Узкая тенистая улочка. Двух-, трехэтажные таунхаусы с балкончиками оплетены виноградной лозой. Кое-где сушится белье. Прямо посреди улицы играют дети. Так что тишину нарушают только звонкие детские голоса, да звуки работающих телевизоров, доносящихся из открытых настежь дверей. По обстановке – чистая Италия. Но это не средиземноморье, а Анапа. И таунхаусы – вовсе никакие не таунхаусы, а боксы гаражного кооператива.

0Id9TPzo9qM

Гаражные кооперативы Анапы – это целые жилые микрорайоны с богатой инфраструктурой. Здесь можно полноценно жить и проводить свой досуг. Для этого есть все необходимое: кафе, магазины на любой вкус, ветеринарные клиники, строймаркеты, автозаправки. Неизвестно, можно ли здесь рожать, но в последний путь проводят достойно: похоронные принадлежности реализуются в добром десятке гаражей-магазинов. Жилой гараж стоит несколько дешевле, чем квартира, хотя некоторые многоэтажные боксы не уступают по отделке жилью класса «люкс».

J6mZtXHjL-w

Многие приезжают на отдых и целенаправленно останавливаются в гараже. Дядя Вахтанг со своими внуками занимает гараж своей знакомой. Они дружат много лет, поэтому арендную платы она с него не берет – он оплачивает только потребленную электроэнергию. Гараж одноэтажный, без каких-либо излишеств, но дядя Вахтанг не жалуется: «Я сам из Карачаево-Черкессии – мы сюда месяца на два-три приезжаем. У меня восемь внуков, поэтому частный сектор снимать будет значительно дороже. Да и мои внуки как начнут в футбол играть, так пол Анапы убежит куда-нибудь. Я один день дома живу, два дня здесь. Вот сейчас внука отвез, обратно приехал».

Квартиру снимать в сезон было бы значительно дороже, – говорит он, – Поэтому поселился в гараже.

Сергей приехал в Анапу на заработки из Поволжья. Работает на пляже и снимает жилой гаражный бокс в одном из ГСК за 25 тысяч рублей в месяц (около 800 рублей в сутки). С ценой он серьезно прогадал. Можно снимать и дешевле – есть гаражи за 300-500 рублей в сутки (все зависит от количества проживающих и отделки жилья).

– Квартиру снимать в сезон было бы значительно дороже, – говорит он, – Поэтому поселился в гараже. Да и не первый раз я уже тут. Все, что нужно для жизни есть: электричество, плита, кондиционер, вода из скважины. Правда, пить ее нельзя, поэтому питьевую воду покупаю в магазине.

3w3fGdv3gJQ (1)

По соседству с Сергеем, живет целая семья: мать, отец и сын. Отец семейства – молодой мужчина – восседает на пластиковом стуле под навесом из поликарбоната. Его жена суетится по хозяйству, пытаясь устроить нехитрый гаражный быт.

По словам Натальи, заниматься сдачей гаражей отдыхающим заставляет отсутствие постоянной работы (много сезонной работы) и прокатившаяся по городу волна сокращений.

– Да, у нас есть квартира в Анапе – там сейчас наши родственники живут, – говорит он в то время, пока жена хлопочет «по дому». – Они с севера приезжают. На некоторое время можно себе позволить жить в гараже. Коммерческой сдачей мы не занимаемся.

Но гаражи отдыхающим, конечно же, сдают. Объявления в интернете – основной канал сбыта для подобного рода предложений.

– Находят меня через «Авито», – рассказывает хозяйка двух совмещенных двухэтажных гаражей. – Я уже, правда, и не знаю, какие маркетинговые ходы применить! В объявлениях пишу, что и торг уместен, и варианты разные на трех, четырех человек прописываю. Но работает. Вчера одни съехали, а сегодня вот опять звонили, сейчас приехать должны. Вообще, я рассчитывала на жителей Краснодарского края – они знают, что тут жилые гаражи, поэтому и едут целенаправленно. Но в этом году вообще дороговизна, поэтому приехали издалека.

Гаража у него три: в одном сам живет, в другом – сын с семьей, третий сдает в аренду.

По словам Натальи, заниматься сдачей гаражей отдыхающим заставляет отсутствие постоянной работы (много сезонной работы) и прокатившаяся по городу волна сокращений.

– Я сейчас на пенсии, – говорит она. – Работала бухгалтером в курортной сфере, но меня сократили. Поэтому более интенсивно занялись этим вопросом. Сами второй этаж надстраивали. Правда, были проблемы с оформлением. По закону мы можем это сделать по дачной амнистии. Но наш сосед оформил через вступление в наследство – БТИ не может препятствовать этому. Вот сначала он так сделал, потом мы.

