В связи с ухудшением экономической ситуации в стране министр финансов Антон Силуанов призвал срочно решить вопрос о повышении пенсионного возраста. Теперь нам придётся работать до 65 лет?
Ответить на данный вопрос мы попросили депутата Государственной Думы РФ Вадима Харлова.
– Ситуация действительно непростая. Как свидетельствует статистика, на одного пенсионера в стране приходится 1,21 работника, который платит взносы в Пенсионный фонд. В идеале на одного пенсионера должно приходиться 3-4 работника. Как утверждают в Правительстве, возможности увеличения рождаемости исчерпаны, миграционные ресурсы ограничены, вследствие чего вопрос повышения возраста выхода на пенсию – вынужденная мера. И Правительство, как это часто бывает, предлагает самое простое решение – взять и повысить пенсионный возраст для всех россиян. До 65 лет.
Не могу согласиться с таким подходом. Не так давно вице-премьер Правительства Ольга Голодец заявила, что треть жителей РФ трудоспособного возраста – 27 млн человек -работают нелегально, то есть не платят налоги, в том числе и в Пенсионный фонд. По моему мнению, Правительство прилагает недостаточно усилий для того, чтобы вывести этих работников из тени. Ведь если бы все эти люди стали платить налоги, то не только бы удалось избежать повышения пенсионного возраста, но и появилась бы реальная возможность увеличить размеры пенсий. К сожалению, по итогам 2014 года, власти смогли “обелить” только 800 тысяч человек. Действуя такими темпами, снять эту проблему за короткий срок, конечно, не удастся. И хотя эта задача крайне сложна, решать её необходимо.
Вместе с тем следует понимать, что рано или поздно повышать пенсионный возраст всё же придётся. Поэтому государство обязано заблаговременно подумать и о том, как обеспечить работой граждан предпенсионного возраста. К сожалению, дискриминация по воз-расту, хоть и запрещена законодательно, но имеет довольно широкое распространение. Людям в возрасте за 45-50, в силу жизненных обстоятельств потерявшим прежнюю работу, крайне сложно найти себе новую. Работодатели не желают тратить деньги на обучение немолодых сотрудников. В итоге они нередко выдавливаются в сферу неквалифицированного, низкооплачиваемого труда.
Если Правительство считает, что в обозримом будущем без повышения пенсионного возраста не обойтись, то уже сегодня необходимо приступать к совершенствованию законодательства в части, касающейся создания механизмов для защиты прав людей предпенсионного возраста. Я придерживаюсь мнения, что с целью повышения ответственности работодателей за сохранение на работе специалистов пожилого возраста можно было бы законодательно ограничить их право на увольнение этой категории людей за 34 года до выхода их на пенсию. Можно также предусмотреть введение системы квот для работодателей, обязывающую (либо стимулирующую) принимать на работу определенное количество сотрудников из таких групп населения, как люди предпенсионного возраста. Возможно принятие и других мер. Важно понимать, что, не проведя всего комплекса подготовительной работы, мы рискуем получить в обществе резкий рост социальной напряжённости.