15 сентября в музее «Симбирская фотография» Музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» открылась выставка «По дороге к храму», посвященная памяти Юрия Белозерова.
Юрий Николаевич, представитель старой доброй советской школы фотожурналистики, многолетний сотрудник газеты «Ульяновск сегодня», ушел из жизни в мае этого года. Яркий фотожурналист и фотохудожник, он оставил после себя огромный архив снимков и фотокомпозиций. Эти глубокие по смыслу и оригинальные по форме работы побуждают к размышлениям о жизни. Мы, коллеги Белозерова, решили, что они достойны того, чтобы их вновь увидели ульяновцы.

При жизни Юрия Николаевича состоялись две его персональных выставки. Уже первая экспозиция – в 2002 году, в Музее современного изобразительного искусства имени А.А. Пластова – позволила говорить о нем как о художнике-символисте, художнике-философе. Выставка была ретроспективной, затрагивала все периоды его фотодеятельности, включая многолетнюю работу в качестве корреспондента ТАСС. Тогда вместе со старыми работами Белозерова зрители увидели и его опыты со снимка-ми с помощью компьютерных технологий.

Вторая выставка в 2008 году прошла в музее «Симбирская фотография». Предложенная автором тема была более чем серьезной. Зрителям Белозеров предлагал поразмышлять через призму истории о проблемах духовности, ее состоянии в современном российском обществе. Она выросла из многолетнего увлечения Юрия Николаевича поездками по монастырям России. Чувствовалось, что разговор о православии для него особенно важен. По всей видимости, экспозиция отражала его собственный путь к храму…

Здесь были возрожденные и еще не поднявшиеся из руин церкви; восходила вверх по тропинке, ведущей к деревянной церковке, группа паломников; проявлялись серые тени монахов-старцев в водах, омывающих белоснежные стены обители Святого Макария на Волге; беззаботно скакала по камушкам маленькая девчушка у наполовину затопленной Волжским водохранилищем церковной колокольни, как бы соединяя исторические пласты.

И вот новая, увы, теперь посмертная, выставка, и вновь – в музее «Симбирская фотография». Экспозиция ретроспективна и объединяет как «черно-белый» период творчества Белозерова, так и цифровой. Представлено 40 фотографий и фотокомпозиций.

Среди портретов земляков немало узнаваемых лиц: достоинство и добродушие источает кузнец-богатырь Иван Монастырский; замер в стремлении выразить какую-то важную мысль актер Борис Александров; на фоне мистической картины с парящим в небе юным Володей Ульяновым снят художник Аркадий Егуткин в момент своего творческого триумфа на открытии выставки.

Вместе с автором трудно не залюбоваться ярким отражением в осенней луже здания Дома-памятника И.А. Гончарову с кусочком неба и желтыми листьями, или влюбленной парой, застывшей в порыве душевной устремленности друг к другу у городского фонтана, или инеем, превратившим в зимнюю сказку опушенными изморозью ветвями дерева вид на высотку «Венца».

Сильное эмоциональное воздействие получаешь у фотографии седого ветерана войны с костылем вместо ноги: в День Победы, у цветущей яблони, он сжался не столько от боли физической, сколько душевной.

Невозможно представить творчество Юрия Николаевича без темы православия. Здесь и печаль по утраченному, и деяния подвижников веры, выраженных в мистических аллегориях. Сколько скорби, например, в композиции с лицом монахини, словно бы размытым слезами, рядом с надгробным камнем и негативным изображением монастыря.

Впрочем, на выставке есть и немало поводов для улыбки. Белозеров умел подсматривать и каким-то чудом успевать запечатлевать забавные сценки из жизни. Вот утка, кажется, что-то рассказывает по секрету на ухо корове, вот пацан, непосредственно зевающий после концерта классической музыки, вот бравый старый музыкант с огромным барабаном, всем своим видом показывающий, что именно он главный в оркестре. Чувство юмора и оптимизм никогда не покидали автора. Он – конечно же, символически -всегда протягивал зрителям руку, даря надежду на что-то доброе и хорошее, ждущее впереди.

За помощь в подготовке выставки «По дороге к храму» редакция газеты «Ульяновск сегодня» выражает благодарность музею «Симбирская фотография», ООО «Сириус-К» и литературному «Обломов-клубу».

Ирина Морозова