IMG_7645

Среди гаражных жителей много таких, кто летом сдает свои квартиры отдыхающим и на это время переселяется в гараж.

– Квартиры сдают, а сами в гаражи переезжают – чего тут такого? – говорит председатель одного из кооперативов. – У нас каждый член кооператива – собственник, поэтому, что они там делают нас, правление, не интересует. Главное, чтобы вовремя платили взносы. За каждый гараж они сами отвечают.

Много и тех, кто живет в гараже круглый год. Кто-то вложились в долевое строительство, а теперь ждут, когда построится их жилье. А кто-то строит себе дом, проживая в гараже временно.

– Вот рядом Леха весь год живет, – показывает на соседний бокс слесарь Алексей. – Он строит дом, а квартиры снимать невыгодно. Сам местный, просто не хочет с родителями жить, поэтому тут живет. Рядом еще один бокс – они то летом живут, то, иногда, круглый год. Дядя Миша вот иногда летом просто ночует. Бывает, сдают таджикам, узбекам.

– Андрюха это дело хорошо поставил, – поддерживает разговор его напарник Игорь. – Строит два дома: себе и сыну, поэтому и живет в гараже. Вообще, у него их три: в одном сам живет, в другом – сын с семьей, третий сдает в аренду.

Несколько лет назад в Анапе ходили слухи, что вот-вот должны разрешить прописку в гараже.

Есть семьи, которым при переезде из другого региона хватило денег только на жилой гараж – такие тоже живут в гараже круглый год. Отсутствие возможности прописаться в жилом гараже (поскольку по всем регламентирующим документам это нежилое помещение) их не останавливает – экономические моменты все-таки перевешивают административные. Впрочем, несколько лет назад в Анапе ходили слухи, что вот-вот должны разрешить прописку в гараже.

– Здесь живут, но не много, – рассказывает член одного ГСК. – В основном, сдают свои квартиры, а живут здесь. Одна семья вот только постоянно – они недавно переехали. За 1 миллион 200 тысяч купили двухэтажный бокс.

IMG_7640

– Живем тут уже два года, – говорит владелец жилого гаража за 1,2 млн. рублей. – Из Ахтюбинска сюда переехали. Конечно, гараж купить дешевле – здесь же прописки нет, но мы не выписывались, когда уезжали – там мать живет. Если брать двухкомнатную квартиру, то можно найти за 1,9 миллиона рублей. Если брать в новостройках, то, конечно, дешевле, но надо ждать, пока построят. Зато у нас сейчас есть деньги на утепление. Вот занимаемся потихоньку: радиаторы дополнительные поставил, сейчас второй этаж утепляю. Прежний хозяин построил второй этаж, так что мы только отделкой занимались. Документы он тоже все сделал: как построил, сходил в кадастровую палату. Они приехали, сделали замеры и выдали паспорт.

Земля под нашими кооперативными гаражами ни в каком статусе: ни в аренде, ни в собственности. Мы были в шоке, когда нас собирались сносить. Прошел суд, нас собирались сносить, но бывший мэр сносить запретил.

Продать гараж без участия ГСК можно, только если гараж находится в собственности. Покупатель и продавец могут совершить сделку между собой, но потом все равно нужно приходить в правление для того, чтобы новый владелец стал членом кооператива, и заключил договоры на поставку электричества, водоснабжение, водоотведение (если ГСК подключен к городским коммунальным сетям).

– У нас приватизировано около 40% гаражей. А вот сделки с землей был под запретом из-за ареста счетов ГСК – предыдущий председатель долгов наделал. Но сейчас арест сняли, поэтому можно вновь продавать и покупать гаражи.

Ни строителей, ни покупателей жилых гаражей не смущает и то, что земля под некоторыми ГСК находится в непонятном статусе: «Земля под нашими кооперативными гаражами ни в каком статусе: ни в аренде, ни в собственности. Мы были в шоке, когда нас собирались сносить. Прошел суд, нас собирались сносить, но бывший мэр сносить запретил. Так что пока так. Но и налогов за землю мы не платим. Только несколько боксов оформили свою землю – за 24 сотки заплатили 100 тысяч рублей» – рассказывает председатель крупного ГСК с несколькими сотнями многоэтажных жилых гаражей.

Водоснабжение, электричество – все по счетчику, канализация городская, отопление – электро-водяные полы.

