Захотелось пофотографировать старинные храмы в утреннем тумане. Но я совсем забыл, что дорога из Ульяновская в сторону Тагая на капитальном ремонте. Потеряв лишний час пришлось ловить туманы вдалеке от интересующих меня храмов. Впрочем, тоже совсем завораживающие зрелище.

Порадовало и рассветное солнышко.

1

3

4

5

6

7

8

И вот, наконец, первый храм в селе Старое Никулино…

Земли, где основано это село, в 1648 году были пожалованы «боярским детям Любиму Петрову и Ананью Федосееву Микулиным, да братьям Митрофану и Парфену Петровым Саврасовым, в поместье, за службу по Синбирску». Первую деревянную церковь в честь иконы Казанской Божией Матери построили здесь в 1660 году, однако после пожара долгое время в селе была только часовня. Строительство нового храма было связано с двумя важными для сельчан событиями. Первое — явление чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в источнике в соседней деревне Дубенки, а второе — победа России в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Деньги на строительство церкви выделила местная помещица Надежда Васильевна Краевская. Храм был построен в 1817 году, а вскоре туда была торжественно перенесена и чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Одновременно с празднованием явленной иконы, в селе Старом Никулин устраивалась однодневная ярмарка. До революции в селе жило около 230 человек, ну а теперь – дай бог десяток жилых домов. В советское время храму сильно досталось от новой власти. Его несколько раз взрывали и частично разрушили. Попытались вырвать крест, но, порвав несколько тросов и веревок, оставили это безнадежное дело.

Храм устоял, но похоже реставрировать его никто не собирается.

1

3

4

5

6

7

8

А вот пруд у села Старое Никулино неожиданно порадовал красками. Именно это я и хотел пофографировать, правда в другом месте.)))

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А вот и село Чуфарово, в самом центре которого бок обок стоят два полуразвалившихся храма – два храма овеянные нашей симбирской историей.
Когда-то это село принадлежало двоюродной бабке нашего знаменитого земляка-писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Здесь когда то была фантастически красивая усадьба, которую сравнивали с «дворцом Шахерезады» — так великолепно выглядели расписанные диковинными сюжетами его стены, удачно гармонирующие с роскошной обстановкой. Аксаков писал: «Дом поставлен на небольшом косогоре, из которого били и кипели более двадцати чудных родниковых ключей. Дом, косогор, родники — все это обхватывалось и заключалось в богатом плодовом саду на двенадцати десятинах, со всевозможными сортами яблок и вишен». А вот еще: «Мы рано выкормили лошадей в слободе упраздненного городка Тагая и еще засветло приехали в знаменитое тогда село Чуфарово. Уже подъезжая к нему, я увидел, что это совсем другое, совсем не то, что видал я прежде. Две каменные церкви с зелеными куполами, одна поменьше, а другая большая, еще новая и неосвященная, красные крыши господского огромного дома, флигели с колоколенками бросились мне в глаза и удивили меня». В эту усадьбу, к своему другу детства Михаилу Куроедову приезжал генералиссимус Александр Суворов. Сама двоюродная бабушка Надежда Ивановна Куроедова была описана в романе «Семейные хроники» под фамилией Куролесова. Она первая в Симбирской губернии попыталась локально отменить крепостное право. После ее смерти 21 января 1806 года, по духовному завещанию она определила, что все ее крепостные вместе с землями становятся навеки вольными хлебопашцами. Им же она подарила две водяные мельницы, луга Бекетовской пустоши, два каменных флигеля и разведенный ею фруктовый сад. Господский же дом она завещала своему племяннику, титулярному советнику Тимофею Степановичу Аксакову (отцу С.Т. Аксакова). Однако, многочисленные родственники сумели оспорить завещание, и вольную хлебопашцы не получили, а их выступление было подавлено полицией.
Ну а теперь вернемся в сегодняшний день. Оба храма находятся в крайне печальном состоянии. Причем Никольский (он же и самый старинный), был практически восстановлен силами отца Игоря. Но батюшку Игоря определили на новое место службы, а на рождество 2013 года случился пожар, оставивший от храма лишь стены. Теперь, в селе единственным действующем храмом стал дом того же отца Игоря, в котором хранятся как святыни несколько совершенно не пострадавших от пламени икон. Второй старинный храм сейчас в лесах.

А нижние фото можно сказать исторические. Это фото до пожара.

1

2

3

4

6

7

8

9

Однако, на удивление я опять попал в зону туманов, правда более солнечных, но опять совсем не там, где хотелось.

Еще и порадовали ромашки, которые свернули лепестки от капель росы и прохлады…

1

2

3

5

7

9

10

11

12

13

И вот, один из самых мною любимых храмов нашей области – Петропавловский в урочище Еделево. На этот раз я подъехал со стороны пруда. А ранетка добавила красочности.

История этого места довольно необычна: в 1653 году здесь, на берегу речки с библейским названием Иерусалимка, были пожалованы земли семи мордовским мурзам, принятым «на государеву службу». Вскоре, большая часть земель осталась за одним из них – князем А.П. Еделевым, основавшим здесь деревушку.. Его сын И.А.Еделеев построил с 1729 по 1737гг. в деревне деревянную церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла, и деревня превратилась из Еделеево в село Петропавловское . В 1895 году на месте деревянного храма была построена каменная церковь по проекту архитектора В.Л. Ивановского, которая и стоит до сих пор. В советское время храм закрыли, а в самом селе в 1922 году было организовано товарищество колхозников «Совершенство», которое просуществовало несколько десятилетий. В конце концов, колхоз пришел в упадок, а село перешло в разряд «бесперспективных», люди его покинули, дома частью сгнили, частью были перевезены. Переименовали и речку при храме: вместо библейского названия Иерусалимка она превратилась в Руссалимку. Теперь только одинокий храм возвышается среди полей. Сохранилось и старинное кладбище, за которым до сих пор ухаживают потомки старинного села.

1

2

4

5

6

7

8

На обратном пути осталось только заехать на святой источник на месте бывшей деревни Дубенки.

Точной даты явления в деревне Дубенки этой иконы не сохранилось. Однако остались воспоминания, что с этой иконой сотни людей ежегодно 3 июня проходили крестным ходом от источника через Старое Никулино и другие села до Никольской горы. Известен случай, когда процессия с крестами и хоругвями дошла до Белой горы около деревни Герасимовки, никто из верующих не мог сделать ни шага, чтобы войти в селение. Это было истолковано как знак Божий, что «герасимовские» недостойны принимать у себя такую святыню, потому что слишком много нагрешили. К иконе относились очень трепетно и у источника поставили часовню, а затем перенесли ее в Старое Никулино в новый храм. Долгое время источник не был оборудован (часовню снесли еще при Советской власти). Однако, бывшие местные жители, а хотя от деревни не осталось ни одного дома, регулярно приезжали сюда помолиться и попить чудесной водицы. Сначала появилась небольшой навес над трубой, а теперь источник не только расчищен, но здесь еще организована открытая купель. Теперь это место вновь стало сказочно красивым, а безупречно прозрачная вода так и влечет тебя искупаться. Есть, правда одна особенность, которую мне рассказали местные жители: икона была найдена в десяти метрах от почитаемого сейчас источника. Там до сих пор сохранился старинный сруб, и местные жители, набирая Святую воду в новом роднике, идут молиться к старому.

1

2

3

4

5