В прошлом году в пятидесяти километрах от Перми появилась индейская деревня «Дети ветра». Местные жители долгое время считали «индейцев» сектантами, но они оказались урбанистами, хипстерами и художниками, которые решили реализовываться подальше от власти, которой независимая активность не нравится. Мы проехали сутки на поезде, день на автобусе и несколько километров прошли пешком по глине под дождем для того, чтобы выяснить, насколько им это удается.

IMG_7531

Чтобы добраться до деревни, надо сначала доехать до поселка Юго-Камский. На автобусе это займет полтора часа. Затем надо пройти семь-восемь кварталов по единственной асфальтированной дороге мимо закрытых проходных машиностроительного завода.

IMG_7517

Сейчас об истории завода, основанного в XVIII веке, напоминает лишь памятник Александру II перед проходной. С этим памятником заводчане связывали начало новой жизни (после революции место царя-освободителя занимал Ленин), но её так и не случилось.

IMG_7521

С асфальта условной цивилизации надо свернуть на грунтовку, выбрав ту, что попроще, а дальше выйти за пределы Юго-Камского. Проселочная дорога разбита, да и передвигаться надо осторожно – почва здесь глинистая – в дождь идешь словно по мылу.

Туристическая «пенка» на полу призвана заменять звериные шкуры.

Мост через речку Юг. Из-за глинистого дна в дождь вода в ней бурая. Когда идешь больше получаса, боишься, что мог заблудиться, но (для таких как мы) на очередной развилке «сектанты» поставили указатель. Хотя он уже не нужен – над склоном холма, покрытого хвойным лесом, с моста виден дым. Он поднимается из типу – жилищ североамериканских индейцев. Мы на месте.

IMG_7519

В деревне таких типу четыре, и ещё для нескольких строящихся стоят каркасы из длинных жердей, вбитых в землю. В принципе, так же строили и настоящие индейцы, но у них не было брезента, который пермские «индейцы» используют вместо шкур. В центре небольшого жилища очаг на земляном полу. Под брезентом для утепления все завешано разными кусками ткани и одеялами. Это очень сильно напоминает армейский «тюнинг» тентованных «бобиков». Туристическая «пенка» на полу тоже призвана заменять звериные шкуры.

IMG_7532

По всей деревне много самых разных деревянных скульптур. Вход в «стойбище» обозначен деревянной аркой с резной табличкой. Высятся тотемные столбы, из травы поглядывают резные птицы, есть даже деревянные игрушки и солнечные часы, сделанные также из дерева.

IMG_7526

Развернуться не получилось ни здесь, ни в Перми, и в итоге ребята решили двигаться самостоятельно, а реализовываться подальше от власти и официальной культуры, измеряемой квадратными метрами.

– Это не точная копия стиля индейцев, просто навеяно их культурой, – рассказывает Мира – девушка, живущая в деревне.

Она объясняет, что цели скопировать быт индейцев нет. Задача другая – создать музей под открытым небом, где все можно не просто потрогать, но и самому нарубить дров для растопки костра, на котором будет готовиться обед, или покормить цыплят и пса Перца.

IMG_7563

Мало того, что мы все делали сами, так на меня ещё собирались дело открывать за самозахват.

Деревню основали в 2014 году трое пермяков: Павел Ким, Денис Костылев и Максим Баушев. Все они реализовали какие-то проекты в области урбанистики и городской культуры, причем Денис Костылев пытался заниматься этим в Ульяновске, работая в Фонде «Культурная столица». Развернуться не получилось ни здесь, ни в Перми, и в итоге ребята решили двигаться самостоятельно, а реализовываться подальше от власти и официальной культуры, измеряемой квадратными метрами.

IMG_7537

– В свое время мы с активистами собрались и стали приводить в порядок скверик в Перми. Он называется «Липовый» – только потому, что там растут липы, но и потому, что обещания властей позаботиться об этом месте были «липой», – рассказывает Павел Ким, – Это был наш первый проект в области урбанистики. Мало того, что мы все делали сами, так на меня ещё собирались дело открывать за самозахват.

