Вместо предисловияАвтомобильный спорт в Ульяновской области имеет давние традиции. Первые автомобильные соревнования на территории региона прошли в 1907 году, когда по бездорожью Симбирской губернии был проложен маршрут первого трансконтинентального марафона Пекин – Париж – предвестника знаменитой гонки Нью-Йорк – Париж, по мотивам которой Блэйк Эдвардс снял оскароносный фильм «Большие Гонки». Фото: humus.livejournal.com Однако местные жители и власти были лишь сторонними свидетелями и не принимали участие в марафоне Пекин – Париж. Лишь царская полиция была задействована в тщательной слежке за участниками соревнования в виду подозрений на шпионский характер гонки, так как организатор автопробега – редакция французской газеты «Matin» – во время Русско-Японской войны 1905-1907 гг. была уличена в сборе сведений о России по соглашению с Японским Правительством, выдававшим газете субсидию. Первым автоспортивным соревнованием, устроенным ульяновцами, стал 20-ти километровый автопробег 1937 года, в котором приняло участие 30 спортсменов на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях. В то время асфальтированных дорог в Ульяновской области было достаточно мало, поэтому большая часть дистанции превратилась в сплошное грязевое месиво, в котором спортсмены, то поскальзывались и теряли управление, то сильно увязали. Так что гонщикам пришлось испытать всю радость езды по бездорожью. Затем, в 1960-ые гг., в Ульяновске были созданы сильные автокроссовые команды автотранспортного управления и ульяновского автомобильного завода, представители которых неоднократно становились призерами и победителями Всесоюзных соревнований. После распада СССР именно автозаводчане открыли для региона новую и близкую по духу многим местным спортсменам дисциплину автоспорта – ралли-рейды. В 1992 году команда уазовских спортсменов заняла первые два места на международном ралли-рейде «Ельч», проходившем в Польше. В 1993 и 1995 годах экипажи Биньямина Джепаева и Владимира Дунаева стали призерами этой престижной гонки. На сегодняшний день ралли-рейды является одной из самых бурно развивающихся дисциплин ульяновского автоспорта. На территории региона проводятся первенство области, а также этапы кубка и чемпионата России по ралли-рейдам. Ульяновские кадрыСвою лепту в развитие ульяновских ралли-рейдов вносит и команда «ГАЗ Рейд Спорт», которая разместила в областной столице одно из своих подразделений. Команда появилась благодаря усилиям директора Ульяновского авторемонтного завода Александра Евдокимова и ульяновского спортсмена Рамиля Замалетдинова. Еще до начала сотрудничества с «группой ГАЗ» на авторемонтном заводе была создана своя гоночная команда для выступлений в трофи-рейдах и автокроссе. «В начале 2000-х годов на базе Ульяновского авторемонтного завода мы организовали команду для участия в трофи-рейдах, – вспоминает Замалетдинов. – Выступали на специально подготовленных УАЗах. Затем наше внимание привлек автокросс за счет своей зрелищности и динамичности. После этого мы начали выступать параллельно в двух дисциплинах.»
Рамиль Замалетдинов «За рулем»!В 2011 году Ульяновский авторемонтный завод в сотрудничестве с журналом «За Рулем» выставил собственный экипаж на международном ралли-рейде «Шелковый Путь». За руль специально подготовленного «УАЗ-Патриот Карго» сел Вячеслав Субботин, являвшийся на тот момент заместителем главного редактора журнала «За рулем». Ассистировал ему опытный штурман Рамиль Замалетдинов, который, к тому времени, уже успел проехать «Шелковый Путь-2009» в качестве механика экипажа Биньямина Джепаева. Вячеслав Субботин (на переднем плане) и штурман Рамиль Замалетдинов. Фото: Константин Гусев, nn.mk.ru. «Мы проехали «Шелковый Путь-2011» достаточно неплохо для первого раза, – поведал Рамиль. – Особенно учитывая тот факт, что это было практически дебютное выступление для данной машины. До “Шелкового Пути” мы только в качестве теста проехали ралли “Симбирский тракт”. У нас не было задачи выиграть – главная цель была просто проехать и лучше понять гонку, узнать какие люди и запчасти для неё нужны, определить свои слабые стороны и отработать всю логистику.»
