Политический обозреватель МИА «Россия Сегдня» Ростислав Ищенко рассуждает о привлекательности Донбасса для современной России, о возможности увеличения русского населения РФ, о том, что историческое воссоединение русского народа сулит Русскому Миру сплошные блага.

Российское государство строилось как многонациональное еще со времен Древней (домонгольской) Руси. Тем не менее, при общем равенстве народов, народностей и этнических групп, населяющих территорию современной России, государствообразующим являлся триединый русский народ (в составе великороссов, малороссов и белорусов).
Сейчас территории, населенные малороссами и белорусами отпали от общего массива русских территорий. Местная элита, получившая в свое распоряжение новообразованные государства приступила к формированию соответствующих наций и даже достигла на этом пути некоторых успехов. Однако, значительное число белорусов и малороссов не желает становится литвинами и украинцами, сохраняя свою общерусскую идентичность. Кроме того, на территориях современной Украины проживали и все еще проживают миллионы великороссов, подвергающихся насильственной украинизации.
С другой стороны, процент русского населения в собственно России неуклонно сокращается. Пока это сокращение не критично, но лет через двадцать вопрос об этническом характере, религии и культурных традициях русского государства может оказаться вовсе не праздным. Причем речь идет не о смене самоидентификации государствообразующего народа, как, например, в 988 году, когда языческая Русь стала православной. Угроза состоит в том, что государствообразующий народ может оказаться национальным меньшинством в собственном государстве.
А это уже угрожает как стабильности, так и самому существованию Российской Федерации. Здесь есть две проблемы:
1. В то время, как государствообразующий народ становится национальным меньшинством, государство еще долгое время, по инерции опирается на его культуру и традиции. Это вызывает ощущение несправедливости у представителей других народов. Возникает логичный вопрос: «Если нас больше и мы живем на своей земле, то почему мы должны вписываться в чужие традиции?» Кстати, именно это противоречие сделало непреодолимым раскол между западной и восточной Украиной. В то время, как составляющие численное меньшинство населения галичане пытались навязать всей Украине свою культуру, свою историю и свои традиции в качестве общенациональных, великорусское население юго-востока и малороссийское центра Украины никак не могло понять с какой это радости они, составляющие большинство населения, должны подчиняться чужим традициям только из-за того, что вдруг на месте провинции Российской империи или СССР, в результате какой-то чудовищной геополитической ошибки появилось украинское государство. В тот момент, когда нерусские и неправославные народы составят явное большинство населения РФ они, совершенно объективно будут воспринимать ситуацию так же, как воспринимали ее русские на Украине. Естественно, что при этом русские будут возмущены тем, что представители народов, для которых русское государство многие века являлось спасительной гаванью, оберегая их от истребления или ассимиляции претендуют на право менять культурный код данного государства по своему произволу. Повод для взаимных обид и разрушительного внутреннего конфликта готов. И каждая сторона будет уверена в своей правоте.
2. Мне уже доводилось писать, что только Россия смогла создать имперское государство, построенное не на подавлении малых народов и не на их ассимиляции, а на конвергенции, на интеграции в общее пространство, где всем жить комфортно. Но именно подавляющее численное преимущество русского народа в российском государстве было гарантией данной межнациональной идиллии. Достаточно окинуть взглядом бывшие земли Российской империи, отделившиеся от СССР, чтобы понять, что происходит с теми территориями, на которых русский народ утрачивает статус государствообразующего. Гражданские и межгосударственные войны на Кавказе. Гражданские войны в Молдавии (Приднестровье), на Украине, в Таджикистане (условно затихшая), гражданские конфликты в Киргизии и Узбекистане. Вымирающие прибалтийские этнократии. Только Казахстан и Белоруссия, сохранившие и развивающие максимально прочные интеграционные связи с Россией, избежали крупных неприятностей. Сейчас, при всех сложностях и проблемах, незавершенности и несовершенстве постсоветской системы власти в России, русский народ по умолчанию рассматривается как арбитр и гарант существующего межнационального равновесия. Между тем, еще в XVII веке, когда по всей Сибири вплоть до Тихого океана уже стояли городки и остроги с русскими служилыми людьми, местные народы и племена вели увлекательную войну всех со всеми. Слабых вытесняли дальше к северу, сильные пробивались южнее. Пример республик Северного Кавказа, территорий входящих в состав Российской Федерации, убедительно показывает, что критическое сокращение числа русских в национальных образованиях (а Чечня – 2% русского населения, Ингушетия – 1% и Дагестан – 4%) приводит к реновации старых и возникновению новых межнациональных, межплеменных и родовых конфликтов.
Таким образом, снижение численности русского народа ниже критического предела приведет к дестабилизации и разрушению Российской Федерации, вопреки объективным интересам всех народов, в ней проживающих. Многие народы в результате этого процесса могут вообще исчезнуть как таковые.
