Священник Пётр Любимов, автор церковной летописи села, писал: «Храм в селе Тургенево деревянный, построенный во имя Богоявления Господня в 1770 году, с благословления высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа Казанского и Свияжского, иждивением и старанием прежде всего помещика того ж села секунд-майора Петра Андреевича Тургенева. О причине сооружения им сего храма, а равно о том, был ли какой храм в Тургеневе прежде существующего ныне, никаких письменных памятников и преданий не сохранилось. Известно только по преданию то, что он по внешности имеет тот самый вид, в каком был устроен первоначально. Несчастиям от пожара, а также разорению от бунтовщиков и набегов кочующих инородцев, по милосердию Божию, не подвергался».
1770 год как время строительства храма указывался и в церковных ведомостях (правда, иногда фигурирует 1771 год). Однако ульяновский краевед К.А. Селиванов ещё в 1946 году отмечал, что в 1693 году в Тургенево была выстроена церковь. К сожалению, источник он не указал. Думаю, учитывая время возникновения села (1670-е годы), вышеуказанная дата вполне допустима, хотя пока она носит предположительный характер.
В самой ранней дошедшей до нас церковной ведомости 1848 года говорилось, что Богоявленский храм был деревянным с такой же колокольней, однопрестольным и холодным. Забегая вперёд, отмечу: на последней фотографии перед затоплением села (1952 год) изрядно обветшавшая церковь небольшого размера под железной крышей и уже без колокольни также являлась деревянной. Священно- и церковнослужители проживали в деревянных домах на помещичьей земле. Несмотря на отсутствие постоянного оклада, их содержание было хорошим. Ближайшие храмы располагались в сёлах Кайбелы и Белый Яр соответственно в 11 и 16 км (в Коровино тоже был храм). В базе данных «Церкви и монастыри» ЦГАСО содержится информация о том, что бывший в приделе престол во имя Казанской Божией Матери, устроенный в 1858 году, в 1895 году упразднили, и при старом кладбище имелась приписная часовня, а в 1910 году в приход входили село Тургенево и деревня Андреевка.
В Богоявленском храме имелись опись церковного имущества 1820 года (составлена присутствующим Симбирского духовного правления Николаем Воронцовым), копии метрических книг с 1784 года (без 1788 года), исповедные росписи с 1824 года и другие документы.
Должность священника исполнял недавно прибывший учитель Сызранского приходского училища Пётр Соколов, а служившего до него священника Льва Иванова переместили в село Зимненки Карсунского уезда.
Диаконом с 1845 года был Максим Петров Невский, дьячком с 1847 года – Иван Афанасьев. Пономарём с 1845 года являлся Евстигней Васильев, до этого почти 4 месяца служивший в Кайбелах.
Церковная летопись донесла до нас информацию о многих служителях культа, причём особенно ценными являются сведения конца XVIII – начала XIX века. В специальном разделе о причте указывалось: «О лицах, составлявших причт Тургеневской церкви со времени открытия прихода до 1785 года, никаких актов не сохранилось. Из документов церкви только метрические книги восходят до 1784 года, но и в этом году на имена причта, совершавшего таинство крещения, нет никакого намёка. Вся годовая метрика помещена на 1/8 доле листа и содержит только запись родившихся. С 1785 до 1804 года на имена одних только священников, служивших при сей церкви, указывает надпись на заглавных листах метрических тетрадей; собственноручной же подписи, как священника, так и причта, нигде не видится до 1815 года. По таковым надписям выведен перечень лиц, составляющих местный причт. Вероятно, диакона при этой церкви не было до 1804 года, что можно видеть из того, что метрическая тетрадь давалась только священнику с причётниками; с 1804 года она выдавалась уже на имя священно-церковно-служителей. Так, на заглавном листе метрической книги за 1785 год находится следующая надпись: «Тетрадь, данная из Спасского духовного правления, Казанской епархии, Симбирского наместничества, Ставропольского уезда, села Богоявленского Тургенево священнику Иосифу Гаврилову с причётники на записку в ней родившихся, браком сочетавшихся и умерших, обоего пола людей».
Кроме храма, в селе было две часовни. Наиболее раннюю из них построили неизвестно когда в церковной ограде, она когда-то служила местом погребения некоторых лиц из рода Тургеневых.
