22.09.2015 было рассмотрено в апелляции и вступило в силу решение о сносе дома по ул. Баумана 85. Решение знаковое, но уже не новость?
Не было ни одного журналиста. Застройщик сэкономил на юристе. Прислал специалиста, который заявил тройке судей, что разрешение на строительство дома дадут, а, следовательно, сносить нельзя. Юрист вообще не был мотивирован на победу, признал под протокол, что дом многоквартирный и построен без разрешения.
Судьи также особой значимостью момента не прониклись. Уточнили, что в доме была продажа квартиры, и оставили решение в силе. Хотя о какой значимости апелляции можно говорить, если позиция районного и областного судов согласуется еще до вынесения решения первой инстанции.
От мэрии пришел специалист не опытней. В качестве своей позиции начал зачитывать решение первой инстанции. Председательствующий Нефедов перебил его, сказав, что судьи решение читали. В свое время я задавался вопросом – почему на важных процессах никогда не увидишь мэра или хотя бы его зама? Потом понял, председатели судов у нас тоже процессы не ведут. Наверное «не царское это дело»?
Присутствовали также представители Росреестра и Кадастровой палаты. У них комментарий один – таких дел теперь будет много. Ну, им то известней, сколько таких домов по серой схеме зарегистрировано и стоит на кадастровом учете.
Так получилась, что наша компания ведет дела и в интересах застройщика, который попал под подозрение и дольщика, чей дом собираются снести. Речь, конечно, идет о разных домах.
Скажу сразу, что мы для себя разделяем застройщиков на тех, кто «подставил» дольщиков и тех, кто этого, скажем честно, не успел сделать. По моему, это главный фактор, по которому можно выбрать дома, которые подлежат узаконению. Узаконивать следует только те дома, где продаж не было или дольщикам вернули их деньги (за ремонт и оплату коммунальных услуг в том числе).
Вариант с узаконением таких домов сразу как многоквартирных упирается в ряд возражений:
1. Дольщики не могут обращаться за узаконением. Они приобрели самоволку, и, следовательно, сами не являются законными владельцами.
2. Разрешение на реконструкцию самовольного объекта невозможно по той же причине – объект изначально самовольный.
3. Разрешение на строительство нельзя давать на уже построенный и зарегистрированный объект. Смена разрешенного использования существующего объекта возможна, но это другая процедура и она опять же возможно только в отношении законного объекта.
Получение градоплана не означает, что вам дадут разрешение на строительство. Определенная часть застройщиков, попавших под снос, общается между собой. Те, кто занимается этим давно, делятся опытом с новичками, рекомендуют своих юристов, знакомят с чиновниками. Только мало кто хочет понимать, что изменилась судебная практика. То, что и раньше было незаконным и узаконивали, теперь будут сносить.
Дольщики себя пока никак не проявили. В отдельных домах они скинулись застройщикам на узаконение дома. Мы в интересах дольщицы по 2 пер. Баймана, 38 подали иск в суд об отказе от исполнения договора и возврате уплаченного, посмотрим примет ли суд требования без иска о сносе. Если нет, будем требовать сноса.
Надо сказать, что большинство застройщиков обеспеченные люди. Они рассматривали строительство клубных домов как инвестиции денежных средств. Это не маргиналы, которые возьмут в долг миллион, а потом всю жизнь скрываются. Застройщикам клубных домов не удастся уйти от ответственности.
Сейчас в суде рассматривается еще дело о сносе. По дому по ул. Тимирязева, 37. В этом доме продажа квартир не состоялась, а застройщик перед экспертизой перестроил дом под индивидуальный. Заявить о многоквартирности дома экспертам будет тяжело. Внешний вид и площадь это не признаки многоквартирности. В городе хватает коттеджей площадь и 1 000 кв.м. и больше. Слово за застройщиком. Заявит ли сторона защиты требования о признании права на перестроенный дом как на индивидуальный?
Пусть снос клубных домов, не новость, но дело все-таки знаковое. Впервые так принципиально закон применяется на практике. Причем законом как дубиной может воспользоваться любой. Хотите снести незаконный дом – пишите в мэрию, в прокуратуру, в суд. Они все за снос. Как от этого защититься? Жить по закону.

2015-06-19-14.06.35-1024x768