«УАЗ-Патриот Карго», фото: zr.ru Дебют «УАЗ-Патриот Карго» оказался неплохим. Машине удалось успешно проехать более 4000 км дистанции гонки и добраться до финиша на 47-ом месте (из 105 стартовавших в зачете внедорожников). Конечно в ходе соревнования случались и поломки, но их удавалось оперативно устранить. Тем более что некоторые узлы и детали раллийного «УАЗ-Патриот Карго» остались схожи с серийной моделью, что иногда сильно выручало спортсменов. «Один раз у нас сломалась раздаточная коробка. Случилось это прямо возле села, где для УАЗика все есть. Штурман побежал в магазин, а я остался охранять», – рассказал Вячеслав Субботин в интервью радиостанции «Эхо Москвы».
В ГАЗ!Высокий профессионализм специалистов авторемонтного завода и авторитет Вячеслава Субботина привлекли внимания руководства холдинга «Группа ГАЗ». «Когда мы проехали первый Шелковый путь, я пришел на выставку и там ходил Вадим Сорокин – нынешний президент группы ГАЗ, – поведал Вячеслав Субботин в интервью Александру Пикуленко. – Мы тогда с ним хорошо поговорили, он меня где-то переубедил, показал все новые разработки и сказал: «Вот эта полноприводная машина вообще может в Дакаре ездить». Я над ним посмеялся. Честное слово, правда, посмеялся. Говорю: «Какой Дакар? О чем вы говорите?». А он мне сказал: «Слава, именно так. Попробуйте». Тогда мы отправили свою спортивную команду к дилеру, они посмотрели машину и сказали: «Нет, ничего нельзя сделать из этой машины. Это невозможно. Это полный привод, но это не спортивный автомобиль». Я позвонил на завод, а они сказали: «Слава, еще раз посмотрите. Мы знаем конструкцию, хорошо знаем. Она может быть настоящим рамным внедорожником». И мы отправили еще раз команду к дилеру. Я попросил наших инженеров еще раз посмотреть. В итоге они сказали, что могут попробовать из неё что-то сделать. Позвонил на завод, там сказали, чтобы мы тогда приступали. Мы получили несколько образцов и начали делать автомобиль.»
«Соболь-Бизнес» (4х4), фото: auto.mail.ru Раллийная «маршрутка»В итоге, в 2012 году появился гоночный автомобиль, построенный на базе «Соболь-Бизнес» (4х4) и получивший прозвище “маршрутка” за свою схожесть с бороздящими ульяновские трассы маршрутными такси. «Проект рассчитывался как пробный. Все зависело от того – понравятся ли ГАЗу наши результаты, какие будут отклики в СМИ и т.д. Автомобиль, честно говоря, делался на один раз, но создавался уже с учетом накопленного опыта, который мы получили в ходе предыдущих соревнований.» – рассказал Рамиль Замалетдинов, который фактически построил ралли-рейдовый «Соболь-Бизнес» (4х4).
«Соболь-Бизнес» (4х4), фото: auto.mail.ru Несмотря на немного обидное сравнение с маршрутным такси, автомобиль получился вполне добротным (подробнее о машине можно почитать в обзоре Алексея Кованова). Впервые «раллийная маршрутка» показала свой боевой характер на одной из самых трудных гонок Восточной Европы – ралли «Шелковый Путь-2012». Экипаж Вячеслава Субботина и Рамиля Замалетдинова успешно преодолел без малого 4000 километров дистанции гонки практически без поломок, неплохо справляясь с преодолением бродов, песчаных барханов и грязевых ловушек. Итогом стало 35-ое место в зачете внедорожников. Впрочем, наверное самым главным результатом этой гонки стало то, что проекту команды «Газ За Рулем Спорт» был данным зеленый свет.
