Знаменитая писательница поделилась с ульяновскими поклонниками секретами своего творчества, рассказала, почему не пишет сценарии и старается не работать дома.

Творения Марины Анатольевны Алексеевой (таково настоящее имя Александры Марининой) давно стали неотъемлемой частью современной российской литературы и занимают почетное место на стеллажах букинистических магазинов и книжных полках в домах многих россиян. Имя самой писательницы уже стало нарицательным, и ее влияние нет-нет да и прослеживается в произведениях молодых авторов детективного жанра. Равно как и многих женщин-следователей частенько называют Каменскими – по имени главной героини большинства романов Марининой. Образ обаятельной полицейской полюбился миллионам читателей в первую очередь благодаря ее уму, чуткости, полному отсутствию какого-либо пафоса. Как несложно догадаться, в Каменской воплотилась сама Маринина, передавшая своей героине львиную долю своих качеств.

Генезис героини
– Образ Каменской имеет долгую предысторию, – рассказала Александра Маринина. – В начале 1980-х годов, после смерти Леонида Ильича Брежнева, на место всесильного министра МВД Николая Щелокова пришел человек из КГБ, очень далекий от милицейской работы. Он начал сокращать научные центры в системе Министерства, в одном из которых и трудилась я. По мнению нового руководителя, всех теоретиков следовало отправить на оперативную работу. Так, одному из моих коллег, кандидату медицинских наук, подполковнику, предложили должность участкового уполномоченного. Я была в ужасе: все, что я хорошо умела делать, – это работать с документами и информацией. И сократить тогда не могли – требовалось отслужить минимум 25 лет. Иначе увольняли либо по состоянию здоровья, либо с «волчьим» билетом. К счастью, мне не пришлось мыть полы в каком-нибудь управлении, и я продолжила заниматься привычным делом. А потом эта ситуация всплыла в памяти в начале 90-х годов, когда решила написать первый роман – «Стечение обстоятельств». Для него придумала главную героиню – не спортивную, не боевую, но очень усидчивую, думающую. Кстати, тогда и родился мой псевдоним – я была майором милиции, и мне хотелось еще послужить. Лишняя огласка была ни к чему.

– Другие герои книг о Каменской тоже взяты из жизни?

– Да, например, ее начальник Гордеев. По стилю руководства он копирует моего бывшего начальника. Они оба знают, что не стоит требовать от сотрудников больше того, что они умеют. Каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается, тогда общее дело будет успешным.

– А насколько реалистичны дела, которые расследует Анастасия Каменская?

– Безусловно, для детектива необходимы интересные сюжеты, но подобные дела в практике следователей – большая редкость. Основные преступления – бытовые ссоры, убийства в состоянии опьянения. Поэтому истории зачастую придумываются. И все расследование на совести автора. Например, в сериалах часто можно услышать должность «следователь уголовного розыска». Такие люди просто не существуют в природе, следователи и уголовный розыск – разные службы. Равно как никто не будет проводить экспертизу, пока не возбуждено уголовное дело. А в кино нам часто показывают, что только нашли труп, а уже есть результаты вскрытия (смеется).

Сценарий – уже не книга
– Сегодня для всех телезрителей Анастасия Каменская ассоциируется с актрисой Еленой Яковлевой. А Вас устраивает ее трактовка Вашей героини?

– Со своей задачей Елена Я ковлева справилась блестяще, полностью воплотив замысел режиссера. Другое дело, что сценарий всегда разительно отличается от литературного произведения.
Книгу я могу писать как хочу – в ней нет жестких ограничений. Фильм же должен быть «смотрибельным». Поэтому режиссер и продюсер стараются отодвинуть автора подальше от процесса создания кино. Скажем, мне объяснили, что если снимать фильм в точности по моим книгам, то получатся говорящие головы, ибо у меня много мыслей, рассуждений. Кроме того, по законам жанра, половину сюжета должна составлять личная жизнь героев. У меня в книгах нет большей части тех отношений, которые показаны в сериале. Точно так же и Коротков был похоронен лишь из-за того, что Сергей Гармаш отказался сниматься дальше. А в книге он живет и здравствует.

