В последнем номере корпоративной газеты ПАО «Т-плюс» (наследник «ВоТГК») генеральный директор объединенной компании Борис Вайнзихер объявил о создании в каждом регионе присутствия корпорации отдельных акционерных обществ для эксплуатации тепловых сетей. Это подтверждает переориентацию компании с производства на сбыт. Для этого «Т-плюс» и необходимо получить контроль над сетями теплоснабжения в регионах. Судя по всему, в отношении Ульяновска у корпорации отдельные планы.
Согласно отчетности КЭС Холдинга за последний год перед масштабной реорганизацией (2013), структура прибыли компаний холдинга весьма сильно поменялась. По итогам 2013 года теплогенерация принесла лишь 34% выручки, а доходы от сбытовой деятельности впервые превысили долю теплового бизнеса, достигнув в общем объеме выручки 35%. Остальные доходы обеспечила электрогенерация.
Изменение структуры доходов КЭС идет в полном соответствии с трендами отрасли. Так, согласно отраслевой аналитике, начиная с начала 2000-х годов снижается потребление тепла в виде пара и в виде воды, причем значительно. По разным данным, падение отпуска тепла за последние 15-20 лет составило от 55 до 70%. С началом «новых экономических условий» отмечается и серьезный спад потребления электроэнергии. При этом рекордный спад отмечается в последние месяцы.
Именно с этой ситуацией, как отмечается в презентации холдинга, и связана глобальная реорганизация, которую КЭС проводил в течение всего 2014 года на фоне рекордного падения цены торгуемых акций компаний группы.
Результатом реорганизации стало создание ПАО «Т-плюс», которое интегрировало все основные генерирующие и сбытовые активы холдинга. При этом собиранием и без того управляемых из единого центра компаний дело не закончилось — в мае прошлого года совет директоров компании одобрил сделку по покупке у родительской «Реновы» оффшора Inter Promo Trade Limited, который владел 99,99% акций “РКС-Холдинга”, 10% “РКС-Инжиниринга”, 100% “РКС-Менеджмента”, а также 100% активов предприятия “Новая городская структура” и 75% “Волжских коммунальных систем”. Таким образом, в «Т-плюс» оказались объединены практические все генерирующие и сбытовые активы холдинга, что привело к серьезному росту капитализации компании.
В результате реорганизации серьезно изменилась и структура основных акционеров за счет снижения доли ЗАО «КЭС-Холдинг» до 24,86% (по данным середины 2015 года) в пользу трех оффшоров, аффилированных с той же ГК «Ренова» Виктора Вексельберга, совокупная доля которой в «Т-плюс» в итоге не поменялась. По сведениям RBK, 10% опционом на акции компании владеет также министр открытого правительства Михаил Абызов.
Для чего все это понадобилось? По официальной версии из годового отчета компании — для «увеличение капитализации компании за счет централизации функций, снижения управленческих расходов, повышения операционной эффективности и выхода на смежные рынки». Под смежными рынками, как несложно понять, в первую очередь следует подразумевать сбыт.
Но существует и еще одна версия — объединение активов с целью увеличения капитализации очень часто производится с целью проведения IPO на зарубежных биржах либо самой компании, либо компаний, которые являются основными акционерами родительской. В пользу этой версии говорит и факт перехода структур «КЭС» на международную финансовую отчетность.
Подобный сценарий в кризисных условиях выглядит логичным, так как позволяет абсолютно легально и без проблем получить «живые» деньги, причем сразу за рубежом. Без лишних проблем с санкциями.
Для перехода на новую стратегию развития с упором на сбыт «Т-плюс» не хватает лишь одного — получения контроля над сетями в регионах присутствия. И в последнее время эта проблема форсированно решается. В основном, с применением рычага давления в виде долгов муниципалитетов.
В этой связи отметим, что плацдарм для подобного развития событий был подготовлен «ВоТГК» еще достаточно давно. Начиная с 2012 года, в большинстве регионов с компаниями — владельцами сетей были заключены новые договоры, согласно которым они перестали быть покупателями тепловой энергии, а стали лишь агентами по её передаче. В результате энергетики получили отличный инструмент финансового контроля над предприятиями.
И этот инструмент начал работать. Основная стратегия «Т-плюс» заключается в просуживании долгов владельцев сетей с последующим предложением о создании совместных акционерных обществ по эксплуатации сетей с муниципалитетами. Для этого в большинстве из интересующих корпорацию регионов уже созданы соответствующие компании, готовые для слияния с компаниями, владеющими сетями. Например, в Пензе процесс объединения идет на базе ОАО “Т Плюс Теплосеть Пенза”.
Очевидно, что муниципалитеты не сильно заинтересованы в реализации навязываемого «Т-плюс» сценария.
В Ульяновске соответствующая аналогичная структура (ООО «Т плюс Теплосеть Ульяновск») была создана еще в 2010 году, а в 2014 году за 3,46 миллиона рублей «ВоТГК» купила ОАО «Ульяновское производственное ремонтное предприятие», создав тем самым базу для обслуживания сетей по аналогии с другими регионами.
Очевидно, что муниципалитеты не сильно заинтересованы в реализации навязываемого «Т-плюс» сценария. Практически во всех регионах, в которых сценарий уже был реализован, и «Т-плюс» стала самостоятельно заниматься сбытом, на муниципальном уровне можно было отметить серьезное противодействие планам компании. Но, тем не менее, вопрос решался — очевидно, что происходило это на более высоком уровне, который принято называть политическим, — против планов Вексельберга пойти не рискнул никто из региональных властей.
Тот же сценарий ныне реализуется и в Ульяновской области — МУПы, владеющие сетями, по сценарию «Т-плюс» готовятся к тому, чтобы быть слитыми в «Т плюс Теплосеть Ульяновск», причем, судя по опыту других регионов, безо всяких выплат и дополнительных обязательств. При этом вопрос о том, выгодно ли это городу, не стоит вовсе. На фоне задачи сохранения прибыли «Реновы» и увеличения капитализации «Т-плюс» интересы города и его жителей — это ничто. Ведь в местах регистрации оффшоров отопление не нужно — вблизи экватора и так тепло.