Глава Ульяновска Сергей Панчин — о «лежачих полицейских», новом жилье и парке «Дружбы народов».
В четверг, 1 октября, состоялось первое заседание Ульяновской городской думы V созыва, ключевым вопросом которого было избрание главы города. Кандидатуру Сергея Панчина, до недавнего времени занимавшего пост руководителя администрации Ульяновска, поддержали 30 депутатов. По завершении процедуры ввода в должность глава отправился на приемный пункт своего избирательного округа — в школу № 24, чтобы, как депутат, выслушать пожелания людей, голосовавших за него. По окончании приема граждан РП взяла интервью у Сергея Панчина.

Сергей Сергеевич, с какими проблемами к вам приходили люди?

– Проблемы различные, но в основном связаны с ЖКХ. Сейчас приходила старшая по дому сказать спасибо: мы деревья подрезали, отремонтировали двор… По всему округу помогаем с укладкой «лежачих полицейских». Народ понимает, конечно, что в городе многое делается: строятся дороги, дома, дворцы ледовые, мосты, но это для них далеко. А вот когда приходишь сюда, сразу возникает масса бытовых вопросов — мешающие плиты, песок… Сейчас мы будем создавать народные думы, с тем, чтобы на местах аккумулировать предложения, затем передавать запросы в городскую думу, и далее исполнительной власти, которая будет эти вопросы решать. Нам, как депутатам, самое главное — не обманывать своих избирателей. Мой помощник превратит все обращения в мероприятия. Мы понимаем, что все вопросы за один день не решишь, но можно разработать график на два-три года и начать работать.

Когда Александр Петрович Пинков работал (мэр Ульяновска  в 2010-2011 годы. — Примеч. авт.), на благоустройство ведь огромные деньги истратили, но пошли по неправильному пути. 100 дворов сделали с расширением карманов, заменой бортового камня, а огромное количество дворов вообще остались неохваченными. Сделали ремонт дорог на улице Аблукова, освещение провели, лавочки поставили, 19 детских площадок построили. И потратили пять с половиной миллионов! И ни одного бюджетного рубля. Это все делает бизнес. Вот местная управляющая компания две площадки поставила. Стоимость комплекса: качелька, песочница и перевес — всего 67 тысяч. Если бы этим путем раньше пошли, тогда, когда тратили огромные деньги, то резонанс был бы совершенно другой. Можно ведь всю дорожную карту не ремонтировать: залатать только выбоины. Существует очень хороший струйно-индукционный метод: народ уже доволен — не утопает в лужах. Самое главное — знать проблемы людей. Я вот живу на Камышинской, 15, где церковь. И понимаю прекрасно, что такое транспорт, отдаленность, что такое, когда дому 30 лет.

Памятник многодетной семье в городском парке. Фото: Рогов Артур / ТАСС

– Одной из главных задач городской градостроительной политики было удвоение в течение пяти лет объемов жилья по сравнению с 2010 годом. Достичь показателя 600 тыс. кв. м ежегодно планировалось к 2016 году. Насколько Ульяновск продвинулся к поставленной цели за прошедшие годы, что планируется делать в настоящий момент?

– На сегодня сдается 625 квадратных метров жилья. Мы, конечно, видим ухудшение финансовой обстановки в целом по стране, в мире. Сейчас на рынке много жилья, которое пока не раскупается, строительные организации несут серьезные убытки. Для исправления ситуации действует документ о губернаторской ипотеке. Она ориентирована на работников бюджетной сферы, которые будут получать жилье по фиксированной цене и часть стоимости которого будет компенсирована за счет областного и муниципального бюджетов. Очень большое подспорье — программа реновации, согласно которой строительные организации сносят и затем строят дома на Автозаводской, Стасова, Локомотивной, Гая. Черта города имеет предел, дальше расширяться не имеет смысла, но у нас естьо такие районы, где есть 2-3-х этажные дома постройки 1918 года, как микрорайон УЗТС, улицы Герасимова.

– За последние годы в Ульяновске открылось много детских садов. В будущем году программа модернизации дошкольного образования в регионе должна быть завершена. На какой стадии этот вопрос?

– В Ульяновске все обязательства выполняются: сегодня очередности в детские сады нет. Перед нами стоит задача, чтобы мы к 2017 году сняли очередность на ясельные группы. В середине сентября открыли детский сад в селе Отрада. Потратили 47 миллионов муниципальных рублей. По Отраде мы вообще очень много сделали — и дороги, и освещение, теперь вот — детский сад. В этом же здании находится фармпункт, где работает участковый врач.