Священник Иосиф Гаврилов состоял на должности при этой церкви до 1789 года, в который метрика уже подана от имени дьячка Никифора Иосифова за умертвием, как гласит надпись, священника. С 1790 до 1801 года на должности священника в селе Тургеневе состоял Алексей Макаров. С 1801 года до 1814 года священником был Михаил Петров. По сказаниям старожилов из прихожан, священник этот проходил должность благочинную, но с какого времени и сколько, неизвестно. С 1814 года до 1851 года в приходе этом священствовал Лев Иоаннов. В 1848 году при церкви сей открыты были два штата: на первый штат священником определён окончивший курс богословских наук в Симбирской духовной семинарии Пётр Александров Соколов, а Лев Иоаннов низведён на второй штат (в церковной ведомости 1848 года говорилось, что его перевели в Карсунский уезд – Е.А. Б.). В 1851 году он, Иоаннов, за слепотою, уволен был за штат и с этого времени второштатное священническое место снова было закрыто. Священник Соколов состоял на должности в селе Тургеневе до 1-го января 1853 года, а с 1-го января означенного года поступил сюда во священники Иоанн Стефанов Помряскинский. С 1815 года в метрической тетради в первый раз встречаются имена всего причта, который с этого времени состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря». Затем перечислялись имена и фамилии диаконов, дьячков и пономарей, служивших с 1789 по 1880-е годы.
Кроме храма, в селе было две часовни. Наиболее раннюю из них построили неизвестно когда в церковной ограде, она когда-то служила местом погребения некоторых лиц из рода Тургеневых, а во второй половине XIX века являлась местом усыпальницы умерших прихожан до истечения законного срока для погребения. Вторую, деревянную, возвели в 1858 году по инициативе Леонтия Борисовича Тургенева на приходском кладбище, для служения в ней панихид в положенные дни поминовения усопших.
Так как местами краска на святых иконах в иконостасе от давности испортилась до того, что не можно было различить лиц, изображённых на них святых угодников божьих; то, для исправления как оных, так и других ветхостей храма, местным священником Иоанном Помряскинским собрана была сумма до 980 рублей серебром.
В середине XIX века Богоявленская церковь подверглась частичной реконструкции: «На правой стороне трапезы есть придельный алтарь, устроенный во имя Казанской Божьей Матери в 1854 году тщанием и иждивением помещика приходской деревни Коровино Леонтия Борисовича Тургенева. Сей благопопечительный и замечательный своим усердием к божьему храму помещик, движимый состраданием к священнослужителям, совершавшим святейшую безкровную жертву с великим трудом во время зимних холодов, устроил означенный придел в трапезе тёплым. Внутри храма, по сказанию старожил-прихожан, не было не только никаких перемен, но и обновлений, современного устройства, до 1854 года. По построении в этом году придельного алтаря, начинается ряд перемен и поправок. Так как местами краска на святых иконах в иконостасе от давности испортилась до того, что не можно было различить лиц, изображённых на них святых угодников божьих; то, для исправления как оных, так и других ветхостей храма, местным священником Иоанном Помряскинским собрана была сумма до 980 рублей серебром. На эту сумму в 1858 году резьба на иконостасе позолочена была двойниковым золотом на гульфарбу; святые иконы на нём обновлены; внутренние стены храма, прежде обитые холстом, от времени обвисшим и изорвавшимся, обштукатурены; святые иконы в прочих местах храма тоже исправлены, а в 1859 году выкрашены масляною краскою и наружные стены с крышею. Желая дать своему приходскому храму большее благолепие, тот же священник в 1864 году собрал от прихожан снова до 900 рублей серебром и на сумму эту вызолотил всю резьбу на иконостасе червонным золотом на полимент, столярную на нём работу выкрасил кармином, устроил по обоим сторонам в настоящей церкви иконостасы с полиментною же червонным золотом позолотою, а на левой стороне трапезы сделал иконостас для хранения внутри его ризницы и церковных сумм».
Было несколько таких случаев, что почувствовавший в себе первые признаки этой странной болезни, через 4 или 5 часов после того делался жертвою смерти.
