Приглашаю накануне холодных выходных поговорить о сериалах. Пробегусь на свой вкус и приглашаю к обсуждению.

Сериалы в определенном смысле стали феноменом. Некоторые радикалы и совсем утверждают, что искусство сейчас – не кино, а именно сериал. На эту тему издаются целые научные гуманитарные журналы (недавний «Логос»). Сериал сейчас в актуальной гуманитарной повестке. Ну и тем более – в запросах пользователей на выходные.

Лично я ничего особенно глубокомысленного в этих процессах не вижу. Максимум – наше желание все больше уйти в телевизор. Но последний уже не мода. Поэтому в телевизор пришло кино. Вместе с хорошими режиссерами. Засветились уже и Финчер и Содерберг и, даже, Фон Триер с Бруно Дюмоном. Далее – просто мои предпочтения и приглашение к разговору.

Начну с действительно шедевра в этом жанре.

«Настоящий детектив». Удивил. Я думаю, что Оскара Мэттью Макконахи можно было давать по совокупности в том числе и за эту роль.

Два детектива, Раст Коул (МакКонахи) и Мартин Харт (Харрельсон), на протяжении 17 лет занимаются поисками серийного убийцы из Луизианы. Расследование дела, закрытого в 90-е, внезапно возобновляется в 2012-м, а показания свидетелей из прошлого в фильме пересекаются с событиями, развивающимися в наше время.

Получился роскошный нуар, одна из вершин в своем жанре. Первая половина и вообще смотрится как философское размышление о природе мужского. На отдельные темы выводит еще пара тройка пластов повествования. Кроме всего прочего – прекрасно сделанный продукт – начиная от актеров, заканчивая костюмами.

Penny Dreadful. Обычно переводят как «Страшные сказки», но точнее будет «Копеечные ужасы» (на основе дешевой книжной серии начала прошлого века). Постмодернистский микс в исполни отличных актеров во главе (пожалуй что все же) с Евой Грин. Франкенштейн, Дориан Грей, оборотни, ведьмы… – в одном флаконе. 8-10 серий, все же, единственно удобоваримый формат. Такой объем близок и нашим классическим телесагам из детства. десяткисерийные «Рабыни Изауры» пришли уже с перестройкой.

И «Шерлок Холмс» и «Элементарно» (тоже Холмс). Идеально перед сном. Одна серия-одна история. Классический дуэт шизоида-гения и простофили. В исполнении хороших актеров. На современный лад.

Интересна тенденция в низких жанрах (детектив прежде всего) – мода на скандинавов. Как в литературе (Стиг Ларссон, Ю Несбе и еще целая плеяда), так и в сериалах. Американцы переснимают их пачками. На память приходят «Мост» (не смотрел) и «Убийство» (тоже не смотрел, но оба, похоже весьма достойны). Зато посмотрел английский (в аналогичном духе) первоисточник Broadchurch/Бродчерч для американского же ремейка Gracepoint /Грейспойнт. Все то же самое: убийство (-ства) и вскрываемые в ходе его расследования пласты окружающего бессознательного. Которые могут быть еще и страшнее первоначального факта, становящегося только первотолчком для того, чтобы нырнуть много глубже.

Где то рядом – брутальность «Ганнибала». Там-плюс обаяние Макса Микельсена.

С удовольствием посмотрел «Оттепель» Тодоровского. Уют советского – для меня это детство. И там эта атмосфера живых эмоций, проблем – так уж нормальных и человеческих, девушек – так красивых и сущных, передана очень хорошо. Да и актеры отличные. Русские сериалы -это отдельный жанр. Минус низкопробный телемусор, у нас выходят и достойные наследники своих больших позднесоветских телепредков. Здесь и великая экранизация «Идиота», и, например, мой любимый короткий сериал из подросткового еще возраста «Посредник». Здесь углубляться не буду.

Хваленый «Во все тяжкие»/«Breaking Bad» я не потянул. Да, психологизм, но сериальной концентрации. Для этих целей я лучше кино хорошее посмотрю. Сериал – то, на чем хорошо заснуть. Читать, а тем более, работать, устал, включаешь фоном. Для рефлексий есть Достоевский, Тарковский и Юнг с Юнгером.

Едва потянул пару серий Доктора Хауса. Вообще не понял. Разве что обаяние Хью Лори. Но это для интеллигентных девочек.

Точно так же не вышел за пределы первой серии «Игры престолов»

Еще просмотрены в плюс (если в минус- сразу выключаются): «Фарго» (никак не доберусь до первоисточника), «Черное зеркало», какая то часть «Доктора Кто», частично – «Декстер»

В планах – «Больница Никербокер» от Стивена Содерберга с Клайвом Оуэном».

Приглашаю к диалогу. Запасаемся на праздники)