Объявления о продаже жилых гаражей можно найти и в интернете, и если просто пройтись по кооперативу. Владелец одноэтажного бокса Владимир – бывший военный, отставник, как раз продает свой гараж. Он на пенсии, собирается перебраться поближе к детям. Они живут в Польше. Сейчас он продает свой гараж за 970 тысяч рублей. Это не очень дорого – на некоторые гаражи цена достигает 2 млн. рублей.

_nfp0WfRg84

– Водоснабжение, электричество – все по счетчику, канализация городская, отопление – электро-водяные полы, – говорит Владимир, показывая свое жилье. – Тут две комнаты, подвальчик есть. Потолки натяжные, машинка новая, мебель новая, сплит-система, кондиционер. Тысяча рублей в месяц уходит на коммуналку. Перебоев с электричеством нет – у нас новая подстанция стоит. Парковка у меня своя: вот тут председатель ставит машину, а рядом я. Место у нас тут не подтопляемое. В общем, 970 тысяч – хорошая цена. Честно скажу, по такой цене вы не найдете. Двухэтажные – больше полутора миллионов выходят. А тут 33 квадрата – чего бы не жить? Можно даже и семьей.

Недавно муниципалы оштрафовали за свинарник.

Первые этажи жилых многоэтажных гаражей активно перестраивают под магазины, если гаражный бокс выходит одной стороной на проезжую часть. Либо открывают производство, если гараж располагается в глубине кооператива. Получается, что многие работают там же, где и живут. При этом, зачастую, находясь полностью или частично «в тени», то есть, не оформляя никаких документов.

k7M-o2ZTEwo

– Те, кто не ставит машину, сдают свои гаражи в аренду, чаще всего в них и ведут деятельность, – говорит бухгалтер крупнейшего ГСК Анапы. – Хотя по уставу она запрещена. Но мы не можем контролировать аренду – это частная собственность.

Если вдруг что-то случается, то проверяющие органы приезжают, штрафуют. Недавно муниципалы оштрафовали за свинарник.

У нас почти все так и делают – на первом этаже работают, на втором – живут или отдыхают.

Председатель ГСК, в котором все гаражи жилые и во всех ведется производственная деятельность, озвучивает совершенно иную позицию: «Конечно, мы отслеживаем аренду, потому что арендатор должен заказать себе пропуск для того, чтобы его машину пропустили на территорию. Более того, если его деятельность будет мешать кому-то из членов ГСК, мы можем запретить ему заниматься такой деятельностью. Такие случаи были. Но вообще, если человек никому не мешает = ни соседям, ни правлению, то он может спокойно работать. У нас почти все так и делают – на первом этаже работают, на втором – живут или отдыхают».

bdPQw3tomio

– Да работаем, ремонтируем машины с отцом вместе, – подтверждая слова председателя, говорит один автослесарей. – В этом ГСК почти все машины ремонтируют. Все на себя работают – гаражи-то в собственности у всех. Здесь же и живут. Ориентированы на местных жителей, хотя, туристы, бывает, заезжают.

В одном из гаражей вовсю работает мебельное производство: «Мы тут около года работаем. Неофициально, никакого ИП не оформляли. Этот гараж у нас в аренде – 2500 рублей в месяц. В основном нашу мебель частники покупают, редко гостиницы, гостевые дома. Зарплата у меня сдельная – процент от продаж. Сырье привозим из Краснодара» – рассказывает один из рабочих.

Как стали налоги лупить, я быстро закрыл все и стал под пиратским флагом работать. Да и кому мы нужны!

Причины, по которым люди не хотят иметь дело с государством, у всех схожи: налоги, проверки, отчетность. Реставратор мебели Сергей живет на втором этаже своего гаража. Бизнесом занимался до пенсии – реставрировал мебель. Было оформлено ИП. «Сейчас почти прекратил деятельность, но за 20 лет работы наработал много друзей, клиентов, поэтому продолжаю деятельность уже неофициально. У меня не такие большие обороты» – отмечает Сергей.

– Я сюда, когда приехал с севера, привез все оборудование, начал на себя работать, – рассказывает слесарь Антон. – Думал: «Поставлю все дома, сделаю». Какой там! Как стали налоги лупить, я быстро закрыл все и стал под пиратским флагом работать. Да и кому мы нужны! Здесь никто не ходит. А мы сильно не афишируем. Давно работаем, клиентура набитая.

Да и проверяющие в подобные места визитов не совершают – государство устраивает, что официально безработные люди заняты делом, имеют жилье, пусть хотя бы и в гараже. Главное, что ничего не просят.


Сергей Селеев

При финансовой поддержке фонда социальных исследований “Хамовники”.