Чтобы понять общую динамику изменения численности населения РФ обратимся к данным относительно благополучного 2012 года. Это был третий год демографического роста, начавшегося в 2010 году. Самая низкая после 1985 года отметка была достигнута в 2009 году, когда численность населения РФ составила 141 903 979 человек. В 2012 году в России проживало уже 143 056 383 человека (грубо, на миллион больше, чем в 2009). К 2013 году население России увеличилось еще почти на 300 тысяч человек. Большая часть прироста была обеспечена позитивным миграционным сальдо, но и было отмечено и минимальное (20 000) превышение рождаемости над смертностью, то есть, в 2012 году численность населения России впервые выросла не только за счет миграции. Но откуда взялись эти 20 тысяч? Численность русского населения сократилась на 88 000 человек, в то время, как численность населения других национальностей возросла на 108 000 человек. Отрицательное сальдо 196 000 не в пользу русского народа.
Прогноз рождаемости до 2030 года не дает оснований для оптимизма. Регионами с наивысшей рождаемостью с высокой вероятностью останутся Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Республика Дагестан, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Ненецкий автономный округ, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Калмыкия. В то время, как регионами с наиболее низкой рождаемостью к 2030 будут: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Тульская, Воронежская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская области и Республика Мордовия.
Итак, в ближайшие 15 лет у нас очень мало шансов переломить ситуацию с постепенным снижением численности русских в России за счет естественного прироста. Между тем, только с 1989 по 2010 год русских стало на 8 миллионов меньше. К этому можно добавить еще 2 миллиона, на которые в России стало меньше украинцев (то есть, по факту тех же русских).
Однако численность населения меняется не только за счет естественного прироста, но и за счет миграционных потоков, а также за счет присоединения новых территорий. Например, за тот же период (с 1989 по 2010 год) в России в два раза увеличилась численность узбеков и в полтора раза таджиков. Это изменение достигнуто за счет миграции.
В то же время, вместе с Крымом Россия получила 1 миллион 900 тысяч населения. Из них менее 300 тысяч татар и 1 400 000 русского населения (русские, украинцы, белорусы). Один дополнительный миллион русских – беженцы с Украины (как из Донбасса, так и из центральных и Южных регионов). Из них примерно 5-я часть уже получила гражданство или находится в процессе получения.
Таким образом, всего за год страна получила почти 2,5 миллиона дополнительных русских. Причем потенциал восполнения демографических потерь из данного источника сохраняется. С ухудшением экономической ситуации и усилением нацистского террора должна будет усиливаться миграция из центральных и южных областей Украины. Конечно, не все несогласные с политикой официального Киева захотят и смогут уехать, но еще на миллион мигрантов можно смело рассчитывать.
Однако, гораздо выгоднее принимать русское население вместе с территориями. Количество русских беженцев с Украины сопоставимо с количеством русских, вернувшихся в Россию вместе с Крымом. Но в Крыму требовалось только поменять документы и наладить управление, а многие беженцы оказались без средств к существованию и их обустройство легло на плечи федерального и местных бюджетов, а также волонтеров, собирающих и доставляющих гуманитарную помощь. И многие из них все еще не устроены.
В связи с этим хочу напомнить о Донбассе. В Донецкой и Луганской областях проживало на начало 2014 года около 7,5 миллионов человек. В отличие от Крыма там не было большой татарской общины, то есть численность русских Донбасса превышала численность русских Крыма не только в абсолютном, но и в процентном (если считать вместе с паспортными украинцами) исчислении. На территориях, подконтрольных ДНР/ЛНР осталось около 4,5 миллионов человек. За год войны многие стали беженцами, но ориентировочная численность населения республик и сегодня составляет 3-3,5 миллиона человек, а вместе с оккупированными Киевом районами ДНР/ЛНР достигает 5 миллионов человек.
При этом ДНР/ЛНР практически и так высокими темпами интегрируются в Россию. Экономика, валютная система, система образования, силовые и административные структуры – все завязано на РФ. Без этого республики просто не выживут. Точно так же нет никакого сомнения в том, что населению республик в ближайшее время начнут выдавать и российские паспорта. Иначе просто миллионы людей останутся без документов, но не перестанут от этого рождаться, жениться, умирать, а главное пересекать границу Российской Федерации. То есть, проблема, которую создадут России беспаспортные граждане ДНР/ЛНР не идет ни в какое сравнение с проблемами, которые может вызвать паспортизация этого региона.
Киев обещает начать военную операцию по зачистке Донбасса, а Захарченко обещает освободить оккупированные Киевом территории республик. Как видим, планы совпадают. Порошенко осталось только начать боевые действия и территории (а также численность населения) ДНР/ЛНР может резко возрасти.
Ну а если республики будут экономически, финансово и административно интегрированы в Россию, если населены они будут российскими гражданами (после паспортизации), останется только провести референдум и численность русского населения России увеличится еще на 3,5-5 миллионов человек. В сумме с Крымом и с беженцами, это позволит полностью компенсировать 8-миллионные потери русского населения в период между 1989-2010 годами, а общую численность населения России довести до 150 миллионов человек (на полтора миллиона больше, чем было на пике роста в 1995 году).
Население Донбасса получит будущее (без необходимости покидать родные дома), а Россия несколько миллионов совсем для нее не лишних русских православных граждан.

СОЮЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, УЛЬЯНОВСК