IMG_7549

Для реализации собственных проектов было решено создать свою «песочницу». Деревню начали строить на земле, взятой в аренду. Когда Павел Ким только придумывал проект, а отсутствие денег на самом старте было очевидным, он вспомнил, что «в душе всегда был индейцем», поэтому деревня и стала индейской. Земля по-прежнему остается главной проблемой.

IMG_7541

– В черте города и около него просто нет свободной земли, всё распродано, – рассказывает арт-директор проекта и по совместительству вождь Денис Костылев. – Плюс есть места, где посёлки «випов», как нам сказали в администрации одного из поселений, – соответственно, рядом нельзя встать. Якобы, мы им помешаем.

IMG_7568

Серьезного опыта жизни в условиях природы у Дениса, Паши и Максима не было – все навыки приобретались по ходу дела. Тем не менее, у деревни есть инфраструктура. Например, вода берется из лесного ручья. К нему подведен водопровод – желоба из бревен с выдолбленной сердцевиной. Есть отдельная кухня, правда без стен. Здесь находится очаг, на котором готовят пищу, или у которого просто греются. Есть отдельная печь, сделанная по образу среднеазиатского тандыра.

Когда деревня только открылась, большинство местных, конечно, думали, что мы сектанты какие-то.

Здесь регулярно проходят фестивали и мастер-классы. Для них специально построена большая типу. Например, перед нашим приездом в деревне гостили гончары. Частные гости здесь музыканты, певцы и те, кто что-либо делает своими руками.

Конечно же, жители Юго-Камского были не готовы к такому соседству.

– Когда деревня только открылась, большинство местных, конечно, думали, что мы сектанты какие-то. Но потом ничего, стали даже иногда в гости приходить. А ещё в поселке живет очень крутой художник по дереву – часть скульптур вырубил именно он, – рассказывает Мира.

IMG_7528

Пермские туристические агентства предлагают желающим экскурсии в деревню. Особенно они популярны среди детей.

– Дети, особенно подростки, хотят казаться холодными – мол, нас ничем не удивишь, – рассказывает Павел – но через полчаса здесь они отрывают глаза от своих смартфонов и их все приводит в восторг.

Лето в Пермском крае выдалось очень холодным, соответственно, и туристов в деревню приезжает не так много, как хотелось бы её основателям.

IMG_7553

Сейчас есть из Крыма предложение – строить подобную деревню там.

– Проект, конечно, хочется коммерциализировать, – не скрывает Павел, – это позволит нам расшириться. Надо ещё многое сделать. Например, трассу проложить, чтобы зимой на снегоходе можно было добраться.

Сейчас зимой в деревне постоянно никто не остается – экскурсии проходят на так часто, да и пережить морозы в брезентовом типу – испытание для самых стойких. Однако индейские жилища можно утеплить дополнительно, и тогда в поселении можно будет зимовать.

IMG_7538

– Сейчас есть из Крыма предложение – строить подобную деревню там, – делится планами Павел, – Южный климат, конечно, более подходящий для подобного проекта. А вообще, надо, по хорошему, заработать на свою землю и на ней делать уже все по-настоящему.

Североамериканские индейцы поклонялись тотемам, которые символизировали животных-основателей племени или рода. «Нам, конечно, помогают хорошие друзья. Я таких людей называю бизонами. Это те, кто всегда придут на выручку. Вот надо дело до конца довести, раз взялся, и они, несмотря ни на какие обстоятельства, это сделают», – рассуждает у костра Павел.

IMG_7523

Глядя на то, с какими трудностями сталкиваются создатели проекта, и как они к нему относятся, нам показалось, что индейцы из «Детей ветров» произошли именно от бизонов.

Артемий Темный