Фото: zr.ru Первые успехиК сезону 2013-ого года команда «Газ За Рулем Спорт» подготовилась основательно. Усилиями ульяновских специалистов и инженеров горьковского автозавода была сильно доработана конструкция «Соболя», а также созданы два новых раллийных болида на базе Газель-Некст (подробнее о машине в обзоре Вячеслава Субботина). Помимо этого, горьковчане решили замахнуться и на грузовой зачет, подготовив спортивный грузовик «Садко».
«Садко», фото: kolesa.ru В 2013 году команда наметилась уже на серьезные результаты и ввязалась в борьбу за чемпионские титулы кубка и чемпионата России по ралли-рейдам. Для победы в чемпионате в дополнение к Вячеславу Субботину и Рамилю Замалетдинову были приглашены опытнейшие пилоты: Александр Коструков (мастер спорта, чемпион России по автокроссу 2010 года), его брат-близнец Михаил Коструков (мастер спорта, неоднократный участник чемпионата и Кубка России по автокроссу, призер чемпионата России по автокроссу 2010 года) и Михаил Шкляев (мастер спорта, чемпион СССР по кольцевым гонкам). Кампанию им составили не менее опытные штурманы: Евгений Павлов (мастер спорта, чемпион России по джип-триалу 2012 года), Олег Нежнов (мастер спорта, трехкратный чемпион России по трофи-рейдам) и Станислав Долгов (мастер спорта, чемпион СССР по кольцевым гонкам).
Фото: Николай Данилов Итогом выступления горьковской армады в сезоне 2013 года стала серебряная медаль Александра Кострукова и победный титул Евгения Павлова (среди штурманов) в чемпионате России (класс «Рейд-Спорт»). Попутно оба спортсмена увезли домой бронзовые медали Кубка России. В 2014 году экипаж Коструков/Павлов доказал, что эти победы были не случайны. Александр и Евгений выиграли две из четырех гонок чемпионата России, оформив победный титул. Александр Коструков (на заднем плане) и Евгений Павлов, фото: rosrr.com На пути к новым свержениямВ 2015 году команда получила свое нынешнее название «ГАЗ Рейд Спорт». На сегодняшний день её возглавляет Алексей Коптев, а Вячеслав Субботин выполняет функции спортивного директора. Сама команда состоит из 2-х подразделений, расположившихся в 2-х крупнейших автомобильных центрах Поволжья: в Ульяновске готовят 4 легковых внедорожника, включая автомобиль женского экипажа в составе Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной, а в Нижнем Новгороде обслуживают 2 грузовых машины. Татьяна Елисеева и Елена Правдина, фото: offroadclub.ru Сезон 2015 года сложился для команды вполне удачно. В классе «Рейд-Спорт» экипаж Александра Коструктова и Евгения Павлова стал лучшим в чемпионате и кубке России по ралли-рейдам в классе «Рейд-Спорт». Их коллеги Михаил Коструков и Олег Нежнов стали вторыми в чемпионате России и заняли 3-е место в кубковом первенстве. Отличных результатов команда добилась и в грузовом зачете («Т4»). Болеслав Левицкий уступил титул чемпиона России представителю команды «КАМАЗ-Мастер» Антону Шибалову, однако смог сдержать натиск остальных представителей «челнинской армады» и завоевал почетное 2-ое место. Впрочем, наверное самым интересным достижением команды в этом году является создание нового ралли-рейдового прототипа «Газель-Некст Т1», подготовленного по правилам самого мощного и конкурентного класса «Т1». Пока машина лишь «обкатывается» и доводится до ума, но в следующем сезоне «ГАЗ Рейд Спорт» с её помощью намеревается побороться за чемпионский титул в абсолюте. Возможно когда-нибудь мы увидим эту машину и на ралли «Дакар». Газель-Некст Т1 на старте дебютной гонки (ралли-рейд Великая Степь 2015) Рамиль Замалетдинов: “Мы готовы участвовать в гонках самого высокого уровня. Мы уже знаем, что для этого нужно, как готовиться к подобным соревнованиям. Понимаем какие нужны автомобили, экипажи и т.д. Все зависит от наличия финансирования. Будут деньги – будем ехать.”
Выражаем благодарность команде «ГАЗ Рейд Спорт» за помощь в подготовке материала. |
|