липовой аллеи и девочки-беженки из Ленинграда вроде бы указывает на него. Знакомство с Н.Н. Благовым открывало дорогу публикациям жившего в Белоруссии В.Ф. Карамазова на родине Ильича. В далёком 1981 году в газете «Ульяновская правда» напечатали его рассказ «В родном селе».

Евгений Бурдин