Далее в церковной летописи приводится подробное описание внутреннего убранства храма. Отмечается, что в приходе особенно почитается находящаяся в придельном иконостасе икона Божьей Казанской Матери, точный список с чудотворной иконы (пожертвована Л.Б. Тургеневым). Она составляла необходимую принадлежность во время всех крестных ходов и общих молебнах. Летопись приводит следующий случай знамения покровительства Царицы Небесной жителям Тургенева: «8 сентября 1866 года появилась в здешнем селе эпидемическая болезнь холера. С особенною силою и быстротою поразила она жителей 14, 15 и 16 числа того же месяца. Было несколько таких случаев, что почувствовавший в себе первые признаки этой странной болезни, через 4 или 5 часов после того делался жертвою смерти.
Крестьяне, устрашённые таким грозным наказанием божием за свои грехи, пришли с молитвою к Господу и Пречистой Божией Матери об избавлении их от этого страшного бича. 17 числа была отслужена в приходском храме литургия, при которой присутствовали едва ли не все прихожане. По окончании литургии и общественного молебна с водоосвящением предместною придельною иконой Казанской Божьей Матери совершен был крестный ход вокруг всего села, в преднесении означенной святой иконы Богоматери и окроплены святою водою все места, по которым направлялось крестное шествие. С этого же дня не только не было уже вновь заболевших холерою, но даже все поражённые ею до молебствия, получили облегчение, а на другое день совершенное здравие».
«совершилася сия святая церковь Господня во имя Богоявления году 1770 месяца июля 1 дня».
Также в храме хранилась такая реликвия, как изданное в 1779 году напрестольное Евангелие в серебряном окладе весом 22 фунта (около 10 кг). На предалтарном иконостасе была специально сохранена следующая резная из дерева надпись: «совершилася сия святая церковь Господня во имя Богоявления году 1770 месяца июля 1 дня».
Как видно из текста церковной летописи, священник Иван Помряскинский приложил немало усилий для улучшения храма. Его же стараниями 19 ноября 1864 года (по старому стилю) в Тургенево открыта школа при церкви. Сначала она помещалась в квартире священника, а в 1865 году разместилась в доме церковного сторожа и наконец в собственном доме Помряскинского, выстроенной специально для этого. Причём священник не только вёл занятия в школе, но и содержал её на личные средства. Думаю, он заслуживает того, чтобы рассказать о нём подробнее. Итак, Иван Степанович (Иоанн Стефанов) Помряскинский после окончания Симбирской семинарии 17 декабря 1852 года был рукоположен в священника прямо к Богоявленской церкви Тургенева. В апреле 1860 года за усердное служение и честное житие его наградили набедренником, а в сентябре объявили архипастырскую благодарность за катехизическое преподавание Закона Божия прихожанам. С января 1867 года он проходил должность благочинного, а в мае этого же года за отлично-ревностное служение был награждён фиолетовой скуфьей. Показательно, что через 16 лет, в 1869 году Помряскинского возвели в сан протоиерея и перевели в г. Ставрополь. На его место поступил Пётр Любимов, автор тургеневской церковной летописи. Конечно же, потомки тургеневцев не должны забывать их имена.
Церковная летопись не замыкается сведениями только о Тургенево, в ней есть немало информации о ближайших селениях – Андреевке и Коровино.
В храмовой библиотеке хранилось 47 наименований книг и журналов религиозного содержания. Церковная летопись не замыкается сведениями только о Тургенево, в ней есть немало информации о ближайших селениях – Андреевке и Коровино.
Драматическое событие, связанное с храмом, произошло 15 апреля 1883 года. В 11 часов вечера раздался набат (специальные удары в колокол для сбора населения) и народ стал быстро собираться у Богоявленской церкви. Наружная дверь здания была приоткрыта, замок сбит, а пробой сильно измят и повёрнут в сторону. К счастью, воры не успели взломать внутренний замок второй двери и проникнуть в помещение. Из документа непонятно, кто же испугал грабителей и предотвратил кражу ценных храмовых предметов – сторож или случайный прохожий?
В 1893 году, из-за ветхости была разобрана колокольня, под неё выложили новый фундамент, заменили гнилые брёвна и собрали опять.
В 1888 году крестьянин деревни Андреевка Ксенофонт Лазарев выписал для приходской церкви икону Божией Матери Скоропослушницы из Афона, а также из Москвы киот хорошей столярной работы, обложенный красным деревом и с позолотой внутри (на общую сумму до 85 рублей серебром).