Сегодня объявили торги на капитальный ремонт двух детских садов по улице Рябикова ––  финансирование уже есть. Все программы, которые существуют на федеральном уровне — во всех стараемся участвовать. В отличие от других муниципалитетов региона, мы заранее заказываем проектно-сметную документацию. Когда приходят деньги из федерального бюджета, их нужно освоить в определенное время. И в том, чтобы в Ульяновскую область на реализацию всех федеральных программ приходило достаточное количество средств, нам очень помогает губернатор.

  Я при Михаиле Горбачеве работал на Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков председателем профкома. За время моей работы мы с генеральным директором очередность на жилье полностью сняли. Министерству, к которому относился завод, нужно было отчитываться за введенные квартиры, постройку жилья. И если другие заводы долго раскачивались, то мы купили механизмы, людей обучили строительному делу. И построили целую серию домов: люди приходили на УЗТС и через два года получали новое жилье. Сергей Иванович сейчас использует такой же принцип для привлечения денег.

– За время работы на посту мэра Александра Пинкова была проведена значительная реконструкция центра города. Большое внимание этой зоне уделялось и во время работы Марины Беспаловой. В «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования “город Ульяновск” до 2030 года» говорится о создании центральной части города, ограниченной берегами Волги и Свияги. В каком направлении пойдет работа на этом участке городского пространства?

– Главный проект по центру города — это музей СССР. В его рамках мы очень рассчитываем на поддержку федерального бюджета. Хотя мы тоже не сидим: отремонтировали улицы Ленина, Льва Толстого, создали храмовый комплекс. Никто ведь не верил, что мы в этом году отремонтируем 30 дорог, а мы сделали: проспект 30 лет ВЛКСМ, улицу Полбина. Я учился на улице Автозаводской, это были 68-70 годы — уже тогда асфальт там был разбитый. А в этом году сделали. Сделали и улицу Богдана Хмельницкого, мостовой переход на Рябикова. И вот так потихонечку двигаемся. А центральную часть города нужно делать обязательно, иначе к нам туристы не поедут. А это деньги. Я сам дальше села Ундоры не езжу, но есть люди, которые считают, что лучше отдыхать в Турции, чем у нас. А чем там лучше?

Новостройки на фоне старых деревянных домов на улицах города. Фото: Александр Рощин / ТАСС

– Какие работы, проведенные в городских парках, местах проведения досуга горожан прежними руководителями вы бы назвали наиболее значимыми?

– Очень хорошо были проведены работы в парке 40-летия ВЛКСМ, парке Прибрежном, где установили колесо обозрения. В парке «Винновская роща» мы сделали освещение, которого не было, новую сценическую площадку. Ведем переговоры с арендаторами по поводу замены старых аттракционов. Парк Победы изменился совершенно. Пока до сих пор неизвестно, что делать с танком, который установлен на месте будущей дорожной развязки, которую нужно строить. На площади 100-летия Ленина мы сделали игровую площадку. Конечно, это дорогое удовольствие — более двух миллионов она нам обошлась. А игровой комплекс на территории храма — опять же мы его делали! Вот ведь чем производственники отличаются от научной среды — мы приходим и делаем. Народу нравится.

– Не так давно была проявлена общественная инициатива по приведению в порядок парка «Дружбы народов» — работа, за которую много лет не брались никакие официальные структуры. Следует ли понимать, что основное внимание при приведении благоустроительных работ будет отдаваться общественной инициативе?

– Все эти инициативы сводятся к тому, что Панчин — иди и делай. На парк «Дружбы народов» у нас пока нет денег. Нам важнее привести в порядок другие парки, которые посещает много людей. Но к общественной инициативе я замечательно отношусь. Вы приезжайте к моему дому, посмотрите, как у нас. Все в цветах — и это люди сами делают, никого не спрашивают. Я один раз у соседок спросил: может, вам чем помочь? Они ответили — купите нам цветов. Я заказал в совхозе декоративных культур на пять тысяч и отдал им.

Я к парку «Дружбы народов» замечательно отношусь. Но что делать с 800 домами, что у нас под снос? А что делать с двумя миллиардами, которые мы по суду должны выделись на ремонт домов — крыш, подъездов, где нет воды? По парку: региональное правительство сейчас обратилось к республикам — Армении, Белоруссии, чтобы каждая из них изыскала средства на то, чтобы восстановить свой участок в парке.