Возгорание произошло 29 августа в СИЗО-1 города Ульяновска в ходе ремонтных работ. В результате пожара в карцерном помещении с резиновой обивкой погибли четыре человека. После ЧП в Ульяновске правозащитники требуют проведения проверок соблюдения прав граждан в следственных изоляторах и законности существования «резиновых камер» в местах лишения свободы.

По официальной информации УФСИН России по Ульяновской области, после возгорания на место происшествия прибыла резервная группа учреждения, по тревоге был объявлен сбор личного состава УФСИН, прибыли сотрудники МЧС, бригады скорой помощи. Сотрудники СИЗО и МЧС вывели с места происшествия 32 человека во внутренний двор следственного изолятора. Пострадали трое сотрудников СИЗО, четверо осужденных и один обвиняемый. Они были госпитализированы в лечебные учреждения.

30 августа место происшествия посетили Уполномоченный по правам человека Ульяновской области Людмила Крутилина и представители общественной наблюдательной комиссии. Состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в ходе которого рассматривались вопросы ремонта после пожара, оказания медицинской и материальной помощи пострадавшим.

По предварительным данным возгорание произошло в результате нарушения техники безопасности при производстве ремонтных работ. Предъявлено обвинение по ст. 293 ч. 3 УК РФ временно исполняющему обязанности заместителя начальника учреждения ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области. Следствием установлено, что на него были возложены обязанности по коммунально-бытовому, интендантскому и хозяйственному обеспечению деятельности изолятора.

По информации прокуратуры Ульяновской области пожар произошел в помещении, где содержали людей, у которых происходил нервный срыв, в тот момент камера не эксплуатировалась. Ремонт делали двое осужденных. По предварительной версии кабель в камере вспыхнул, прорезиненный материал, которым были обиты стены, стал источать опасные вещества. Прокуратура проведет проверку, насколько законно использование данного типа материала в подобных помещениях, имели ли право осужденные вести такие ремонтные работы.

В связи с ЧП правозащитники Gulagu.net обратились в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Общественную палату РФ с просьбой взять ситуацию на контроль, помочь родственникам следственно-арестованных, а также инициировать кампанию общественного контроля за состоянием СИЗО и колоний в плане соответствия их пожарной безопасности и готовности личного состава к подобным ЧП.

СПЧ направил во ФСИН запрос, чтобы выяснить, в каких изоляторах есть «резиновые камеры».

«Произошедшее в СИЗО-1 не может не вызывать тревогу, поскольку были нарушены фундаментальные права человека — право на жизнь и сохранение здоровья», — заявила Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, которая выступила с официальным заявлением в связи с чрезвычайным происшествием в СИЗО-1. Серьезную озабоченность уполномоченного вызывают сведения о том, что пожар произошел в специальной оборудованной камере, предназначенной для успокоения буйных подследственных. По ее информации, наличие в следственных изоляторах таких камер не предусмотрено законом.

«Такого рода помещения созданы на основании инструкции, утвержденной приказом Минюста России, которой не предусмотрено оборудование таких камер окнами, водопроводом, туалетом, спальными местами и другим камерным оборудованием, — говорится в заявлении. — Специфической особенностью таких камер является наличие на всех внутренних поверхностях специального мягкого материала (резины), исключающего для содержащихся в них лиц возможность нанесения себе вреда. Не регламентировано также предельное время, в течение которого в указанных камерах могут содержаться люди. Насколько известно уполномоченному, данная инструкция имеет гриф ограничительного доступа «для служебного пользования». По мнению ведущих специалистов в области психиатрии, длительное содержание людей, страдающих психическими заболеваниями и находящимися в возбужденном состоянии, в таких условиях недопустимо и может повлечь лишь резкое ухудшение их состояния».

Уполномоченный обращается к Генеральному прокурору РФ с просьбой поручить провести прокурорскую проверку законности наличия таких помещений и обоснованности содержания в них подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Элла Памфилова обращается также к Министру юстиции РФ с просьбой поручить провести ревизию ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы на предмет их соответствия федеральным законам и Конституции РФ.