Продолжаем публикацию серии фотографий Вильяма Каррика, сделанных в Симбирской губернии в 1870-е годы. Начало здесь

Каменская Ярмарка (в селе Подгорная Каменка). 1870-е годы.

Вильям (Василий) Андреевич Каррик (1827—1878) — шотландский и российский художник, первый представитель жанровой художественной фотографии.
В годовалом возрасте вместе с родителями приехал в Россию. Окончил Академию художеств в Петербурге. Познакомившись с фотографией, он увлекся ею, безукоризненно овладел техникой воспроизведения живописи и в 1876 г. получил звание фотографа Академии художеств.
Вся деятельность В. А. Каррика была посвящена созданию фотографий, показывающих жизнь крестьян и трудового городского люда. Он снимал простых крестьян и мастеровых, и это ему было интересно.
Английский прозаик Уильям Ралстон, знавший Каррика писал, что «каждый раз, когда какой-нибудь живописный простолюдин проходил мимо их окон, Каррик немедленно выскакивал на улицу и делал его портрет, чтобы добавить в свою галерею».
Фотограф мечтал о путешествии вглубь России. В 1871 году вместе помощником Мак-Грегором он отправился в путешествие по Волге до Симбирска. В этой экспедиции им удалось сделать серию необыкновенных фотографий крестьян – на ярмарках, деревенских праздниках, во время пахоты, сбора урожая, рубки леса или просто позирующих перед камерой.
В Симбирской губернии этнографы провели более месяца. Жили они в Сенгилеевском уезде в имении помещика Николая Соковнина. По воспоминаниям помещика, шотландцы работали с солнечного восхода до заката, без отдыха, часто производя до 25 негативов в день. Крестьяне, впервые видевшие фотоаппарат, не всегда понимали, чего от них хотят. Каррик просил своих героев надевать национальные костюмы, разыгрывать сцены из народного быта. Так многие эрзянские женщины на фотографиях Каррика одеты в национальные костюмы. Свои фото-сессии Каррик проводил в Карсуне и Сенгилее, в Починках и Сабаево. Много интересных снимков было сделано на реках Волге и Суре. На подводе, а то и пешком, с дорожной камерой и с походной лабораторией посещал села и деревни. Снимал виды, но главным образом бытовые сцены, семейные портреты и группы крестьян — русских, татар, чувашей, эрзи.
Летом 1875 года Каррик вновь поехал в Симбирскую губернию, но уже без Мак-Грегора (партнер Каррика умер в 1872 году). Остановился Каррик там же, на хуторе Нагорный у Николая Михайловича Соковнина. Сохранилось письмо Вильяма к матери, датированное 1 августа 1875 г. с обратным адресом: Симбирская губерния, хутор Нагорный, Николаю Михайловичу Соковнину. «Прошли по тем местам, которыми мы с Мак-Грегором любовались летом 1871 года, душа полна воспоминаниями… Вчера… отправились в соседнюю деревню, где я снял 12 удачных снимков. Домой вернулись к полудню и до обеда успели сделать ещё шесть негативов. Снимали крестьян на жнивье…». В эту поездку Вильям сделал ещё несколько сот фотографий.
Галерея Каррика «Русские типы», состоящая из 800–1000 фотографий, на международной выставке 1876 года в Лондоне произвела сенсацию. В 1876 году Каррику было присвоено звание «Фотограф Академии художеств» и предоставлена мастерская в здании Академии.
Из переписки Каррика известно, что летом 1879 года он собирался совершить ещё одну поездку в Симбирскую губернию, но скончался 11 ноября 1878 г. от воспаления лёгких.
Самая большая коллекция его работ (около 200 фотографий) хранилась в Лондоне у Фелисити Эшби, родственницы фотографа, и по завещанию была передана в Русский архив города Лидса (Англия). В нашей стране более 70 работ Каррика хранятся в отделе эстампов ГПБ им. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге. Сын фотографа художник-карикатурист Валерий Каррик распродал через магазины Дациаро и Аванцио «шкаф с негативами» своего отца. Таким образом, в нашей стране можно найти ещё немало фотографий замечательного фотографа-художника – создателя уникального «Симбирского цикла».

1

2

3

4

5

6

7

8

На Суре. 1870-е годы.

1

2

3

4