11 сентября в 17 часов в Музее изобразительного искусства ХХ – ХХI вв. открывается выставка Константина Эдельштейна «Иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Эдельштейн был одним из первых иллюстраторов романа: свои рисунки он создал в 1971 году, а впервые роман был опубликован в 1967–1968 гг. в журнале «Москва» (отдельной книгой вышел в свет в 1973 году, в ней не было иллюстраций).

df6b8efa9f18e5cb79293cfa48e2cf7f

В ульяновской экспозиции впервые представлены 63 иллюстрации по трем блокама: герои и Москва 1930-х годов; Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри и Ершалаим; бал, прощение и вечный приют.

Представленные иллюстрации поступили в собрание Ульяновского областного художественного музея в 2004 году благодаря активному содействию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Это первая коллекция в собрании ульяновского музея, включающая более 100 рисунков художника. Выставка входит в программу Представительства Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Ульяновске.

Выставка будет работать до 11 декабря 2015 года. Адрес: улица Льва Толстого, 51.

Для справки

Константин Витальевич Эдельштейн (1909–1977) – монументалист, живописец, график. Родился в Умани 7 ноября 1909 года. С 1927 по 1930 годы учился во Вхутемасе-Вхутеине у Л.А. Бруни, К.Н. Истомина, П.В. Кузнецова, М.С. Родионова, В.А. Фаворского, Н.М. Чернышева. В 1930–1934 годах занимался книжной иллюстрацией в издательствах «Детгиз», в редакции журнала «30 дней». С 1934 по 1957 годы работал в области монументального искусства сначала в мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР под руководством Л.А. Бруни и В.А. Фаворского, а после 1948 года – в системе Московского отделения Художественного фонда РСФСР. Оформлял Дворец пионеров в Калинине (ныне Твери), ряд павильонов на ВДНХ СССР, ресторан «Прага», Центральный стадион им. В.И. Ленина, Государственный ипподром в Москве. На творчество художника оказала большое воздействие школа Вхутемаса, к традициям которой он приобщал новое поколение художников 1960-х годов. В течение всей жизни он создавал станковые работы, отражающие суть так называемого «тихого искусства».

Известны литературные произведения Эдельштейна: теоретические размышления об искусстве, очерк «Живопись. Графика. Воспоминания», в котором художник выявляет тройственное существование произведения искусства: вовне пространства; внутри пространства и во времени. По просьбе А.Т. Твардовского Эдельштейн участвовал в переводе «Чумы» Альбера Камю. Будучи учеником и последователем великого русского художника-графика В.А. Фаворского, Эдельштейн оставил воспоминания о своём учителе. Среди учеников В.А. Фаворского были А.А. Дейнека, А.Д. Гончаров, В.Б.Эльконин.

В 1957–1975 годах Эдельштейн вновь обратился к графике, иллюстрировал журналы «Вокруг света», «Искатель», был художником в издательствах «Молодая гвардия», «Детская книга».

К.В. Эдельштейн был членом творческого объединения «4 искусства», с 1938 года – член Союза художников СССР. При жизни состоялось три персональные выставки в Москве (1946, 1956, 1977). Произведения К.В. Эдельштейна хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Ульяновском областном художественном музее, Государственном музее Каракалпакии им. И.В. Савицкого в Нукусе.

Фото и справка – фонд “Ульяновск – культурная столица”