В прошлом году детско-юношеской школе олимпийского резерва «Спарта» исполнилось тридцать лет. Как говорит её основатель Олег Калмыков, сейчас он, к сожалению, будет «отмечать» её похороны. В начале года вокруг областного клуба дзюдо разразился громкий скандал: из-за решения уволить тренера за пьянство вокруг руководителя «Спарты» ополчилась бОльшая часть коллектива, родители подняли бунт, склока дошла до губернатора. В итоге Калмыкова «обезглавили», а место директора ДЮСШОР занял бывший военный.
Предыстория. В 18 лет руководитель областной федерации дзюдо Олег Калмыков, как он сказал, воплотил свою детскую мечту – начал работать тренером в спортивном комплексе «Авангард». В 1984 открыл клуб «Спарта». Изначально он был скорее местечкового характера, затем стал отделением спортивной школы, дорос до спортивной школы и вот уже несколько лет является детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва. Постепенно в «Спарту» начали принимать тренеров выдающихся учеников со всей области: в ДЮСШОР возможности были шире и по финансированию, и по экипировке, и по командированию.
«Школа олимпийского резерва должна коллекционировать лучшие результаты. Неважно, где пацан тренируется – в Радищево, Сенгилее, Димитровграде или Ульяновске, – говорит Олег Калмыков. – Я стал брать тренеров к себе на полставки, на микроставку, на какую-то зарплату. И их ученики давали результаты уже и «Спарте». Пирамида растёт, под это привлекаются деньги. Сила – наши деньги, деньги – наша сила. Что здесь первично – трудно сказать».
В итоге в клубе набралось 17 тренеров, из которых половина работали в основном составе.
«Я не учел, что основных тренеров то ли зависть, то ли жаба заела. Они поняли, что лучшие куски достаются совместителям. А почему совместителям? А потому что у них результат. Недовольство начало копиться, а тем более при дефиците денег. Когда денег не хватало, тренеры начали говорить: «А что, давай совместителей сократим». А почему мы должны сокращать? «Ну, мы основные работники», – говорили они. Так если вы основные работники, показывайте основной результат. А если результата нет, почему я должен платить 25 тысяч рублей, а совместителю – пять? Он мне даёт результат, а основной состав нет. Я посчитал, министру на стол положил бумагу, что совместители мне обходятся в 18% заработной платы, а основники – в 82%. А по результатам наоборот: 30% сюда, 70% туда. Я говорю: «Ребят, математика какая экономичная. Мне выгодно иметь совместителей».
По словам Калмыкова, настоящий взрыв в «Спарте» произошёл из-за пьянства одного из тренеров, которого вернули в клуб после нескольких лет «сухой» жизни.
«Был моим товарищем, от любви до ненависти один шаг. Мы чуть ли не вместе тренировались у одного тренера, он помладше меня. Но была у него алкогольная зависимость, лечили мы его, он сам лечился, и я его лечил. Несколько раз это было, он опять срывался, потом сказал: «Всё, Лёша, до свидания», – рассказывает Калмыков. – Он ушёл работать в какой-то техникум, но в мире дзюдо помогал и работал как шикарный судья. Прошло несколько лет, вижу, человек не пьёт. Я его пригласил опять работать. Все люди, которые сейчас стоят на его стороне, мне попрекали: «Ты что делаешь, бывших алкоголиков не бывает». Я говорю: «Ну, ребят, до последнего предупреждения возьмём». Взяли. Перед новым годом он забухал. А что интересно, мой сын у него тренируется, и я знаю эту ситуация не со стороны. Нет тренировки одной, второй, третьей. Потом появляется такой кривой в коридоре, а там же бабушки, дедушки, мамы… Мы его на разговор. Он попросил дать ему шанс – дали. Написал заявление на отпуск за свой счёт на ту неделю, которую прогулял, поклонился, сказал спасибо, и ушёл ещё на неделю. Когда вернулся, я сказал до свидания, бери лист и пиши по собственному желанию. Он долго сидел и смог вывести только одну букву Д. Видимо, хотел написать «Директору». Долго сидел, бросил ручку: «Не буду увольняться». Тогда я его шарахнул по статье».
Впоследствии теперь уже на экс-руководителя «Спарты» взъелись и родители воспитанников. «Да кто вы такой, как вы можете увольнять такого заслуженного тренера?», – с такими словами они защищали преподавателя. Тем временем алкоголезависимый тренер в своё оправдание принёс липовую справку о прохождении лечения: в областной больнице дали официальный ответ, что данный человек у них зарегистрирован не был.
В это же время появилось письмо в адрес губернатора Сергея Морозова с подписью четырех десятков родителей с просьбой отстранить руководителя ДЮСШОР от занимаемой должности. В это же письмо был вложен ещё один лист, на котором написали, что Калмыков – «жулик, подонок, негодяй и вор».
«Сергей Иванович не стал разбираться. Сказал: «Что там Калмыков с ума сходит, увольте его». И меня уволили, а тренера восстановили. Меня будут звать обратно – я не пойду. Но мне удивительна беззубая позиция нашего министерства, которое не смогло это разрулить. Я был директором лучшей школы в Ульяновской области. Сейчас я председатель Ульяновской областной федерации дзюдо. Мои последние перевыборы на пять лет были в январе этого года. Как я стал подлецом в один миг? Так не бывает. Но это моя проблема. Кого-то во время не погладил по голове, кого-то вовремя не задушил. Я выпустил пар из скороварки», – говорит Калмыков.
Сейчас у руля «Спарты» стоит новый директор – отставной пристав без профильного образования. Несколько тренеров из прошлого состава уволены, и по словам близких к ситуации людей, на очереди – старший тренер Ульяновской области Александр Спиридонов.
“Мне скоро 54 года, а я всё равно в дзюдо. Я сам лично не тренер, я не надеваю кимоно и не показываю приёмы. Хотя лично до сих пор мечтаю об этом, потому что жизнь меня толкнула в эти административные и хозяйственные дела. Общественный совет чётко сказал, Калмыкова из спорта нельзя отпускать. Губернатор со мной поговорил, дал мне должность во Дворце единоборств, – рассказывает Калмыков. – Я люблю свою страну, я уважаю нашего губернатора, но если я буду тупо с ним соглашаться, это будет неправильно, мы утонем. Потому что губернатору нужно конструктивно возражать. Нет людей, которые бы Морозову сказали: «Сергей Иванович, подождите, это немножко не так». В мире спорта нет личностей. Денег нет и никогда не будет. Иной умеет на рубль жить, а другой не умеет на 10. Те деньги, которые выделяются, их непрофессионалы неправильно расходуют на программы а-ля «шарики-фонарики». Понты нужны, но они должны привлекать деньги.