В интернете активно обсуждается фотовыставка, представленная в социальных сетях и посвящённая России 90-х гг. Правда, следует признать, что блогеры несколько запоздали со своим несогласием романтизации смутного времени. Да, действительно, флешмоб организован Ельцин Центром с целью разрушить сложившиеся мифы о недавнем прошлом. Ну а поскольку мифы эти, как известно, большей частью невесёлого содержания, то, очевидно, кому-то очень хочется разубедить граждан, а точнее, убедить в обратном. Но о том же свидетельствует и масштаб акции Ельцин Центра, неумолчно и неустанно романтизирующего «период становления новой России». Ведь помимо фотовыставки в Фейсбуке, Центр имени первого президента Российской Федерации давно уже запустил проект «Девяностые. День за днём». На сайте Центра можно увидеть фотографии, ознакомиться с архивами газет, почитать дайджесты этих газет и современные к ним комментарии журналистов и всякого рода экспертов. Кроме того, ещё в 2012 г. при поддержке Президентского центра Ельцина и Уральского федерального университета на историческом факультете УрФУ прошло первое заседание дискуссионного клуба «Понимая 90-е». Автор проекта доктор психологических наук Александр Лобок сообщил тогда:
«Современная массовая мифология 90-х – это мифология некого “лихолетья”, случившегося едва ли не по чьему-то злому умыслу. И сегодняшней молодёжи практически неведомо, что Россия 90-х мучительно и трудно выкарабкивалась из эпохи, в которой сама возможность внятного и ответственного (а, значит, продуктивного) исторического мышления была попросту немыслима, поскольку была повязана жесточайшими идеологическими клише. И это была одна из причин, по которым романтические и искренние надежды тех, кто осознал и предъявил себя в качестве создателей нового этапа российской истории, оказались в значительной степени иллюзиями».
Вполне естественно, что как автор проекта профессор Лобок – кстати, известный специалист по мифологии – со знанием дела объяснил цели и задачи дискуссионного клуба. Правда, получилось это несколько путанно, но всё же, если попытаться перефразировать его слова, то можно услышать примерно следующее: никакого такого «лихолетья», тем более умышленно состряпанного, в 90-е годы XX столетия в России не было. Просто нужно было выкарабкиваться на свободу, но поскольку всё время до этого мы жили в условиях, подавлявших наши способности продуктивно мыслить, то искренние романтики, возглавившие процессы освобождения, немножко ошиблись. Поэтому клубу и предстоит оправдать романтиков и доказать, что время было трудное, но прекрасное. Никто никого не грабил, а напротив, те самые романтики только и делали, что озаряли нам путь к солнцу свободы, сиявшему сквозь грозы.
Комментировать это высказывание нельзя. Оно прекрасно в своей обнажённой первозданности. Им можно только молча любоваться.
Но уже готовясь к дискуссии, профессор Лобок и иже с ним обнаружили, что молодые люди равнодушно-недоверчиво относятся к предложенному им обсуждению. По этой или по какой-то иной причине, но активность дискуссионного клуба несколько поутихла. Во всяком случае, Ельцин Центр уже не делал на него ставку. А процесс оправдания романтиков, чьи надежды оказались иллюзиями, вошёл в иное русло. Например, осенью 2014 г. телеканал «Дождь» представил многосерийный документальный фильм «Девяностые. От первого лица». В основе фильма – рассказы политиков и соратников первого президента РФ. Интервью были записаны в рамках одноимённого проекта Ельцин Центра, предоставившего также архивные видеоматериалы.
А в 2015 г. Ельцин Центр в партнёрстве с агентством ТАСС и издательством «Синдбад» выпустили фотоальбом «90-е. Страна. Жизнь в фотохронике». Всё лето по Москве то тут, то там проходили презентации альбома с участием то Наины Ельциной и Михаила Гусмана (первый заместитель генерального директора ТАСС), то Георгия Сатарова (президент фонда «ИНДЕМ») и Владимира Шевченко (экс-шеф протокола президента России). Само собой, говорилось о свободе, о величии ушедшей эпохи и прочих полуфантастических вещах. При этом могло показаться, что выступавшие заговариваются. Как, например, Наина Ельцина, заявившая, что Россия стала самостоятельной страной только в 90-е. Или Михаил Гусман, сообщивший, что эпоха Ельцина – это великая эпоха, а пресса того времени была действительно свободной и искренней. Однако, если вспомнить, что задача Ельцин Центра – заверить граждан, что им повезло жить в 90-е, всё становится на свои места. Тогда, конечно: и пресса была свободной, и страна впервые обрела самостоятельность.
В сентябре 2015 г. в Санкт-Петербурге на базе НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург прошёл семинар «Я думаю!». Семинар организован Ельцин Центром и Фондом «Либеральная миссия». Это уже третий семинар, организованный при участии Ельцин Центра. Нынешняя встреча была посвящена… мифам, окутывающим 90-е гг. в общественном сознании. Перед студентами выступали Евгений Ясин (экс-министр экономики РФ), Геннадий Бурбулис (заведующий кафедрой политософии и философских наук Международного университета в Москве, первый и последний государственный секретарь РФ), Андрей Арьев (писатель, главный редактор журнала «Звезда»), Евгений Волк (заместитель директора Фонда Ельцина) и др.