– Многие писатели сейчас зарабатывают сценариями. Это связывают с тем, что книги подорожали, их меньше стали покупать. Вы о таком заработке не думали?

– Нет, сценариями я не занимаюсь, это совершенно иная работа, полуфабрикат для производства фильма. Что же касается дороговизны книг, я это тоже заметила. Поэтому часто стала скачивать различные произведения из Интернета и читать в электронном виде. Уверена, люди, которые любят книги, найдут возможность их прочитать, и не будут дожидаться экранизации.

Творить по расписанию
– Несколько лет назад в СМИ сообщали, что Вы по-прежнему, как во время службы в милиции, каждый день приезжаете на работу, но уже затем, чтобы писать книги. Это продолжается до сих пор?

– Именно так, я просто физически не могу сидеть и работать дома. Когда вышла в отставку, думала, что теперь у меня полно времени, и книги польются как из рога изобилия. А на деле заработала жуткую депрессию, лишних 16 килограммов веса, ни одной написанной строчки за полтора года и сплошные слезы. Тогда мой литературный агент, кстати, мой бывший начальник, понял, что мне необходимо каждый день ходить на работу. Он оборудовал офис, где выделил мне кабинет, установил компьютер. Как только я вышла на работу, мозги встали на место. Иногда могу работать без выходных, например, когда книга близится к завершению. А дома пишу лишь в исключительных случаях.

– Случалось бросать написанное, а потом возвращаться к нему заново или начинать новое произведение?

– Однажды был случай, когда я вообще не писала два года. А так – часто приходится допридумывать сюжет. Например, я написала страниц семь, на следующий день – еще семь. Потом были выходные, и я уже подзабыла, с чего начала. Перечитала, внесла поправки, что-то переделала. Когда книга закончена, мы с моей помощницей читаем ее вслух, она исправляет повторы, опечатки. Стараюсь, чтобы все было качественно.

– Вы – одна из немногих, кого можно с полным правом назвать профессиональным писателем. А ведь изначально Вы прочили себе совсем иную профессию…

– В детстве я мечтала стать кинокритиком. Но мои родители были юристами, и дома только и разговоров было об этом. А поскольку оба очень любили свою работу, я выросла с уверенностью, что лучше профессии не существует. На юрфаке поняла, что не разочаровалась в выборе. Как критик же выступила лишь однажды, когда попросили прокомментировать фильм Андрея Тарковского «Зеркало». Помню, как все удивились, насколько тщательным получился анализ картины. Пригодились навыки, полученные в детстве.

– Ваша фантастическая работоспособность породила немало слухов о том, что для Вас якобы пишет целая бригада «литературных рабов».

– На самом деле я сама трудоголик (смеется). Правда, сейчас я стала писать заметно меньше – одну, максимум – две книги в год. В середине 90-х у меня за тот же период получалось по пять романов. от весной закончила одну книгу, и когда будет следующая – понятия не имею. Но надеюсь, не разочарую моих ульяновских читателей.

Беседовал Дмитрий Сильнов

НАША СПРАВКА
Марина Анатольевна Алексеева родилась 16 июня 1957 года в городе Львове Украинской ССР. До 1971 года жила в Ленинграде, с 1971 года – в Москве. Училась в английских спецшколах. В 1979 году окончила юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. Служебную карьеру начала с должности лаборанта, в 1980 году была назначена на должность научного сотрудника. Занималась изучением личности преступника с аномалиями психики, а также преступника. совершившего повторные насильственные преступления. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива». С 1987 года занималась анализом и прогнозированием преступности. Имеет более тридцати научных трудов.

В 1991 году Марина Алексеева совместно с коллегой Александром Горкиным написала детективную повесть «Шестикрылый Серафим», которая была опубликована в журнале «Милиция» осенью 1992 года. Повесть была подписана псевдонимом «Александра Маринина», составленным из имен авторов. На сегодня является одним из ведущих российских авторов детективного жанра, ее книги издаются более чем в двадцати странах мира.