Наверное, многие из тех, кто когда-либо слышал о мистической трагедии на перевале Дятлова, мечтали там побывать. Студент первого курса автомеханического техникума УлГУ Кирилл Старостин ничего мистического в этом месте не увидел, да и конечной точкой его двухнедельного автомобильного путешествия на Северный Урал планировался вовсе не перевал, а плато Маньпупунёр.

– Раньше вместе с членами ульяновского клуба “УАЗ Патриот” мы ездили в небольшие экспедиции по области, потом стали забираться все дальше и дальше, – вспоминает Кирилл. – Друзья рассказали, что люди бывают на перевале Дятлова. Начали искать информацию и узнали о горе Отортен, а потом и о Маньпупунёре. Решили отправиться именно туда. Меня взяли как штурмана и механика. Два месяца мы усиленно готовили машину. Каждый день что-то варили, сверлили.

Наш экипаж состоял из четырех человек. Выехали из Ульяновска 15 августа и в первый же день преодолели полторы тысячи километров – до населенного пункта Ивдель. Там мы встретились с единомышленниками из Екатеринбурга. Они, как и мы, ехали на “Патриоте”. К нам присоединились три машины и один квадроциклист (о встрече с ними и совместной поездке мы договорились заранее, в Интернете). После Ивделя дорог уже не было. До базы Ильича добирались по бездорожью.

Через день мы “взяли” перевал Дятлова, а после него – ледник. Это огромный кусок льда, через который течет ручей. Нашей конечной точкой было плато Маньпупунёр. Столбы выветривания, находящиеся на нем – одно из семи чудес России. Около двухсот миллионов лет назад на их месте были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали слабые породы. Остались только скалы, они пострадали меньше и сохранились до наших дней. До них можно добраться только через перевал Дятлова. А от перевала дорога идет по горам. После того, как мы “взяли” ледник, сильно ухудшилась погода. За два дня мы проехали всего два километра – было еще две серьезных поломки. Ливень, ураган, временами шел и снег. Нашей следующей точкой стала Стена – тридцатиградусный подъем, на который невозможно заехать на машине. Только с лебедками. “Взяли” и Стену. На исходе бензин, запчасти, время, а до плато оставалось около семидесяти километров. Шел восьмой день экспедиции, и мы понимали, что уже должны были быть в этот день на Маньпупунёре. Оказалось, что с базы Ильича нам дважды пытались привезти запчасти. В первый раз на квадроциклах ребята заехали за перевал Дятлова и у них сломалась вся техника. Во второй раз поехали уже на “Патриоте”, но и он сломался. Они встали на ночлег, а утром к ним заглянули медведи.

Запчасти нам все-таки привезли, мы отремонтировали машину и всей группой вернулись на базу Ильича. Нам повезло с погодой. В горах все зависело от нее. Если облака низко – ничего не видно из-за тумана, если они с дождем – поднимается ветер, размягчается глина. Условия суровые. Но в Ульяновск мы вернулись на своей машине, своим ходом. Испытали и себя, и технику.

– Вот и не верь в мистику этих мест и в то, что природа сопротивляется вторжению человека в ее владения. Не страшно было ехать на перевал Дятлова?

– На самом деле в этом месте нет ничего необычного. И тайга не показалась мне пугающей. Елки, с деревьев свисает мох… Лес практически непроходимый, но там, где мы ехали, шла дорога. Очень плохая. Встречались следы медведей, диких зверей – кроме них мы ничего страшного не встретили. Один раз проезжали перевал в полнолуние в двенадцать ночи, но и это не было страшно. О трагедии на перевале Дятлова напоминают только табличка и дневник, в котором отмечаешься, когда проезжаешь это место. Мы ночевали в двух километрах от перевала только потому, что в горах останавливаться не было смысла – туман, ветер. Остались в низинах.

– А из-за частых поломок не возникало паники?

– Паники не было, все-таки мы занимаемся этим уже давно. Я начинал занятия автоспортом еще с отцом: я штурман, он пилот. Мы участвовали в гонках, но по большей части просто путешествовали по области, искали труднодоступные места. У нас была экспедиция “Волжский путь” – проехали около 1200 километров вокруг Ульяновской области, почти по всем районам. Путешествовали с клубом в Крым, по заброшенным селам Ульяновской области. Даже собирали машину и на ней ездили на гонки. Сейчас продолжаю участвовать в ульяновских соревнованиях по трофи-рейдам.

Поломок было много, но главные затруднения вызывала погода. Бездорожье зависит от нее. Если в горах идет дождь, то ехать почти невозможно.

– Что вы брали с собой в экспедицию?

– С одеждой совсем не угадали. Два месяца занимались подготовкой, но про одежду как-то не думали. Рассчитывали, что там будет около пятнадцати градусов. В итоге мы вообще не снимали дождевики, постоянно ходили в этих целлофановых пакетах. Одежда там нужна, наверное, горнолыжная. Нам приходилось тяжеловато. Мылись в семиградусной воде горной реки. Температура окружающей среды была почти такой же. Сидеть на месте нельзя, разве что только у костра. Восемь дней мы ели макароны с тушенкой, один день была гречка и еще один день – плов.

…В следующем году планируем поехать туда вновь и все-таки добраться до плато Маньпупунёр. А у клуба скоро будет новая экспедиция “Затерянный мир” – по заброшенным местам Ульяновской области.

– Наверное, в автомеханическом техникуме чувствуешь себя на своем месте?

– Я интересуюсь машинами, наверное, лет с шести. С десяти начал заниматься сваркой. Мне было двенадцать, когда отец купил “уазик” и мой интерес к машинам реализовался на практике. А сейчас мы уже сами собираем “уазики”. Это наше увлечение. Нравятся не только сами выезды, но и подготовка автомобилей к тяжелым условиям. Я хотел бы найти такую работу, которая одновременно стала бы и моим хобби.

Елена ПЛОТНИКОВА