Через 5 лет, в 1893 году, из-за ветхости была разобрана колокольня, под неё выложили новый фундамент, заменили гнилые брёвна и собрали опять. Кроме того, сложили новую печь. На это потратили 642 рубля, причём более 100 рублей вложил церковный староста Борис Михайлович Тургенев. Вообще храм по мере необходимости прихожане ремонтировали и снабжали недостающей утварью.
Последний просмотренный мной дореволюционный церковный документ относится к 1910 году. В ведомости отмечалось, что храм деревянный, тёплый, вмещающий до 700 человек и огорожен деревянным забором. Колокольню в 1893 году перестроили. Также при церкви имелось старое и новое кладбища, окопанные канавами, и караульный дом. Антиминс на единственный престол во имя Богоявления Господня был выдан в 1891 году.
Принадлежащая храму земля площадью 33 десятины являлась песчаной, а причт жил в деревянных домах, сооружённых тщанием прихожан Тургенева и Андреевки в 1883 году, причём дом псаломщика требовал основательного ремонта.
В храмовой библиотеке находился 151 том книг для чтения, состоявших из 120 названий. В описываемое время в Тургенево работала земско-общественная школа, а в Андреевке – церковно-приходская. Старостой при церкви с 1905 года состоял крестьянин Максим Гусев.
Должность священника с 1899 года занимал Пётр Козьмин Тихов (в 1886 – 1899 служил в храмах Старой Майны, Красного Яра, Белого Яра и Никольского-на-Черемшане). В некоторых указанных поселениях он являлся заведующего и законоучителя церковно-приходских школ и законоучителя земской школы. С 1899 года П.К. Тихов был законоучителем земской школы Тургенева и заведующим церковно-приходской школы Андреевки. За ревностное служение вере священник несколько раз награждался: в 1893 году набедренником и в 1906 скуфьей. За отчётный год он произнёс 60 поучений собственного сочинения.
Псаломщиком с 1881 по 1899 годы и затем с 1902 года был Иван Алексеев Подбельский. Интересно, что его старшая дочь Любовь (19 лет) состояла учительницей в местной церковно-приходской школе.
Увы, сведения о советском периоде истории Богоявленского храма крайне скудны и отрывочны. Впрочем, в отличие от многих других селений, до нас дошли две его фотографии первой половины 1950-х годов.
«Лысов недавно кричал на собрании словами: «Советская власть насильно закрыла в нашем селе церковь и в этой церкви открыла клуб. Нам нужно клуб закрыть, так как он нам не нужен, а нужен только для коммунистов и комсомольцев. Нам же нужно в этом клубе вновь открыть церковь».
Репрессии 1930-х годов не обошли стороной и тургеневцев. 7 декабря 1937 года Чердаклинским райотделом НКВД было начато и 23 декабря того же года закончено дело № П-5647 «Об антисоветской агитации, проводимой некоторыми жителями с. Тургенево Чердаклинского района». По нему священника Александра Виссарионовича Бельского приговорили к расстрелу (первый раз получил срок в 1930 году, но в 1933 по инвалидности его освободили), а мирянина Алексея Владимировича Лысова – к заключению в концлагерь сроком на 10 лет. Причина была простой – они активно боролись за открытие превращённого в клуб храма. Председатель Тургеневского сельсовета сообщал следователю: «Лысов недавно кричал на собрании словами: «Советская власть насильно закрыла в нашем селе церковь и в этой церкви открыла клуб. Нам нужно клуб закрыть, так как он нам не нужен, а нужен только для коммунистов и комсомольцев. Нам же нужно в этом клубе вновь открыть церковь». А.В. Бельский проживал и служил священником в селе с 1914 года. Оба осуждённых были реабилитированы в 1989 году Ульяновской областной прокуратурой.
В 1953 году церковь разобрала наёмная бригада и перевезла в Андреевку под клуб, который позже тоже сломали и брёвна использовали при строительстве свинарника.
