В самом факте отставки нет ничего экстраординарного. Нет в этом и ничего совсем уж неожиданного. Оставив присущие подобным моментам эмоции в стороне, объективно Гришин – опытный строитель и был вправе, наряду с другими, претендовать на должность зама в профильном министерстве. Официально объявленная причина отставки – срыв плановых сроков ввода в эксплуатацию ФОКов – конечно, важный и достаточный, но не единственный повод для кадрового решения губернатора. Несколько дней назад непосредственный начальник Гришина – корифей ульяновской политики Александр Букин, представляя в ЗС законопроект о мерах господдержки застройщиков, озвучил положение дел в курируемой отрасли за последний год. Ситуация, даже с поправкой на кризисные времена, сжилась непростая. При этом базовый показатель, из года в год изменяющий “здоровье” строительства – плановое количество введенных в эксплуатацию (не обязательно вновь построенных) квадратных метров жилья – пока выполняется. Проблема декларируется в резком, по сравнению с предшествующим периодом, падением продаж. Причем у знаковых, ключевых для региона застройщиков. Так, “Запад” и “КПД-2”, имеющие сильные позиции в области, “просели” аж на 50%. Винить в этом одно региональное министерство, по меньшей мере, не вполне справедливо. Объективно, падение продаж – ни что иное, как недостаточно дальновидная экономическая политика самих застройщиков, не принявших во внимание надвигающиеся риски. Конечно, непроданные квадратные метры – это не поступившие в экономику деньги, которые не будут вложены в новое строительство (в т.ч. неполученные зарплаты работников) и производство стройматериалов. Но и предлагаемые министерством меры явно недостаточны. Льготы по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет, проблемы не решат. Во-первых, на покупательской способности потенциальных собственников квартир это никак не отразится. Во-вторых, снижение налоговой нагрузки в будущих периодах вряд ли поможет реализовать уже построенные жилье. Кроме того, принятие подобных мер, если оно станет регулярным, может послужить стимулом для перекладывания части своих рисков на плечи государства и в дальнейшем. Мне могут возразить, что подобная налоговая политика успешно работает в деле привлечения инвестиций. Не стану спорить, с одной поправкой – если речь идет об открытии новых производств. К более эффективным средствам можно отнести предлагаемые меры государственной поддержки ипотеки. При снижении спроса для его стимулирования вполне логично поддержать именно покупателя, а не продавца. К сожалению, все те же кризисные условия и недостаточная наполняемость бюджета не позволят сделать это в объеме, необходимом для решения всех проблем. В сложившихся условиях министерство могло бы стать центром планирования, не имея ввиду лишь механическое доведение до муниципальных образований плана ввода жилья. Учитывая реалии, вполне целесообразно было бы совместно с крупнейшими застройщиками определять экономически обоснованные объемы предстоящего строительства, не ограничиваясь ролью статиста и распорядителя бюджетных средств. Такой подход потребовал бы известной доли открытости и прозрачности застройщиков. И грамотных, эффективных кадров в управлении отраслью, конечно.