Но и это ещё не всё. При поддержке всё того же Центра, радио Коммерсант FM с 19 сентября запускает цикл передач «90-е. Разрушение мифов». Субботним вечером граждане могут насладиться разговорами о «трудном, но одновременно прекрасном времени, в котором переплелись радость и боль, победы и поражения». Именно так обещает сайт Ельцин Центра. В первом же выпуске радиослушателей ждала встреча с экономистом и бывшим министром экономики РФ Евгением Ясиным. И, как говорится, снова-здорово. «Российская экономика в те годы находилась в таком состоянии, что какие-то несчастья должны были произойти. Просто так рассчитывать на спокойное развитие было невозможно <…> Мы были люди рыночной экономики, которая только что родилась. Родилась благодаря нам. И в нас сидела, кроме прочего (осознание рисков и так далее), радость свершения – что мы живём, наконец, в стране с рыночной экономикой. Я, например, не очень боялся всех этих кризисов, потому что я понимал, что если мы переживаем процесс становления рыночной экономики, будут какие-то неприятности. Но зато у нас уже есть рыночная экономика!» Именно так г-ну Ясину запомнился дефолт 1998 г. Дальше, кстати, по его мнению, начался подъём, промышленный рост и активное развитие отечественного сельского хозяйства. Последнее, правда, стало заметно только сегодня, да и то благодаря не г-ну Ясину, а санкциям ЕС и США. За что им, конечно, спасибо.
На все выпады вроде того, что правительству Ельцина досталась слабая экономика и дефолт был неизбежен, уже не раз были даны самые исчерпывающие ответы. И повторяться не имеет никакого смысла. Лучше не вступать в бессмысленные споры – ведь никто никогда не переубедит г-на Ясина, что рыночная экономика – ценность не из разряда абсолютных, поэтому радоваться ей, когда твои сограждане получают зарплаты чайниками, мягко говоря, неприлично. Радость эта выдаёт какие-то грабительски-оккупантские замашки г-на Ясина и полную неспособность к государственной деятельности. Зато важно дать ответ этим романтикам-иллюзионистам и противопоставить их сказкам действительную картину жизни 90-х, чтобы долго ещё все помнили: что бывает, если пойти на поводу у проходимцев. Важно также понять: зачем это им понадобилось «разрушать мифы» и убеждать, что в 90-е было здорово? Они чего-то боятся или что-то затевают? Что им опять нужно?
В интернете промелькнуло: «У всех свои 90-е». Это верно: девяностые, как и любые другие, у всех свои. Но в то же время, есть и общие для всех 90-е. Как когда-то были общими 40-е. Обнищание, потеря работы и сбережений, ваучеры, назначение которых осталось для многих тёмным, МММ и Русский дом Селенга, Хопёр инвест и Гермес-финанс, «разборки» и «стрелки», путч и расстрел Дома Советов, две войны в Чечне, взрывы домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, разруха по всей стране…
Но 90-е появились не вдруг. Начало их было заложено во второй пятилетке 80-х – во времена культа джинсов, Интердевочки и тотально-маниакальных разоблачений. Разоблачалось тогда всё и вся: Сталин, герои войны, цена Победы, привилегии партийной номенклатуры, бесплатная медицина, мирный атом, национальная политика государства и пр., пр., пр. Сначала писали, что Сталин извратил учение Ленина. Потом выяснилось, что и Ленин был тот ещё хват. Мало-помалу добрались до основ, и тогда все узнали, что русский народ – раб, дурак и вор. При этом кровожаден, беспощаден и развратен, к свободе и демократии как к высшему достижению человеческого гения не склонен генетически. И понеслось… Страны не стало, зато появились олигархи, рэкетиры и Маша Арбатова, с улыбкой пифии вещавшая по ТВ, что все наши беды от неумения заниматься сексом. Видимо, чтобы осчастливить население и привить ему этот полезный навык, СМИ превратились в рупор свободной любви, а за русскими женщинами вскоре закрепилась слава проституток. Молодые люди осваивали новые профессии: одни шли «в бизнес», другие – в бандиты. После чего бандиты убивали бизнесменов из-за продуктовой палатки или автослесарной мастерской.
И что? Нас пытаются убедить, что мы чего-то не поняли? А заодно предлагают признать, что всё это пустяки на фоне победившей рыночной экономики? Но тогда опять же непонятно: если «сталинские репрессии» – это зло и не стоят индустриализации, то почему настоящий и повальный кошмар 90-х стоит рыночной экономики? Говоря о 90-х как о «времени, в котором переплелись радость и боль, победы и поражения», Ельцин Центр и группирующиеся вокруг него персоналии признают, что проживают в мире сказок и приключений. И это было бы их личным делом, если бы только они не пытались утянуть за собой как можно больше простодушных соотечественников.
Акция, во главе которой стоит Ельцин Центр, это не просто фотки в Фейсбуке. Это масштабная работа, сопоставимая с разоблачениями 80-х. Народ в который раз пытаются обмануть и втянуть в новую авантюру. Потому что, если перефразировать небезызвестное высказывание, как только заговорили о свободе, значит, опять затевают переворот. А потому возмущения блоггеров по поводу фейсбучных фоток кажутся каким-то комариным писком, неуместным и несоразмерным. Всегда лучше лечить болезнь, а не бороться с симптомами.
Замлелова Светлана Георгиевна родилась в Алма-Ате.
Окончила Российский Государственный гуманитарный университет (РГГУ — Москва).
Прозаик, публицист, критик, переводчик.
Член Союза писателей России и Союза журналистов России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.
Кандидат философских наук (МГУ), защитила кандидатскую диссертацию на тему «Современные теологические и философские трактовки образа Иуды Искариота».
Автор семи книг (проза, переводы французской поэзии, литературная критика, монография по философии).