Интересную и довольно-таки подробную информацию о церкви и селе удалось узнать от бывшего тургеневца, а ныне жителя Андреевки Владимира Николаевича Лысова (1937 г.р.): «Тургенево основали в конце 18 века дворяне Тургеневы (не писатели, а будущие декабристы). Храм в селе был деревянный, его начали рушить в 1930 году (наши мужики, активисты – один из них упал, повредил ногу; их было 4 человека, все они умерли рано) – тогда сломали только колокольню, а церковь переделали под клуб. Конечно, многие сельчане негодовали. Большая церковь, исключительно прочная, крепкая. В 1953 году её разобрала наёмная бригада и перевезла в Андреевку под клуб, который позже тоже сломали и брёвна использовали при строительстве свинарника. Утвари к этому времени уже не осталось, часть икон разобрали по домам ещё в 1930 году. Тургеневу очень повезло в священниках – они были умными, рассудительными. Один из них, Тихов Пётр Кузьмич (после него был священник Молдаванцев), умер в 1920-е годы, его похоронили около церкви, поставили деревянный дубовый крест (он упоминается в церковной ведомости 1910 года, служил в селе с 1899 года – Е.А. Б.). Позже его спилили, остался обломок (остаток). Последний священник – Знаменский, служил недолго. Все о них говорили уважительно».
Интересная информация о храме есть в рассказе Н.Н. Романова «Босиком по облакам»: «Школа эта была ни чем иным, как дворянским домом, недалеко от неё стояла отличная церковь, в ней венчался сам Алексей Николаевич Толстой. Напротив клуба стояло большое здание правления колхоза «Светлый путь», бывший дом попа. Между церковью и школой стояли разлапистые сосны, было много одичавшей сирени, уходила она к Яру».
В настоящее время в Андреевке располагается небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что здесь никогда не было своего храма, местные жители отличались набожностью. В церковные праздники бабушки молились по очереди в своих домах. В 1990-е годы в села Калмаюр построили храм – в то время единственный на весь район (это была уступка райкома партии народу). Но поездки на службу представляли немалую трудность, поэтому встал вопрос о собственном храме. В 1995 году директор Андреевской школы Анатолий Викторович Ефимов познакомился с секретарём тогда ещё Ульяновской и Димитровградской епархии протодьяконом отцом Алексием (Алексей Владимирович Скала). С этого времени между ними началась не только дружба, но и работа по созданию прихода в Андреевке. Председателем приходского Совета избрали А.В. Ефимова. По благословению владыки Прокла в 1997 году был получен Устав приходского Совета «Рождества Пресвятой Богородицы», и уже через полгода колхоз «Россия» передал 2/3 здания бывшего правления колхоза приходу. За 2 месяца здание переоборудовали под молельный дом. В этой работе приняли участие большинство жителей Андреевки. В сентябре на праздник Рождества пресвятой Богородицы был освящён престол и получен антиминс. С этого времени началось постоянное богослужение в храме. Если первые три года священники были приезжие, то с 2000 года уже 15 лет служит протоиерей отец Максим. К нему постепенно и перешло руководство приходским Советом.
Природная колыбель
Самое раннее описание тургеневской природы, хотя и краткое, даётся в церковной летописи: «Село лежит на луговой стороне, с северной стороны его идёт хребет так называемой Лысой горы, а на восточной стороне тянутся лесные дачи помещиков. Приходские же деревни лежат на степной местности, около левого берега речки Калмаюрка».
«Вы разбередили мне душу» – первая реакция старожила на мой вопрос, какая там была природа.
Более подробно говорится об уникальном ландшафте, в котором располагалось Тургенево, в материалах школьного музея с. Андреевка, которые с некоторыми изменениями я привожу далее. К югу находился лес, который близко подходил к селу. На востоке лежала низина с небольшими озёрами, болотами и березняком, всё это подходило к Горновским горам. Пойма использовалась под пастбища. С севера к селу подходил небольшой участок леса «осокорьник», между ним и Тургеневым стояли животноводческие фермы. Между Волгой и селом к западу были заливные луга, которыми пользовались многие колхозы и совхозы района. Кроме множества съедобных трав участками встречались кустарники и леса. Весной после таяния снега луга заливались волжской водой. В некоторые годы вода подступала к Тургенево с двух сторон – с запада и юга. В конце мая с окончанием половодья, на месте разлива начинали расти травы. Вид был очень живописный.
Село находилось «как у Христа за пазухой» – со всех сторон его окружали замечательные природные богатства.
В.Н. Лысов вспоминал: «Село Тургенево располагалось в изумительном природном месте («Вы разбередили мне душу» – первая реакция старожила на мой вопрос, какая там была природа – Е.А. Б.), со стороны Волги, то есть с запада – огромные площади лугов (а также лес, кустарник), с юга – лес (разнолесье, хвойные, лиственные деревья, потом хвойные), с севера и востока – левобережные горы. В селе было 6 улиц (макет в школьном музее сделан по моим воспоминаниям), 3 пруда, сделанных до революции (рыбные запасы, обеспечивали село водой и противопожарная безопасность). Места были болотистые. Село находилось «как у Христа за пазухой» – со всех сторон его окружали замечательные природные богатства».
К северу от села вдруг показалось красное пятно на небе, потом из этого пятна мало по малу стали выделяться бело-розовые полосы. После этого пятно начало увеличиваться в объёме, а к востоку от него также начало показываться другое такое же, а потом третье.
Если почитать церковную летопись, то в ней можно обнаружить несколько необычных природных явлений и катаклизмов, которые происходили в окрестностях Тургенева. Приведу самые интересные из них.
1. 1870 год. «12 и 13 октября тотчас после вечерней зари замечено было, что к северу от села вдруг показалось красное пятно на небе, потом из этого пятна мало по малу стали выделяться бело-розовые полосы. После этого пятно начало увеличиваться в объёме, а к востоку от него также начало показываться другое такое же, а потом третье. Долго мы любовались этим явлением, не зная, впрочем, что это такое. Многие любопытные, собравшиеся посмотреть, начали объяснять, разумеется, каждый по-своему, причину этого явления. Так многие говорили, что это явление предзнаменует гибель помощников царя, будто бы, созывает их в Питер для повышения за утеснения крестьян землёй. Другие, более образованные, говорили, что солнце имеет способность через известное число лет уклоняться от своего пути. И вот, закончившись, оно отступило, или удалилось от Земли, и свет от лучей его отражается на небе. Между прочим, это было просто северное сияние».
Работа в поле закипела, как вдруг в начале сентября хлопьями повалил снег, ударили морозы и таким образом положили конец работам, далеко ещё не кончившимся.
2. «1875 год – исключительный год и надолго останется в памяти прихода. По отзыву старожила нынешний год, равно как и прошедший, год небывалый; с той только разницей, что прошедший год – небывалый по-хорошему (можно сказать обильному) урожаю хлебов; а нынешний по совершенно другой причине. Никому не на память, чтобы был ещё такой же обильный урожаями, как нынешний, никто не помнит, чтобы каждый день, хоть маленько, не спрыснул дождь, начиная с весны и кончая осенью. А сильных дождей, даже граду, в нынешнем году было очень много. Хлебные всходы, радовавшие хозяев, чуть было не погибли от сильных дождей. Поэтому и урожай хлебов посредственный. Но вдруг приход дождей кончился. Хозяева, обрадовавшись хорошему времени, бросились в поле оканчивать свои работы. Работа в поле закипела, как вдруг в начале сентября хлопьями повалил снег, ударили морозы и таким образом положили конец работам, далеко ещё не кончившимся. Хозяева ещё пока не унывают, – они думают, что снег немножко попугает их и ждут, что вот-вот снег сойдёт, и они соберут оставшийся в поле и засыпанный снегом свой яровой хлеб. Но снег не пугал их, а засыпал их оставшийся в рядах хлеб все более и более. А мороз между тем делал свое дело: он продолжал строить ледяные мосты. Его могучей силе покорилась и Волга-матушка: видят крестьяне, что хлеб их остался зимовать под снегом и повесили носы. Собрав свои нехитрые зимние экипажи, крестьяне, по свежему снежку, отправляются за снопами. Работа кипит, всюду видны целые обозы со снопами. При хорошем морозе ходко пошла и молотьба, но ненадолго. В середине октября сильная оттепель прекратила на время всю работу. Снегу в два-три дня как не бывало. Волга прошла. Но и оттепель стояла недолго. Морозы сменили её, снегу нет. Езда совсем прекратилась. Все с нетерпением ждут снегу и опасаются за озимые. Ожидания крестьян, наконец, исполнились. 10 ноября пошёл сильный снег и в два-три дня завалил всю землю. Волга встала около 20 ноября.
Евгений Бурдин